Найти в Дзене
Юрий Шумилов

Cолнечное подземелье-I

"Утром мажу бутерброд сразу мысль, а как народ?

И икра не лезет в горло, и компот не льётся в рот."

(Л. Филатов.)

Москва

80-тые

Варшавское шоссе

Гостиница Интурист

Мотель-кемпинг "Солнечный"

Интурист. Мотель кемпинг Солнечный 1982г.
Интурист. Мотель кемпинг Солнечный 1982г.

- Горыныч..., парочку, не больше, а то с полок сдует.

Пробивало прям до костей, а уж разводить-то он умел…, хвоя, мята и ещё чёрт знает что…Горыныч аккуратно открыл здоровенную чугунную дверцу, и маленькими порциями подкинул пару ковшей. С нас потекло. Минут через 7-10 Мишаня обработал меня густыми, хорошо замоченными дубовыми веничками, а это уже был четвертый заход, и мы всей гурьбой рухнули в ледяную купель, а оттуда на минуту обратно в парилку и…. , растеклись как медузы, в зале на лавках. Мишаня похвалился, что вышел новый Sting, завтра притащит послушать. Горыныч предложил в следующий четверг для разнообразия, сходить в бани где-то на Новослободской. Банщики притащили чай с медом, и мы валяясь мусолили - что же это за счастье, русская баня, и как без нее вообще можно жить, тем более при нашем «чудесном», столичном климате и такой работе.

Варшавские бани 1982 г.
Варшавские бани 1982 г.

Первый заход минут на 15, надо делать без веников и конечно без купели, просто хорошо прогреться. Потом чаёк, опять минут на 10- 15. Баня - это место, где не надо суетиться и спешить. Второй заход уже с запаренными веничками. Лучше конечно дубовыми, в руке - лопата. И тут уже можно поработать. Причём задача – не забить этими вениками до смерти (что некоторые пытаются сделать, соревнуясь на выносливость).

Нет.

Наоборот, еле дотрагиваясь, нагнать на тело ещё большую влажность и температуру, что бы с тебя потекло, как из крана. Ведь в этом весь смысл – хорошенько пропотеть. Потом опять чаёк минут на 15. А вот третий и дальше, уже венички и бассейн, венички и бассейн/купель... Причем после каждой ледяной купели, надо обязательно, хоть на минуту залететь под потолок в парилку. Поддать, и ... горячий чай.

Имея уже в далёком будущем на даче собственную баню и пруд, а мы ныряли каждые выходные в любой мороз, за 19 лет "эксплуатации" никто ни разу не простудился, выполняя все процедуры как положено.

Мой пруд. Все готово для ныряния из парилки
Мой пруд. Все готово для ныряния из парилки

Утром - как "огурец". Из тебя же столько гадости вышло.

Ну а сейчас…

Ещё год назад, для меня это было странное место, куда зачем-то, все хороводом ходят мыться. И почему не под душем? Но как-то после работы Горыныч затянул:

- не хочешь завтра с нами в Варшавские сходить? Попаримся?

Не помню, хотел я или нет? А самое главное зачем? Первые два три похода не впечатлили, потом почувствовал в этом потребность, а еще через пару месяцев понял, что жить без этого - невозможно.

Ничего сверхъестественного в Варшавских банях, конечно не было. Всё как и в любой Московской, но вот парилка…. Размер, влажность, высота полок, печка, температура - все было сделано от души. Как по книжке. Ещё один серьезный факт, что мы могли себе это позволять еженедельно и в середине рабочего дня. Т.е. кроме нас… ну пять шесть человек.

Обычно на это уходило часа три-четыре, и мы уже планировали - заходик и по домам. Как в раздевалку уверенно вошли несколько мужчин в одинаковых костюмах со словами:

- "просьба всем посетителям одеться и пройти в автобус"

Мишаня с Горынычем только захотели открыть рот, как гражданин в костюме сунул в нос красное удостоверение (видимо сотрудника КГБ, так как прочитать конечно никто ничего не успел), и уже совсем другим тоном:

- товарищи …, советую…, очень советую поторопиться,

пошел обходить баню.

Ну так все обломать. Как же они надоели, эти блюстители порядка.

Да…, методы уже ушедшего в мир иной, бывшего генерального секретаря ЦК КПСС тов. Андропова, по наведению порядка в стране, ещё по инерции проявлялись на каждом шагу.

И из кинотеатров днем «загребали», и из магазинов, и из кафе и ресторанов, и уже до бань добрались. Под присмотром КГБэшников и мимо стоявших в шоке банщиков, все спустились в замусоленный ПАЗик. Исходя из того, что по «Варшавке» поехали в сторону области, мы обрадовались – ну хотя бы не на Лубянку. Про эти показательные акции по городу ходили сплетни, что народ как правило привозили в ближайшее отделение милиции, заводили на каждого особую «папку» и просили написать объяснительную - почему же он «товарищ», в середине рабочего дня - не на работе?

Московские дружинники на страже правопорядка
Московские дружинники на страже правопорядка

Естественно, с последующим письмом из «органов»: в местком, профком, партком и т.д. После чего гражданина скорее всего либо увольняли, либо впаивали строгий выговор. В общем карьере - конец.

Пошептавшись, решили не рисковать и написать правду. Ну в конце концов мы же не преступники. В общем «накатали», кто как мог: где работаем, кем работаем и что наш рабочий день начинается в 18:30 и заканчивается в 23:00, а сегодня вообще единственный выходной. На каждого из нас была заведена особая и скорее всего «секретная» папка и записаны показания. После чего с нескрываемым презрением, менты выгнали нас на улицу, послав вдогонку и про моральный облик строителя коммунизма,

- и: «в то время, как вся страна …»

- «а вы дармоеды …»

- «да была бы моя воля …»

На улице, нам уже по подробней и без купюр расшифровали:

- и кто мы,

- и что мы,

- и где нам место,

- и где нам НЕ место,

- и как «ОНИ», теперь будут эту заразу с корнем вырывать ...

В общем ничего нового.

А мы..., "размытые", после бани … , негативная информация вообще не воспринималась.

Частично они были правы. Пользу, именно в масштабе нашей необъятной родины, мы вряд ли какую приносили. Но вот пользу, в масштабе отдельно взятых личностей этой страны, мы приносили, и даже очень большую. Слава богу хоть не обыскивали, а то Мишаня был большой любитель выпендриться, таская с собой «котлеты» 10-ти рублевых купюр, да и «чеки» могли быть у кого-нибудь.

- ну что товарищи тунеядцы…, по домам?

Кинул Мишаня…

После всего этого, невероятно хотелось есть и спать. Единственный выходной частично хоть и обломали, но душу грела мысль как я сейчас «упаду» и послушаю Weather Report 1984 года, это было что-то !!!! Буквально год назад, я наконец-то осуществил свою несбыточную мечту, и теперь у меня дома стоял настоящий импортный усилитель Marantz и напольные трёхполосные колонки. Наконец-то я мог услышать – как действительно должна звучать музыка. Бас, ударные, бочка, железо, все партии клавишных и гитары. Это было чудо. Причем вопрос не в громкости. Этим видимо и отличается качественная акустика и усилитель – на любой громкости, ты слышишь - всё. Качество не страдает. И именно эта пластинка перевернула в моём сознании "что такое хорошо, и что такое плохо", и вынудила провести полную переоценку музыкальных пристрастий.

Weather Report
Weather Report

Таксист как и положено предложил, что у него «есть», и всего-то по 10р. Ну как же это было не интересно. Хорошая музыка - наркотик посильнее любого алкоголя, тем более дешевой водки. Причем наркотик на всю жизнь. Самое интересное, в стране, где не было ничего, дефицит – было всё, и запрещено было почти всё, мы имели возможность быть в курсе абсолютно всех музыкальных событий, происходящих «ТАМ».

Но когда я открыл дверь, то слушать сил не было. Просто рухнул и на счет два - уже спал.

… как же заорал гимн...

Твою мать...

Неужели двенадцать…

Так ведь заикой можно стать. Черт, ну почему я опять забыл вырубить громкость этой жопкиной радиоточки… Пришлось всё-таки встать и заткнуть эту хреновину. 365 ней в году, два раза в день. Причем так орёт - мёртвого поднимет, особенно первый аккорд… подбрасывает как катапульта.

А в 6 утра ...?

Проваливаясь опять в сон, уже в который раз за два года, успел поклясться - встану, выкину к чёрту. А когда проснусь, конечно всё забуду, в середине дня автоматически включу, и опять по новой...

Включу… обычно для фона. Как всегда расскажут, что происходит на «полях страны», с которых регулярно: весь урожай, все товары, «услуги» и продукты, прямиком «закладывают» в «закрома Родины», минуя при этом население и сами магазины. Какая-то ерунда получается.

- на полях страны всё есть

- закрома Родины трещат

- в магазинах – ни черта нет

Мистика. Бермудский треугольник какой-то: поля-закрома-магазины ? И исчезает ведь всё где-то по дороге...

Причём - бесследно.

Что-то с логистикой...

И куда ОНО всё девается?
И куда ОНО всё девается?

Зато - все граждане в тонусе, занимаясь вечным поиском - «где бы чего-нибудь достать».

И ведь доставали.

С переплатой, «через завсклад, через товаровед, через директор магазин, через уважаемых людей» - как говорил товарищ Райкин, которые и являлись нашими клиентами.

Как-то зимой ещё в 1981г. я купил за 55 рублей YES “Drama”, а у моего друга Саши Зайцева (заменил П.Подгородецкого в "Машине времени") был еще и «UK».

YES
YES

Но самое необыкновенное чудо – у него были проигрыватель Электроника, усилитель и трёхполосные колонки, которые он каким-то чудом достал. Да – Советские, но это всё равно была фантастика, и мы сутками напролет слушали, слушали, обсуждали и разбирали, что и как играют музыканты. Нас же научили - как правильно делать музыкальный и гармонический анализ, вплоть до каждой ноты. И мы его делали, как же это было интересно, разбирать каждую партию, каждого инструмента. Такую музыку нельзя слушать отдельными фрагментами. Это не набор песен по списку. Музыкальная мысль - едина, на весь альбом. Все логично и проистекает одно из другого. Саня был натурой утончённой, любил поэзию, и как-то подарил мне даже сборник стихов Северянина. К чему я был абсолютно равнодушен, но одно запало. И только по прошествии времени я понял почему, ведь это было про него:

"Я десять месяцев мечтаю,

А два живу и пью вино.

Тогда для всех я пропадаю,

Но где и как, не всё ль равно?

Как лютик, упоённый лютней

Я человек не из людей

И право, жить как-то уютней,

С идеей - пить из-за идей."

С этой идеей к сожалению, пришел его трагический финал. Уже гораздо позже, в 90-тые, когда мы встречались довольно редко, по неизвестным причинам, он частенько стал "бухать с синевой" у метро «Пражская». Там вычислили, что он один проживает в «Двушке...», хорошенько "накачали", заставили подписать документы на квартиру, вывезли во Владимирскую область, где он пропал без вести.

… а пока мы продолжали с ним слушать и спорить. Какие интересные аккорды и нестандартная гармония, звуки, полифония, аранжировка, инструменты, индивидуальное мастерство. Причиной бесконечного "ковыряния" (в хорошем смысле) в нотах каждого произведения, было наше очень качественное профессиональное академическое музыкальное образование.

А если точнее - горе от ума.

Нас научили правильно слушать и анализировать музыку. На основании чего, мы могли классифицировать: что такое хорошо и что такое плохо.

С первого класса нас учили: что такое нотная грамота, кварто-квинтовый круг и интервалы, аккорды, модуляции, септаккорды и нонаккорды, лады и тональности, сольфеджио и диктанты, теорию музыки, гармония и задачки. Разбор по-нотно - что такое сонатная форма, полифония, клавиры опер и симфоний.

Поразило!

Параллельно знакомили и с мировой классикой: Барокко, Классицизм, Романтизм, Бах, Моцарт, Гендель. Бетховен, Гайдн. Шуберт, Лист, Глинка, Чайковский, Шостакович и т.д.

Здание нашего МГХУ на Пресне.
Здание нашего МГХУ на Пресне.

Тоже поразило !

А уже в 8 классе, полученные знания мы начали применять ко всему, что попадалось и удавалось купить у фарцовщиков. Денег не было, поэтому мы чуть ли не всем классом скидывались на каждую пластинку, которая могла стоить от 10-ти до 15-ти рублей, а в первой половине 70-тых это были: Jesus Christ Superstar, Slade, Pink Floyd, Deep Purple, The Beatles, Chicago, Led Zeppelin и т.д..

И вот это поразило ещё больше! (Jazz и Jazz-rock мы услышали попозже)

И только гораздо позже, в поле зрения стала попадать Советская эстрада - полнейшее разочарование ! Ну вот что-то не то... Не верю (если по Станиславскому)

Наш ресторан, видимо как раз и оказался в золотой (и в прямом и в переносном смысле) середине моих творческих поисков и "нестыковок":

- между тем, что я слышал справа и слева,

- что исполняют "ТАМ"

- и что нравилось, и исполнять хотел я

Тут всё и сошлось.

А началось всё как раз с моего друга А. Зайцева. В Чертаново, в 80-тые, существовал один довольно престижный ресторан «Россошь» (от улицы Россошанская). Я только вернулся из армии, был безработным,

Хабаровск. 1979Г. Ансамбль песни и пляски ДВО (первый с лева в первом ряду)
Хабаровск. 1979Г. Ансамбль песни и пляски ДВО (первый с лева в первом ряду)

и вечерами часто засиживался у Сани слушая музыку. И вот как-то вечерком он рассказал, что его друзья ищут "клавишника":

-" ... работа конечно не творческая, скажем мягко, но на первое время..., лучше чем ничего. Ну как, попробуешь? И заработаешь что-нибудь…"

С таким шквалом музыкального мусора, я еще не сталкивался. Это оказался тихий ужас (я имею ввиду репертуар). На второй день хотелось убежать. Но..., появились хоть какие-никакие деньги. Так что просыпался и ложился спать с одной мыслью – как сменить «точку». И …

23 февраля, в нашу «Россошь» завалилась большая компания. Вели себя достаточно странно, на 4 мужиков и двух дам, помимо скромной еды, заказали всего-лишь бутылку шампанского? Очень пристально нас изучали, шушукались, не танцевали и иногда что-то записывали. Просидев до 23:00 (мы же помним, в это время страна «закрывалась и ложилась спать») тихо ушли, не дав официантам на «чай».

- «жлобы»

пробурчали официанты.

Через три дня подходя к ресторану, я увидел незнакомую «пятёрку», из которой вышел взрослый и незнакомый дядька, направившись ко мне:

- «привет, помнишь мы у вас три дня назад в углу сидели?»

- «a… ну да... было …» - промямлил я, пытаясь угадать что надо

- «Мы музыканты из одного ресторана…, тут не далеко.... вот катаемся по «точкам», ищем "клавишника". Приезжали послушать. Хочешь «точку» сменить ? C нами поработать?»

Сменить-то, я конечно хотел. Более того - мечтал, но только не хотелось сменить «шило на мыло»:

- «а послушать вас можно?» - предложил я.

Хрен его знает, кто это такие?

Договорились.

Валера объяснил, куда и как, попросил взять с собой паспорт. Пропуск он закажет. Паспорт? Пропуск? Что-то уж больно сложно, подумал я, зато рядом, в Чертаново.

- «у тебя выходной когда?» - спросил он

- «в среду»

- «отлично, значит в среду к 9-ти …»

В 21:00 я был на месте. Валера посадил меня в дальний угол небольшого зала, что бы не мозолил глаза. Я осмотрелся. На сцене стояла современная, дорогая импортная аппаратура и инструменты, хороший свет, и я приободрился. Наконец вышли музыканты и заиграли. Настроенный изначально скептически, готов был услышать что угодно, но когда первой композицией оказалась Just Once с альбома Quincy Jones....

Я сидел ошарашенный и действительно не верил своим ушам.

- «вот это да!!!!»

Играть такое в наших ресторанах?

Дальше они играли кавер версии: James Ingram, Al Jarreau, Saga, George Benson, Patti Austin, Michael McDonald и Michael Franks...

Куда я попал?

Конечно, огромное значение имел сам факт качественной аппаратуры, инструментов и высокое исполнительское мастерство. Но исполнение такой музыки в Московском ресторане? Как разрешили-то?

Удивительно, но зал тоже слушал, вилки не звенели, и публика разговаривала шёпотом…

Неужели такое бывает?

Наконец-то!

На сцене стояли мои единомышленники...

Я был в шоке.

Единственный минус этих кавер версий – невнятные клавишные партии. Которые очень неуверенно пыталась играть солистка. В общем, я еле дождался перерыва, ворвался к ребятам в гримёрку со словами:

- "завтра могу выйти" !

- "не спеши, не так все просто, оформление…, проверки..., Интурист же, но через неделю наверное приступишь. А завтра утром давай сюда с документами"

- бросил Валера и ушёл в зал.

Я был на седьмом небе от счастья. У меня даже мысли не возникло спросить ни про деньги, ни про график. Готов был на всё, лишь бы играть вместе с ними такую музыку.

Профессиональные музыканты. А на сцене-то стояли - настоящие инструменты: гитары Gibson Les Paul и Ibanez Roadstar, микрофоны Shure,клавиши Rhodes piano и сверху DX7, барабаны TAMA, где я?

Такое видел только на фото и плакатах. Как и положено на следующий день привез Валере документы, совершенно не придав значения его фразе про «проверки» для интуриста. Дело в том, что вернувшись в 1980г. из армии, я решил с ней разорвать отношения на всегда. И все последующие годы, регулярно получая повестки на военные сборы или переподготовку, отправлял их в унитаз. Система воинского учета, в стране советов была отлажена отлично, и контроль всех моих «прогулов», в военкомате был зафиксирован. А получив запрос из интуриста, дали подробный ответ – сколько раз данный гражданин не явился по повестке в военкомат.

Прошло уже три надели, и вдруг звонок:

- а ты оказывается у нас злостный нарушитель воинской дисциплины? Ладно, было не просто, но все придумали. Давай завтра в 10:00 внизу перед «МОМА». С тебя причитается.

При встрече Валера мне подробно и рассказал – за что «причитается». Непосредственно от «МОМА» (Московское Объединение Музыкальных Ансамблей) - вопросов, на мои армейские закидоны, не было. Они без проблем, брали меня на работу в любой ресторан города Москвы, но только не в систему «Интурист» - неблагонадежный. Данный факт всего лишь озвучили словами:

- «пусть с военкоматом сам разбирается, нас это не касается»

Но не забыли, и повестки вложили в мое личное дело.

Числится временно буду пока в другом ресторане, а потом через пару месяцев Валера попробует перевести меня из разряда неблагонадежных, в ранг «благонадежных».

- а завтра…в восемь вечера у нас, познакомишься с ребятами и по репертуару пробежим. Тебе же надо все клавишные партии «снять». Тут он волновался напрасно, образование сыграло свою роль – с музыкальным слухом, диктантами и памятью, всё было в порядке. Я прыгал от счастья. А говорят чудес не бывает. Ещё как бывает.