Найти тему

Метод Сократа: один из самых древних способов ведения переговоров

Оглавление

Реклама ИП Рызов И.Р.

ИНН 772776698324

Erid 2VtzqwGp8t9

Древнегреческий философ Сократ не написал ни единой буквы. Этим занимались его ученики. Однако его способы ведения переговоров до сих пор остаются среди базовых. Как говорится, все гениальное уже придумано до нас. Так почему бы не воспользоваться советами пускай и тысячелетней выдержки, но по-прежнему работающими и актуальными?

Принципами и способами ведения переговоров Сократа можно пользоваться до сих пор. Фото © Игорь Рызов
Принципами и способами ведения переговоров Сократа можно пользоваться до сих пор. Фото © Игорь Рызов

Что такое сократический метод

Сократический метод — это форма диалога в обучении, общении и в том числе переговорах. Сам Сократ использовал ее, чтобы вести беседы с учениками.

Принцип метода — серия серию вопросов и ответов для стимулирования критического мышления, самостоятельного поиска ответов и развития логики.

Вместо того чтобы давать готовые ответы, преподаватель ставит вопросы, которые направляют обучающихся на поиск собственных решений и логических выводов. Сократический метод изначально «переговорный»: предназначен для диалога, обмена идей и исследования за счет вопросов-ответов.

Работает он так:

  1. Один собеседник задает другому вопрос.
  2. Второй отвечает своей идеей — она называется гипотезой.
  3. Первый собеседник сомневается в этой идее. Оппонент в ответ пытается доказать свою точку зрения. Или же, напротив, опровержения, если сам поменял мнение.
  4. Второй собеседник (изначально это был ученик) соглашается с теорией. Или отвергает ее.

В конце обе стороны обсуждают то, что получилось. Можно переходить к новому вопросу или остановиться.

Как работает сократический метод на практике

Обсудим с условными учениками вопрос переговоров. Вот классическая сократическая беседа:

Учитель: «Каковы плюсы в том, чтобы использовать переговоры при решении конфликтов?»

Ученик: «Переговоры помогут оппонентам отыскать компромисс и достичь взаимовыгодного решения. Никаких судов или, того хуже, драк».

Учитель: «Но ведь переговоры могут затянуться, иногда стороны ничего не могут решить. А есть ли другие риски?»

Ученик: «Да, переговоры требуют времени. И не всегда обе стороны в результате договариваются. Однако отношения все равно лучше, чем если перейдет к драке, суду и другим репрессивным мерам. Кроме того, оппоненты смогут лучше понять аргументы соперника».

Учитель: «Какие еще навыки полезны для ведения успешных переговоров? Какие стратегии помогут достичь взаимовыгодного решения?»

И так далее. Можно продолжать очень долго. Преимущество в том, что оппонент сам находит ответ, одновременно его нетрудно направить в нужную сторону. В переговорах, конечно, не стоит выступать ментором. Впрочем, сам Сократ не держался с учениками свысока — он позволял каждому высказывать свое мнение и обосновывать его.

Друзья, разные способы и методы ведения переговоров мы разбираем на моих бесплатных мастер-классах.

Читайте еще: