Найти тему
Лев Алабин

Неистовые каблучки

Сигирийя с мантонами
Сигирийя с мантонами

Costa Del Flamenco

Считается, что фламенко – танец страсти. Наверное, это так, но все-таки, это народный танец, и кроме страсти в человеке множество чувств и страстей. Фламенко танцуют и пожилые люди, в ком страсти, к счастью, утихают и дают человеку отдохновение на склоне лет, танцуют и дети, в ком страсти еще, слава богу, не пробудились и не бушуют. Вот именно так рассматривает фламенко московская школа «Коста дел Фламенко». Чтобы танцевать, не обязательно быть молодым, не обязательно, чтобы у тебя была талия 60 сантиметров. И скажу странное, необязательно даже уметь танцевать.

Аллегриас
Аллегриас

В этом ансамбле есть возрастная группа 60+, и среди них совсем уже солидные дамы, и по объему, и по возрасту солидные. И вот одна из них, в красивейшем платье, мелким шажком (ходить она еще может) выходит на сцену, раскрывает веер, и бросает взгляд на зрителя. О, что это за взгляд! Весь зал взрывается аплодисментами. И она уходит в другую кулису, уже под музыку и под аплодисменты. Вот это, я вам скажу, и есть настоящее фламенко!

танец с веерами
танец с веерами

Кончено, кто видел Антонио Гадеса, никогда не забудет его танец, его руки, а если вы видели Христину Ойос, то вы будете навсегда посвящены в то, что такое фламенко. Они вставали друг напротив друга, не двигаясь, застывали, только смотрели в глаза друг друга, и вы отчетливо ощущали возникшую молнию, которая начинала сверкать между ними, опоясывать их, искрить из каждого движения пальцев, из каждого биения каблука.

Вот это был танец страсти. Христина могла прожечь одним взглядом! А когда контртенор брал свою невероятную ноту и гитара, под воздействием «пяти кинжалов» (как писал Гарсиа Лорка) начинала выходить из себя, волноваться и трепетать, тогда начинался танец, и уже невозможно было остановить эту пару, и казалось, что остановит их только смерть. Так и было.

-4

Имея это в виду, все же я ходил на концерты «Коста дел фламенко» ежегодно. И в Дом Фламенко (который уже не существует) с его удивительным покатым и акустическим покрытием сцены, и во многих домах культуры, клубах и театрах, где выступал ансамбль на фестивалях, конкурсах.

Канья
Канья

С каким удовольствием, с каким легким ощущением жизни скачут женщины в этом ансамбле! Есть в нашей жизни еще простые радости, говорят они. И еще какие! А сколько направлений и разных стилей фламенко тут нам демонстрируют, сколько перемен платьев. Феерия, фестиваль, шоу, калейдоскоп красок, линий и движений. И все в гармонии, в сочетании, единстве. Танец с шляпами, с кастаньетами, с шалями, веерами. Когда 30, 40 женщин делают на сцене синхронные движения в ритм зажигательной музыки, невозможно оторвать от этого взгляд, невозможно не откликнуться. А когда они начинают стучать каблуками, то тут уже мороз по коже поднимается до самого затылка. В фольклорном центре «Москва», где проходил последний концерт, я сидел на последнем, верхнем ряду, рядом со мной были дети, и дети ни минуты не сидели, они тоже танцевали, прыгали и били в ладоши. И я вставал и танцевал рядом. Да и все танцевали, хотя только сидя.

Фаррука
Фаррука

Разнообразие стилей восхищало. Есть в этом шоу обязательно несколько шуточных танцев. Например, «Свадьба», в которой принимает участие единственный мужчина. И женят его на той самой дородной женщине, которая вызвала уже овации зала своим выходом. Но еще более выразительный номер, который я бы назвал «Ссора на коммунальной кухне». На пол летят кастрюли, и хозяйки в бигуди, с закрученными в полотенца головами, со швабрами в руках, начинают наскакивать друг на друга, стуча каблуками. А потом объединяются и, стуча кастрюлями и каблуками, идут стенка на стенку. Кто скажет, что это не зажигательный фламенко, тот, конечно, ничего не знает и ошибается. Вот где раскрывается настоящая страсть. Но ссора, разгоревшись докрасна и добела, утихает, а утихает потому, что все увлекаются общим танцем. И оказывается, что делить-то им нечего.

Румба
Румба

Заканчивается это шоу всеобщим танцем, и всем залом мы подхлопываем в такт в ладоши. Выходит показать себя, потанцевать со своими ученицами и руководительница школы – Лилия Сафина. Она танцует в первой паре. И как это удивительно, она танцует не в каком-то стилизованном «испанском платье». Это всегда вызывает вопросы. Как это без испанского платья испанский танец?

Я спросил у своей спутницы: «Почему она танцует в «обычном платье», а не в испанском?»

- Не в обычном! - ответила спутница, - а в красивом! Нарядном!

В этом, собственно, вся соль. Этот танец не какой-то отживший рудимент фольклора. Это современный танец, и танцевать его можно и в современных, но самых красивых и нарядных платьях.

Perfectamente
Perfectamente

photo: https://vk.com/albums-8471353