«Жестокий романс» - один из самых грустных фильмов Эльдара Рязанова. Режиссер, взяв за основу пьесу Александра Островского «Бесприданница», допустил много вольностей, но оставил печальный финал, хотя в большинстве своих предыдущих фильмов финал вселяет надежду в зрителей.
Рязанова ругали за вольное обращение с классикой, за излишне слезливую мелодраму, однако фильм получил крепким, цельным и интересным. Как минимум картина не уступает литературному первоисточнику, а по ряду моментов превосходит.
В пьесе Островского представлен типичный любовный треугольник. Один мужчина – прожигатель жизни, красивый, умный, обаятельный и самодовольный барин. Он нравится женщинам. Такой образ жизни привел к тому, что деньги у него на исходе.
С другой стороны – даже не мужчина, а мужчинка, легкое подобие с претензиями – мелкий чиновник, который стремится подняться, и для этого ему нужно жениться на достойной женщине.
В центре – юная красавица из небогатой дворянской семьи. Она мечтает любить и быть любимой. Взаимоотношения трех этих людей тесно переплетаются. Яркая история, которая не располагается к эмоциям, и даже не рождает особого сочувствия к главной героине.
История в пьесе начинается с того, что Паратов бросил Огудалова, которая теперь собирается замуж за Карандышева, и окружение обсуждает предстоящую свадьбу. Все это читатель узнает их разговора двух купцов.
Эльдар Рязанов показывает историю с начала, и наполнил сюжет интересным содержанием, превратив набросок Островского в яркую картинку. Именно эмоции, жизненность выгодно отличают фильм от книги.
В фильме «Жестокий романс» все выстроено вполне логично – крепкая заявка, динамичный сюжет с яркими персонажами и сценами, кульминацией и трагической развязкой. Здесь показано развитие отношений Паратова и Огудаловой, видим эмоции, страдания. Все это искренне, зрители сопереживают. Актер проживают на экране жизни своих героев.
Немаловажная роль в этой у прекрасного актерского ансамбля – это Никита Михалков, Лариса Гузеева, Виктор Проскурин, Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Андрей Мягков, Георгий Бурков.
Рязанов показывает, что для Паратова благополучие оказывается важнее личного счастья. Он допускает вполне бесцеремонную игру с чувствами девушки, а для других Лариса – только средство для достижения целей.
В книге автор делает Ларису виноватой во всем – она берет вину на себя, а в фильме досталось всем. Паратов теряет финансовую свободу и беспечную жизнь, вынужденно женясь по расчету. Карандышев, наверняка, отправился на долгие годы на каторгу, а Лариса лишилась жизни, но обрела свободу от всех, кто имел на нее корыстные виды.