Автодороги возводят при условии, что на них организовано основание должной степени надежности и прочности. Чтобы покрытие максимально долго служило, организуют щебеночную подушку, которая и соответствует вышеупомянутым требованиям.
Дорожное полотно, испытывающее постоянные значительные нагрузки, должно возводиться на неподвижной подушке, не склонной деформироваться. Потому для этой цели и разработана особая технология укладки щебня, которую назвали расклинцовка.
ЧТО ТАКОЕ РАСКЛИНЦОВКА
Учитывая сыпучесть щебня, невозможность сцепки камушков друг с другом, нарастает риск проседания и подвижности основания.
В таком случае в состав можно внести вяжущие компоненты, но стандартная технология укладки материала не решает проблему пустот между фракциями. Справиться с этим поможет только расклинцовка.
Под ней подразумевают вариант утрамбовки камушков, которые различаются размером, в результате чего формируется однородный слой, отличающийся ровностью и оптимальными прочностными характеристиками.
Метод же строится на перераспределении материала так, чтобы исключить пустоты между фракциями, которые невозможно заполнить камнями той же величины. Потому с этой целью и используют разный фракционный состав сырья.
Зернышки минимальной длины во время трамбовки заклинивают камушки средних и крупных размеров. За счет этого технологию еще называют методом заклинки. Так формируется подушка из щебня, напоминающая собой огромную мозаику.
Основание же, возведенное с помощью расклинцовки, приобретает максимальную стойкость к нагрузкам во время давления и движения транспортных средств, оптимальную упругость и монолитность.
ТРЕБОВАНИЯ К РАСКЛИНЦОВКЕ
Узнать требования к выполнению этой технологии можно в соответствующем государственном стандарте. Приняв во внимание приведенные там нормы, советы по реализации позволят провести все этапы на высшем уровне качества, сформировав надежное основание.
КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ РАСКЛИНЦОВКИ
Технологию относят к категории универсальных, поскольку она применяется для частного и промышленного строительства.
Для промышленного предусмотрен особый принцип укладки щебня, который сопровождается использованием катка, масса которого достигает полутора десятков тонн.
Применяют для этого щебень с высокими прочностными характеристиками: серпентинитовый, габбро, гранитный, диоритовый. Действуют по регламенту, придерживаясь государственных стандартов, а характеристики готового основания подтверждают сертификатами.
В частном строительстве допускают выполнение технологии ручным способом, применяя бытовые виброплиты для трамбовки. В качестве подходящих разновидностей щебня применяют не только вышеперечисленные, но и более доступные по цене, например, гравийный, известняковый.
Работы проводят в несколько стадий: подготовительная, основная и проверочная.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Готовят разрешительную документацию, материалы, необходимые инструменты. Так, понадобится устройство для трамбовки, уровень, шланг для подачи воды, стыковая и штыковая лопаты. А в качестве материалов готовят: песок, геотекстиль, разный фракционный состав щебня.
После этого участок размечают, снимают верхний слой почвы. Территорию нужно освободить от мусора, придать должную степень ровности поверхности, а в некоторых случаях понадобится создать траншею, котлован (зависит от вида будущего сооружения).
Далее почву уплотняют, используя виброплиту либо обычный инструментарий. После этого делают гидроизоляционный слой, применяя геотекстиль.
Создают подушку из отсева щебня, песка, придерживаясь оптимальной толщины, после чего трамбуют ее.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
На этом этапе непосредственно реализуют технологию расклинцовки, продумывают работы таким образом, чтобы основание состояло сразу из нескольких слоев разнофракционного щебня (крупного, среднего и мелкого).
Работа с фракцией 40-80
Первым укладывают именно такой слой щебня, соблюдая толщину в пределах 300 мм. Состав смачивают водой, расход которой достигает до 25 л на 1 м².
Выполняют укладку техникой, повторяя операцию до четырех раз, чтобы придать слою достаточную степень ровности и плотности.
Работа с фракцией 20-40
Наступает этап укладки щебня средней фракции, толщина которого не должна превышать 200 мм. Для трамбовки применяют виброплиту, каток либо ручные инструменты, повторяя процедуру до шести раз. Периодически состав смачивают водой, расход которой достигает до 10 л на 1 м².
Работа с фракцией 5-20
Мелкая фракция щебня способствует заполнению всех пустот. Его толщина должна быть не более 100 мм. Слой положено смачивать водой, используя тот же расход, что и на предыдущем этапе. После этого проводят укатку, повторяя ее до шести раз.
ПРОВЕРОЧНЫЙ ЭТАП
Качество работ проверяют, оказывая давление на основание: положительным результатом считается отсутствие волн, вдавливания щебня в основание.
ТРЕБОВАНИЯ К ЩЕБНЮ ДЛЯ РАСКЛИНЦОВКИ
Требования прописаны в соответствующих государственных стандартах.
- Подбирают подходящую фракцию, величина которой указана выше.
- По прочности марка должна иметь показатель минимум М800.
- Для работ не подойдет щебень с высокой лещадностью, поскольку возникнут сложности с трамбовкой. Обычно количество лещадных зерен допускают в пределах 15-35%.
- Морозостойкость допускается от F100.
- Радиоактивность: больше всего подойдет сырье первого класса, поскольку является наиболее безопасным, предназначенным для работ любого типа.
- Количество зерен слабых пород: допускается не более 10%.
- Водопоглощение. Лучше применять щебень, обладающий минимальной пористостью, в качестве которого подойдет мраморный, гранитный.
- Водостойкость: актуальна марка 1, 2.
МЕСТА ПРИМЕНЕНИЯ РАСКЛИНЦОВКИ
Технология подходит как для сооружения взлетно-посадочных полос, автомобильных дорог, так и обустройства фундаментов высоток, создания железобетонных конструкций, аэродромов, трасс с высоким потоком машин.
Оригинал статьи размещен здесь: https://vtor.by/poleznye-materialy/chto-takoe-rasklincovka-shhebnya/