7,6K подписчиков

Концепты и самоделки, которые уцелели в гаражах и на ГАЗе

9,3K прочитали

Увидеть в настоящее время самоделки на дорогах стало практически невозможно. А концепты, которые создавали отечественные автозаводы, зачастую оставались их личной тайной и в старые-добрые времена лояльного техрегламента. Приятно, что буквально на днях, кусочек экзотической автоистории можно было созерцать в Питере. В рамках проведения форума «Российский промышленник» в одном из павильонов Экспофорума прошла выставка отечественных концепт-каров и прототипов 1980-2000 годов «Будущее принадлежит мечтателям».

Увидеть в настоящее время самоделки на дорогах стало практически невозможно.

Увы, к моему большему сожалению, лично посетить данное мероприятие у меня не получилось - был, дома уткнувшись в комп. Зато коллеги оторвались по полной, в приятном окружении интересной техники и таких же, как они автомобильных фанатов. Мне же достались только фото, которыми я с вами и поделюсь.

Увидеть в настоящее время самоделки на дорогах стало практически невозможно.-2

Начну с ГАЗа. Просто потому, что в свое время его разработки имели все шансы пойти в массовое производство. А некоторые даже выпускались реально, пусть и не многотысячными тиражами.

ГАЗ-2304 «Бурлак» был представлен в экспозиции в виде шасси. Первый опытный образец был создан в 1994 году. А всего до 1996 года, когда проект закрыли, успели собрать около 10 «Бурлаков». Часть машин попала в частные руки – благо, в те времена даже такое экспериментальное авто можно было поставит на учет. Последние два экземпляра покинули территорию ГАЗа в 2004 году и как раз один из них вы видите на фото.

ГАЗ-2308 «Атаман» - полноприводный пикап с кабиной от полноценного грузовика ГАЗ-3307. Первый экземпляр такого вездехода был собран в августе 1995 года. До конца 2000 года было собрано 45 опытных образцов в различных комплектациях, а в ноябре пикап даже прошел сертификацию и был полностью готов к постановке на конвейер. Не сложилось. В итоге, первые и последние 10 машин, которые получили законный ПТС, были собраны в 2001 году, после чего проект был закрыт.

ГАЗ-2332 CITYVAN – «каблучок» из 2006 года. Чувствуете, как от названия уже веет прицелом на экспорт в европейские страны? Но, по факту, ничего из данной идеи не вышло. Был собран единственный ходовой макет, который даже не вышел на стадию опытного образца. Хорошо, что хотя бы в утиль не отправился а до сих пор хранится на ГАЗе.

ГАЗ-3106 - пожалуй, последняя известная попытка создать на ГАЗе современный джип, который можно довести до конвейера. Проект стартовал в 2003 году и до 2005 года прошел три этапа модернизации. Итоговый вариант имел колесную базу 2,71 метра и общую длину 4,61 метра. Получилось весьма неплохо, но трезвая оценка рыночной перспективы поставила на проекте жирный крест. А машина на фото вообще, до данного мероприятия, широкой публике никогда не демонстрировалась.

ВАЗ-21204 «Надежда» - полноприводный минивэн от АвтоВАЗа, который мог бы стать бестселлером, но так и остался «вещью в себе». На самом деле стартовав в 1998 году «Надежда» прожила пусть и не яркую, но достаточно долгую, для тех лет, жизнь. В 2002-м стартовало производство рестайлинговой версии, один из экземпляров которой вы и видите на экране. А всего Опытно-промышленное производство ВАЗа собрало 8320 «Надежд».

«Кинешма» - еще один вполне себе серийный продукт, который в реальной жизни большинство людей (в том числе и я), в глаза не видели. Оригинального вида мотоколяску разработал в 1996 году завод «Автоагрегат» из Ивановской области. Из интересного, создатели «Кинешмы» в поиске идеального автомобиля примеряли на нее аж 16 вариантов силовых агрегатов от моторчиков для газонокосилок до полноценных автомобильных двигателей! До 2003 года, когда проект все же был закрыт, на заводе успели собрать 350 стандартных мотоколясок и 50 открытых версий «Кросс» - все они числись по документам квадроциклами. Скажу больше, «Автоагрегат» умудрился продать 50 «Кинешм» в… Испанию, где фирма Messier продавала их под именем Ardilla (Белочка)

Astero – стильный внедорожник от фирмы Dragon Motor Company. На фото самый первый образец автомобиля, собранный в 1997 году. В 2004 году данный кузов был переставлен на новую оригинальную раму и получил дизель с «трехлучевой звездой». Двигатели, вернее их разнообразие, стали своего рода фишкой машины. На различные экземпляры устанавливали целых 5 моделей бензиновых моторов, включая даже V-образную «восьмерку» ЗМЗ-13 от «Чайки». И да, как вы уже поняли, Astero был не в единственном экземпляре – имелся даже ОТТС с индексом 3182. Всего на 57-м экспериментальном автомобильном заводе (Санкт-Петербург), а позже на «АГ Автоком» (Агинский Бурятский автономный округ) до 2002 года собрали около 30 полноприводников.

Jump! – именно так, с восклицательным знаком в конце, назывался открытый внедорожник все от той же Dragon Motor Company. Первый экземпляр машинки был собран в 1999 году. По факту, автомобиль имел пять быстросъемных элементов, легко превращавших его из пляжного багги в полноприводное купе с яркой внешностью. Модель под индексом 3182-2, пытались собирать на тех же площадках, что и собрата Astero. Но смогли сделать всего 6 экземпляров.

«Лаура» - одни из самых ярких самоделок СССР. И множественное число здесь не просто так, а потому, что в 1985 году Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфенов представили сразу два автомобиля с таким именем, которые начали строить еще в 1981 году. В отличие от большинства советских самоделок, когда уже готовые серийные узлы от разных моделей подгонялись «по месту», подавляющее количество деталей для «Лаур» создавалось «с ноля». В результате автомобили оказались настолько хороши, что их дизайн отметил даже признанный мэтр Нуччио Бертоне, а генсек ЦК КПСС, Горбачев личным распоряжением создал для Хаинова и Парфенова Ленинградскую Лабораторию Перспективного Макетирования Легковых Автомобилей при НАМИ. На фото «Лаура» Геннадия Хаинова, которую он в начале 1990-х переделал из хетчбека в купе.

Возможно, вы удивитесь, но вышеупомянутая Ленинградская Лаборатория Перспективного Макетирования Легковых Автомобилей при НАМИ была создана не только на бумаге, но и на практике. И она действительно вела работы по созданию автомобилей, причем явно опережавших и свое время, и уж тем более, возможности советского автопрома.

Увидеть в настоящее время самоделки на дорогах стало практически невозможно.-12

Например, семиместный минивэн «Охта» - как раз ленинградское детище. Стильный дизайн, трансформируемый салон и печальная судьба. Собранную в 1987 году машину отправили на автосалон в Женеву. Там она получила заслуженное признание, но при возвращении в Союз зависла на таможне. Как гласит легенда, заплатить непонятно с чего требуемую пошлину на ввоз у лаборатории не получилось, и оставшаяся на таможне машина была просто разграблена до состояния, когда восстанавливать ее не имело смысла.

«Лимпопо» - компактвэн создававшийся одновременно с «Охтой» в Общественном Конструкторском бюро при Ленинградской Лаборатории Перспективного Макетирования Легковых Автомобилей при НАМИ. Заводатором проекта был Геннадий Хаинов. Предполагалось, что машина будет оснащать на выбор либо бензиновым двигателем, либо электромотором. В 1986 году было начато строительство двух бензиновых и одного электрического образца. К сожалению, ни один из них так и не был до конца достроен. А до наших дней уцелел только прототип электромобиля, который в 2020 году все же удалось поставить на ход.

Transstyle Cabrio – творчество кооператива «Transstyle», организованного Геннадием Хаиновым с коллегами после предсказуемого в связи с развалом СССР закрытия Ленинградской Лаборатории Перспективного Макетирования Легковых Автомобилей при НАМИ. Проект кабриолета на базе ВАЗ-2108 «Спутник» начал разрабатываться еще до закрытия лаборатории, а в кооперативе его уже довели до ума. В 1992 году было собрано два экземпляра и даже сделаны все расчеты для запуска мелкосерийного производства. Но по неизвестным теперь причинам АвтоВАЗ отказался поставлять комплектующие для «Transstyle». К тому же, крыша кабриолета, которая должна была быть как в жестком варианте, так и в виде тента, оказалась по стоимости сравнима с остальным автомобилем. Как бы то ни было – проект заглох. А жаль, ведь вот этот экземпляр на фото за годы активной эксплуатации прошел более 500 тысяч километров…

Laura 3SXS – детище дизайн-центра «Стиль» из 1994 года. Если не догадались, данная контора была создана Дмитрием Парфеновым и не менее известным в автомобильных кругах Александром Кулыгиным. Естественно, так же после развала Ленинградской Лаборатории Перспективного Макетирования Легковых Автомобилей при НАМИ. В основе проекта лежит идея создания кит-кара на базе PONTIAC Fiero. Первоначально предполагалось навешивать оригинальные пластиковые панели поверх стального несущего кузова «американца», а салон должен был меняться полностью. Было даже закуплено в США пять автомобилей PONTIAC Fiero, но… Оригинальные элементы требовали огромных трудозатрат по подгонке, как снаружи, так и внутри. В итоге было собрано всего пять экземпляров Laura 3SXS. А автомобиль на фото вообще собран Данилой Хаимовым самостоятельно из оригинального комплекта деталей.

К слову, в павильонах Экспофорума можно было увидеть и другие автомобили. Вот вполне себе серийный ВПК-233136 «Тигр». Бронеавтомобиль рекламировал ежегодную Выставку передовых технологий обеспечения безопасности личности, общества и государства «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ».

Причем делал он это не в одиночку, а в паре с КШМ Р-125Б-2М-Р на базе FORD Transit V363 L3H3. Не экзотика, но все же…

ЭЛЬТАВР-Як – компактный электрогрузовичок от одноименного производителя малого коммерческого электротранспорта «Эльтавр», дислоцирующегося в Республике Крым. Говорят, что машинка может перевозить тонну груза на расстояние не менее 80 км.

Увидеть в настоящее время самоделки на дорогах стало практически невозможно.-19

Вот такой он, осенний Питер. Мне понравилось. Если решат в следующем году повторить - постараюсь посетить лично...