119K подписчиков

Лихорадка «Чёрной пятницы»

1,5K прочитали

Изо дня в день человек просыпается рано утром, собирается, добирается и проводит треть своего дня за рабочим местом. Вечером переводит дух, иногда пытается учиться или заниматься хобби. Но существенную часть его времени занимает процесс зарабатывания денег.

Возникает закономерный вопрос: чтобы что?

Дыра в вашем кармане

Естественно, удовлетворение базовых нужд никто не отменял: оплата жилья, продукты, налоги, в конце концов. И всё же, часть заработка остаётся. Но не оседает в кошельке, а будто испаряется.

Цикл потребления ускоряется, а жизнь не становится лучше:

  • мало кто сейчас умеет копить, ведь можно взять желаемую вещь в кредит или рассрочку;
  • бренды предоставляют индивидуальность на любой вкус, и мы тонем в их «уникальности» каждый сезон;
  • яблочные устройства устаревают, едва только на рынок выходит новая серия.

Не такое будущее представляли люди полвека назад. Полёты в космос стали сродни мемам благодаря публичным фигурам. Зато какими семимильными шагами развиваются сервисы: доставки, сайты и приложения. Всё, чтобы покупать становилось проще и удобнее.

Изо дня в день человек просыпается рано утром, собирается, добирается и проводит треть своего дня за рабочим местом. Вечером переводит дух, иногда пытается учиться или заниматься хобби.

Покупки как увлечение

Листать страницы маркетплейса — занятие медитативное. Есть здесь что-то приятное: воображать себя в красивом образе, предчувствовать восхищённые взгляды друзей или увлекательное времяпрепровождение с новеньким девайсом.

Маленькие радости подстёгивают мозг понемногу расходовать запасы дофамина. В итоге события, которые по идее должны вызывать море эмоций, нас едва трогают. И конечно, это мотивирует нас отправиться за очередной «подачкой». Что снова потребует денег.

Получается, что работает человек не ради удовлетворения, большого дела или самореализации. Он выбрасывает время жизни, чтобы купить очередную мелочь.

Шопоголизм как явление

Раньше можно было выделить 3 основных подоплёки, вызывающие неконтролируемое желание покупать:

  • невротическая тревога: «это есть у всех, кроме меня»;
  • компенсация и нехватка внимания: «получить хотя бы в такой форме»;
  • стремление к престижу: «брендовые вещи сделают меня особенной».

Теперь это выливается в дофаминовую зависимость, погоню за «заменителем радости». Иногда люди даже не получают реальных вещей: они тратят деньги на пиксели, виртуальные объекты, которые могут исчезнуть в любой момент.

Изо дня в день человек просыпается рано утром, собирается, добирается и проводит треть своего дня за рабочим местом. Вечером переводит дух, иногда пытается учиться или заниматься хобби.-2

Есть ли выход

Пора расставить приоритеты. Время стоит дорого, ему можно найти лучшее применение. То же касается денег и других ресурсов. Задайте себе вопрос: готовы ли вы потратить жизнь на вещи?

Если в них ваше счастье, если портрет Плюшкина из «Мёртвых душ» вас ничем не смущает, хорошо. Другое дело, когда впечатления, отношения и увлечения представляют для вас лично большую ценность.

Мир с самим собой — вот что имеет значение.