Перечитав роман "Гай Мэннеринг" Вальтера Скотта, я в очередной раз убедился, что классика на то и классика, что создана на все времена и для всех возрастов. Многое из книги спустя тридцать лет после первого прочтения успело подзабыться, но тем интереснее было.
У Вальтера Скотта, сами знаете, немного затянутое начало, когда он сваливает на читателя гору фактов, но потом, словно из хаоса, появляются в воображении замки и их обитатели - каждый особенный, по-своему примечательный. Интересных персонажей создавать Вальтер Скотт умел всегда. Талант...
Оговорюсь сразу, что книги Вальтера Скотта я по своему собственному скромному разумению ни в коей мере не отношу к числу детских или подростковых. Ознакомиться с ними, конечно же, хорошо лет в 11-12, но и в более взрослом возрасте не мешает вернуться к "Айвенго", "Квентину Дорварду", "Пирату" или "Уэверли" - просто чтобы за повседневной рутиной не забыть, что должен представлять из себя человек.
А если еще автор облекает сюжет романа в свойственную романтизму атмосферу предопределенности судьбы - от "научной" в то время астрологии до примитивных цыганских гаданий с пророчествами бед и несчастий, а потом берет- и убирает на время из повествования того, в ком читатель начинает видеть главного героя...
В общем, зародившаяся интрига уже не отпустит до конца книги, несмотря на то, что суть всего мы понимаем по мере появления повзрослевших персонажей. Но ведь перед нами приключенческий роман, а не детектив. Загадка пусть остается загадкой для героев, а мы, читая, станем наблюдать, как открывается персонажам правда. Это тоже интересно, особенно, когда полковник Мэннеринг несколько раз стоит в шаге от разгадки, кто такой на самом деле Ванбист Браун.
Цыганка Мэг Меррилиз - воплощение природной стихии. Ее сознание, пребывающее на грани безумия и мудрости, способно рисовать картины будущего, стремиться к справедливости и делать добро, несмотря на пережитые несчастья. Образ высокой, устрашающей, прямолинейной и по-настоящему доброй женщины - один из ключевых.
Именно ей дано автором право первой разгадать в Брауне... Впрочем, не стану писать, кого, тем более сама Мэг не называет до поры его имя, но всячески помогает некоему молодому человеку.
Не менее интересен Годфри Бертрам из Эллангауэна. Этакий добрячок и честный помещик, пусть и немного недалекий, получив власть и право карать да миловать, вдруг меняет свои привычки, ссорится с контрабандистами, прогоняет цыган. И вскоре мы не узнаем Годфри Бертрама.
А потом характерный для романтиков прием: человек, находящийся на вершине могущества, вдруг теряет все. И вот спустя 17 лет мы видим Бертрама из Эллангауэна разбитым параличом стариком, у которого отбирает замок и земли его же собственный служака Глоссин, многие годы прибиравший к рукам богатства Эллангауэна.
Кстати, роман еще примечателен и тем, что среди знати на равных чувствуют себя выходцы из народа. И речь не только о Глоссине, мечтающем о дворянстве. Можно вспомнить и честного фермера Дэнди Динмонта, который тоже отнюдь не в роли статиста нужен в романе. И, появившись в начале, чтобы дать возможность юному герою произведения (не буду называть его имя) проявить свое мужество, он вернется к читателям, чтобы заплатить своему новому приятелю добром за добро.
А зло? А зло, как всегда, будет наказано. Но и это будет не банальная плаха, а очередной интересный эпизод из романа.
Кстати, читая, заметил, насколько превосходны диалоги.Например, когда нет возможности говорить напрямик, персонажи искусно ищут лазейки к душам и характерам друг друга.
А больше ничего не скажу. Да и зачем? Читайте Вальтера Скотта - там много недосказанного.