Великая Отечественная война оказала огромное влияние на правоохранительную систему Советского союза. В эти тяжелые времена правоохранительные органы столкнулись с вызовами и испытаниями, их задачи и функции существенно расширились.
Важной ролью правоохранительной системы во время войны было обеспечение безопасности населения и защита государственных интересов. Правоохранители боролись с преступностью, вражескими диверсиями и шпионажем, а также осуществляли мобилизацию резервов и поддерживали общественный порядок. Они также играли важную роль в поддержании морального духа населения и пропаганде патриотизма.
После окончания войны правоохранительная система Советского союза столкнулась с необходимостью перестройки и адаптации к условиям мирного времени. Государственные преобразования, происходившие в стране, отразились и на правоохранительной сфере. Были внесены изменения в организацию и структуру правоохранительных органов, а также в их задачи и функции.
В период Великой Отечественной войны законодательство мирного времени в связи с чрезвычайными военными мерами было ужесточено.
Режим службы в милиции в военное время усложнился: отменялись отпуска, личный состав переводился на казарменное положение, служба длилась по 12–16 часов для младшего начальствующего состава, а для офицеров – до 18 часов, ужесточались дисциплинарные наказания за служебные проступки, часто связанные с арестом на гауптвахту, а за более серьезные – предавались суду Военного Трибунала.
Но и сами сотрудники органов стали жестче, незамедлительно применяя все разрешенные им способы нейтрализации преступного элемента, вплоть до расстрела на месте.
В июне 1941 года высшим органом власти стал Государственный Комитет Обороны (далее – ГКО), возглавляемый лично И. В. Сталиным. Ему подчинялись все - и правоохранительные органы также.
ГКО провело реформу правоохранительной системы, которая в 1943 году состояла из НКВД, НКГБ СССР и Главное управление контрразведки Красной Армии и военно-морского флота (СМЕРШ) при Наркомате обороны.
В послевоенное время условия службы и правоприменительные практики снова стали мягче. В 1956 году на XX съезде КПСС, где Н. С. Хрущев заявил о строгом партийном контроле за работой органов внутренних дел и КГБ СССР. После съезда были организованы добровольные народные дружины (ДНД). Милиция в их организации участия не принимала. Таким образом создавался противовес традиционной правоохранительной системе.
- упразднили понятие «враг народа»;
– с 14 до 16 лет повысили возраст наступления уголовной ответственности;
– запретили угрозы и насилие при получении признания;
– за рядом исключений судебные заседания сделали открытыми.
В 1957 году по приказу Генерального прокурора РСФСР в региональных прокуратурах создали отделы по надзору за следствием в органах госбезопасности.
С апреля 1963 года милиции разрешили вести предварительное следствие. В Управлениях милиции появились следственные группы и отделы.
В феврале 1969 года при личном участии Министра внутренних дел Н. А. Щелокова Главное управление милиции МВД СССР упраздняется.
Формируются:
- Главное управление уголовного розыска (далее – ГУУР),
- Главное управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией,
- Главное управление государственной автоинспекции,
- Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка,
- Штаб и другие.
В работе милиции главный упор делается на профилактику через созданные в отделы профилактики (ОПС), которые проводили профилактические мероприятия в основном через службу участковых инспекторов.
При этом борьбу с рецидивами преступности взял на себя ГУУР.
Материал подготовлен на основе статьи Александра Владимировича Панфилеца и Алексея Леонидовича Бредихина ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СССР В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД.