Данное эссе изначально было написано для получения мною зачёта по предмету "Нации и национализм" и, поскольку зачёт я получил, почему бы не дать остальному люду ознакомиться с моими рассуждениями? Заодно посмотрим, у скольки попавших на мой канал по превратностям судьбы человек подгорит седалище.
Лия Владимировна Гринфельд - социолог из Соединённых Штатов, специализирующаяся на исследовании национализма. В своей книге «Национализм. Пять путей к современности» 3 главу она посвящает развитию и особенностям российского (или же русского) национализма. В данном эссе будет коротко изложена её теория относительно сущности русского национализма, после чего теория Лии Гринфельд будет соотнесена с фактами современной политической жизни России, дабы установить, насколько она соответствует действительности.
Однако, прежде чем мы перейдём к разбору, надо дать толкование понятию национализма.
Сейчас национализм часто имеет негативную окраску, его отождествляют с понятием шовинизма. Однако, данные понятия в корне своём различны. Обратимся к Википедии:
- Шовинизм - идеология национального превосходства, ставящая целью обоснование права на дискриминацию, эксплуатацию и угнетение других народов мира.
- Национализм - идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.
Таким образом, национализм не включает в себя изначально ненависть к другим народам и уничижительное отношение к ним. Проще говоря, можно быть националистом и не впадать при этом в шовинизм и ксенофобию.
Разбор взглядов Лии Гринфельд мы начнём с малого - с названия главы. Глава, посвящённая русскому национализму называется «Скифский Рим: Россия». Почему Россия - Рим скифский, Гринфельд даёт объяснение в конце главы, вспоминая о стихотворении Александра Блока «Скифы» и утверждая, что русские решили назваться именем этого варварского с точки зрения римлян народа «только в крайней ярости».
Стоит отметить, что представления Лии Гринфельд о причинах отождествления русских со скифами несколько противоречат данным истории, поскольку одними из первых восточных славян в скифы стали «записывать» византийцы, чему есть подтверждения в «Повести временных лет».
Однако, почему Россия - Рим, Гринфельд так и не объясняет. Она упоминает вскользь о существовании концепции Третьего Рима, однако в чём заключалась данная концепция и какое значение имела для русского национального сознания, Гринфельд не говорит.
От названия перейдём к оценке подхода к источникам Лией Гринфельд - у неё довольно интересная выборка.
Описывая развитие русского национализма, Гринфельд берёт во внимание лишь период нач. XVIII - нач. XX вв. При этом в её выбор попадают только взгляды элит - дворянства и интеллигенции данного периода, да и то далеко не все - довольно досконально разобрав идеи русских интеллигентов и дворян XVIII в., она мимолётно упоминает классиков золотого века русской литературы, переходя сразу к спору славянофилов и западников.
Лия Гринфельд не берёт во внимание ни культуру и идеи элит России XX века, ни культуру и идеи русских элит предшествующих XVIII веку эпох. Игнорирует Гринфельд и русскую народную культуру (к примеру, былины и песни), а о влиянии и месте православия в русском самосознании вспоминает лишь ближе к концу, да и то при изложении взглядов славянофилов.
Кроме этого, Гринфельд порой приводит недостоверную информацию. Так, на с. 234* она утверждает, что Пётр I хотел сделать государственным языком голландский. Подтверждений этому в истории нет (за исключением одной заметки сомнительного характера с указанием на голландскую газету AD (Algemeen Dagblad)).
Собственно, а в чём заключаются взгляды Лии Гринфельд на русский национализм? Если выразить коротко то это: русский национализм европоцентричен.
Гринфельд считает, что русские осознают себя и своё место в мире, лишь сравнивая себя с Европой (Западом). При этом русские осознают свою неполноценность относительно Европы и от этого либо отрицают Европу и её ценности, мня себя превосходящей Запад в духовном плане мессианской нацией (Фонвизин, Державин, славянофилы), либо считают, что они должны следовать за Западом, при этом в итоге их миссия разрушить старый мир и воздвигнуть новый, основанный, в частности, на ценностях и идеях Запада (Чаадаев, западники, марксисты).
Относительно наличия либо отсутствия у русских европоцентричного национализма будет сказано далее, пока же можно отметить, что европоцентризм присущ самой Лие Гринфельд. Описывая становление русского национализма, она довольно странно интерпретирует некоторые события и процессы, порой противореча сама себе. Например, упоминая на с. 186-187* об использовании Петром I некоторых «общечеловеческих ценностей» с Запада, она пишет далее, что именно благодаря сим ценностям Запад отличался от остального мира. Возникает закономерный вопрос: какие же это общечеловеческие ценности, если они Запад отличают, а не уподобляют остальным людям мира?
Также на европоцентризм Гринфельд намекает и расстановка ею акцентов при описаний мнений современников. Например, описывая спор вокруг норманской теории в XVIII веке Лия Гринфельд упоминает, что служившие в России немецкие «педантичные учёные искали факты», и на основании данных фактов учёный Шлёзер (Август Людвиг Шлёцер) писал, что до прихода Рюрика на Руси «всё было в мраке», а русские были «варварским, грубым, рассредоточенным народом». Это Лия Гринфельд подаёт как мнение профессионала, основанное на фактах (с. 236-237*). Также, Лия Гринфельд приводит негативную оценку Франции Фонвизиным во время его путешествия заграницу (с. 242-243*). В его критике Франции Гринфельд видит лишь «чистую и незамысловатую экзистенциальную зависть», хотя фактически это просто субъективная критика иностранцем недостатков французской действительности того времени.
Интересная получается картина: если европеец критикует что-либо в России, то это значит, что он факты нашёл, если русский критикует что-либо в Европе - он просто завидует, не стоит принимать его критику всерьёз.
От оценки взглядов Лии Грифнельд перейдём к оценке её теории на российской практике. В качестве первого примера возьмём речь Владимира Путина от 9 мая 2023 года.
В своей речи по случаю Дня Победы Президент России сказал, что сейчас Россия противостоит западным глобалистским элитам, которые возбуждают по миру ненависть к России, сеют вражду и уничтожают семейные традиционные ценности, «которые делают человека человеком». При этом он подчеркнул, что Россия не видит врагов ни на Западе, ни на Востоке, противостоя лишь западным элитам. Более того, она признаёт вклад своих союзников в победу во II Мировой войне как на Западе, так и на Востоке. Можно сказать, Президент скопировал слова Сталина («Пусть вдохновляет вас в этой войне...»), сказав, что земля Красной Площади «помнит дружинников Юрия Долгорукого и Дмитрия Донского, ополченцев Минина и Пожарского, воинов Петра Великого и Кутузова, парады 1941 и 1945 годов». В завершении же Путин отметил, что Великая Отечественная война доказала, что нет ничего «крепче, мощнее и надёжнее» единства жителей России, и сказал: «Нет в мире ничего сильнее нашей любви к Родине».
Соотнесём же речь Путина с теорией Гринфельд. С одной стороны, можно найти моменты, который упоминает в своей книге Гринфельд: противопоставление России Западу в плане иных ценностей и мессианскую её роль (защита традиционных ценностей). Даже упомянутая в книге идея соборности (единства) проскальзывает. Однако, если присмотреться, то всё не столь идентично взглядам Лии Гринфельд:
- Россия противостоит лишь элитам Запада, а не всему Западу.
- Россия противопоставлена элитам Запада, но как защитница общечеловеческих ценностей, а не «особого русского (мессианского) пути». Россия вместе с миром, с человечеством, как с Западом, так и с Востоком.
- Россия хотя и упоминает Запад первым по порядку, но в одном ряду с Востоком, таким образом не считая Запад самой исключительной из цивилизаций человечества.
Кроме того, в речи Путина фигурируют идеи, близкие и понятные многим в России, но почему-то игнорируемые Лией Гринфельд в своей книге: идея преемственности и идея любви к Родине.
Идея преемственности отражена в упоминании Президентом РФ традиционных ценностей и защитников России предыдущих эпох. Действительно, данная идея весьма распространена в России. Довольно чётко выражает её Олег Газманов в песне «Два орла»:
Наши предки долгие века
Лили кровь за эти рубежи,
Не иссякнет Родина, пока
Будут в бой мужчины уходить.
Притом, идея преемственности не нова - её можно найти в произведениях советского и имперского периодов.
Идея же любви к Родине проста и очевидна - русские любят Россию потому, что это их страна. Их не интересует, лучше или хуже она Запада да и вообще что там думает этот Запад о России - им нужна лишь их страна и её безопасность. Удивительно, как Лия Гринфельд упустила из внимания эту базовую идею русского сознания.
Второй пример, вполне созвучный с выступлением Президента РФ - содержание некоторых поправок в Конституцию РФ, принятых в 2020 году.
Среди прочего тогда в Конституции было закреплено, что в России брак - это союз мужчины и женщины, что РФ - преемница СССР на всей своей территории, а также то, что что «Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство».
Конституция - основной закон страны, и в данном законе, который должен выражать основные официальные нормы, нет ни намёка на утверждения Гринфельд об европоцентризме русского национализма. Зато мы видим обратное - кроме закрепления политических и экономических прав и свобод граждан РФ, теперь Конституция защищает и идеи и ценности, разделяемые гражданами РФ. Часть данных ценностей противоречит современным западным ценностям, что можно истолковать как подтверждения теории Гринфельд, однако она утверждает, что ценности, которые Россия создаёт в противовес западным - плод обиженной русской фантазии. Здесь же мы наблюдаем не фантазии, а обычные и понятные реально существующие человеческие ценности, которые были включены в закон ради защиты их в свете пропагандируемой агентами влияния западных элит «радужной» толерантности.
Кстати, об этих агентах и иже с ними - это как раз те люди из России, которые вполне разделяют мнение Гринфельд о превосходстве Запада над ущербной Россией. Им посвящён третий пример из российской политической реальности данного эссе. Такие люди есть и их не мало, хотя и далеко не большинство. Имя им - российская оппозиция. В основном такими взглядами славится либеральная оппозиция, в некоторых местах к ним примыкает оппозиция левая, называемая некоторыми в России «вместолевой».
Российские либералы утверждают, что Запад - альфа и омега человечества, а раз Россия не соответствует его стандартам, то, следовательно, она от него отстаёт. Они отличаются не столько тем, что критикуют свою страну, сколько тем, за что они её критикуют - довольно часто объектом их критики становятся ими же самими придуманные недостатки России.
Довольно ярко такое мнение российской либеральной оппозиции было представлено в ролике «НЕ ОЧЕНЬ ВЕЛИКАЯ РОССИЯ - КАРИНА» стримерши Карины (Козыревой/Сычёвой - данные об её настоящей фамилии разнятся).
В данном 20-минутном видео Карина «открывает глаза» зрителю, что на самом деле, оказывается, у России нет никакого величия - история у неё неправильная, кровавая, полная бессмысленных смертей и жестокости, войны Россия всегда проигрывала и т.д. При этом Карина показывает, что не знает элементарнейших фактов истории страны, про которую рассказывает. В конце она изображает исторический путь России как путь неудачника, всю жизнь продирающегося через дремучий лес и считающего это своим предназначением, когда как другие люди (страны) давно уже ездят на машинах по ровным дорогам.
Казалось бы, эти данные подтверждают теорию Гринфельд о русском национализме, но и в этот раз мы натыкаемся на «но»: людей с такими взглядами нельзя назвать русскими националистами.
Многие из них открыто выражают свою антироссийскую позицию, желая, к примеру, поражения России в текущем конфликте с Украиной. Для них быть частью России или быть хоть чем-то ассоциируемыми с ней - позор и оскорбление. Они любят рассуждать о том, что «пора валить из этой страны», притом ничего не делая для своей эмиграции. Спрашивается, зачем? Хочешь уехать - уезжай, нет - сиди дома, не нравится что-то - действуй, зачем лишние крики? Ответ прост: им это приятно и выгодно.
Им приятно и выгодно привлекать к себе внимание, доказывать, что они - «не такие как все», не такие, как «эта страна», поэтому «не такие как все» хором повторяют мантры про «не тот народ», «рабскую психологию», «кровавую историю» и прочее. Так что даже если эти люди и являются приверженцами какого-нибудь национализма, то точно не русского.
Таким образом, теория Лии Гринфельд о сущности русского национализма не выдерживает критики. Она не отражает действительность русского самосознания, являясь, говоря грубо, плодом фантазии Лии Гринфельд. При этом нельзя сказать, что она берёт информацию «с потолка» - часть фактов и событий Гринфельд описывает верно, но при этом выбор её источников довольно ограничен.
Так же, Лия Гринфельд не понимает либо не желает понять тех, кого исследует - русских. Русские ценности в её толковании - мнимые и малопонятные, русский язык XVIII века по её словам изначально не отличался достоинствами и современники сами придумали себе как его красоту, так и достоинства своей страны. То, что у России могут быть достоинства без копирования чего-либо в Европе, видимо, выше понимания Гринфельд. Равно как и то, что русские могут свою страну любить не за то, что она в чём-то лучше Европы или несёт грандиозную миссию.
Основа русского национализма - любовь к своей стране, к народу. Именно это движет и двигало русскими. Стоит отметить, что данное чувство трансформировалось со временем и, к примеру, в Позднем Средневековье русские осознавали себя иначе, нежели сейчас, однако любовь была и остаётся основой отношения русских к самим себе. Лишённые этого чувства люди (вроде описанных в третьем примере) как раз таки соответствуют описанию Гринфельд о европоцентричных русских националистах, однако, как было показано выше, не являются националистами. Чувство любви заменяется в их душе чувством ненависти к стране, их утверждения о превосходстве Запада над Россией (точнее, эмоциональная зацикленность на этом) основаны не на каких-либо разумных выводах, а на эмоциях. Превосходством Запада они пытаются оправдать свою ненависть к стране, ибо в глубине души чувствуют неестественность своего миропонимания.
Душевно здоровый же русский человек не циклится на том, лучше ли Европа его страны, он рад хорошему как на Западе, так и в России, ибо русский национализм не про превосходство - он про простую и банальную любовь.
Напоследок могу предложить сомневающимся посмотреть основанный на русских былинах фильм Александра Птушко "Илья Муромец" и посчитать, сколько раз там вспомнили про Европу либо Запад:
_____________________
* - номера страниц даны по Гринфельд Л. Национализм. Пять путей к современности. М.: ПЕР СЭ, 2012. — 528 с.