Найти в Дзене

ЗНАКОМЬТЕСЬ – «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ГУРМАНЫ» ИЗ ПЕНЗЫ!

Перед спектаклем Саратовского драматического театра имени И.А.Слонова
Перед спектаклем Саратовского драматического театра имени И.А.Слонова

Пожалуй, в каждом городе, где есть свой театр, - драматический ли, кукольный ли, или – бери «выше», - оперы и балета, - по логике вещей, должны быть и свои «театральные гурманы», воспитанные на исторических традициях своего родного «храма Мельпомены»…

Есть они и в старой доброй Пензе. Ведь даже наш земляк – великий критик Виссарион Белинский писал когда-то: «Театр! Театр! Каким магическим словом был ты для меня во время оно! Каким невыразимым очарованием потрясал ты тогда все струны души моей и какие дивные аккорды срывал ты с них!.. В тебе я видел весь мир, всю вселенную, со всем их разнообразием и великолепием».

Отметивший в ноябре этого года своё 230-летие, Пензенский областной театр имени А.В. Луначарского, конечно же, и сегодня с успехом продолжает свои традиции, приобретённые богатой историей и легендами сцены.

А в историю эту свои имена вписали мэтры отечественного театра – Всеволод Мейерхольд, Иван Слонов, Пётр Кирсанов, Нина Масальская…Этот список можно ещё долго продолжать. Причем, и будущий «король экрана» Иван Мозжухин тоже участвовал в постановках созданного в 1896 году драматического кружка им. В.Г. Белинского

Здание Пензенского областного драматического театра имени В.Г. Белинского
Здание Пензенского областного драматического театра имени В.Г. Белинского

Так вот, воспитанные на театральных традициях своего времени (вспомним, каким был наш драмтеатр в 70-90 годы, артистов того времени – Михаила Каплана, Людмилу Лозицкую, Николая Шевкуненко и других…), - те самые «театральные гурманы», пусть несколько «избалованные» аурой и уровнем актерской игры тех лет, к счастью, живы и сегодня.

И, уже познакомившись с репертуаром родного Пензенского драматического, они, применив известную поговорку о том, что «всё познаётся в сравнении», в свободное от работы время (а многие уже достигли пенсионного возраста) в выходные дни отправляются в «театральные» поездки по городам России…

У знаменитого Большого Театра столицы
У знаменитого Большого Театра столицы

Традиции посещать театры соседних областей ведут свой отсчет с давних пор. Но я могу назвать конкретно первые годы ХХI века, поскольку сам в них участвовал или даже организовывал. Помню, что наряду с опытными «театралами» в дорогу отправлялись и тогдашние студенты пензенского педагогического университета…
Вместе с любителями театрального искусства мы тогда побывали на спектаклях Московского Академического Театра Сатиры («Андрюша», «Слишком женатый таксист»), Имени Моссовета («Учитель танцев»), ЦДКЖ («Аршин мал Алан», по личному приглашению Антона Макарского!), Московского Дома Молодёжи (мюзикл «Мама Миа»), Московского академического театра им. В.Маяковского («Ревизор») и др.

На родине Евгения Евстигнеева, рядом с Нижегородским Государственным Академическим театром имени Максима Горького
На родине Евгения Евстигнеева, рядом с Нижегородским Государственным Академическим театром имени Максима Горького

В последующие годы эта традиция была успешно продолжена, но уже большей частью с представителями старшего поколения. С организацией клуба творческих открытий «45 меридиан» подобные автопутешествия по российским театрам вошли в привычный график.

Волгоградский Новый Экспериментальный театр также знаком пензенцам...
Волгоградский Новый Экспериментальный театр также знаком пензенцам...

Так, помимо весьма насыщенной в этом направлении столицы, представителям клуба было весьма интересно посещать и другие «театральные» города – Саратов, Нижний Новгород, Волгоград, Казань… К ним затем присоединились Саранск и Йошкар-Ола.

В центре столицы Республики Мари-Эл, - у здания Академического русского театра драмы имени Г. Константинова
В центре столицы Республики Мари-Эл, - у здания Академического русского театра драмы имени Г. Константинова

В последние же годы пензенцы «остановились» на Саранском Русском драматическом театре, буквально «влюбившись» в творческую труппу, создающую на сцене особую атмосферу. Чувствуется, что актеры не играют, а проживают свои роли…

Премьера Саранского Русского драматического театра "Возраст после нежного" буквально потрясла пензенцев
Премьера Саранского Русского драматического театра "Возраст после нежного" буквально потрясла пензенцев

Вот лишь недавние впечатления культурного обозревателя клуба «Меридиан» (с весны этого года он чуть изменил своё название) Марины Железниковой после просмотра премьерной постановки СРДТ «Возраст после нежного»…

«Нежный возраст» - так называют детские годы, когда идёт становление характера человека, его взглядов на жизнь. И очень важно, какие люди оказываются рядом, какие события происходят вокруг. Борис Васильев в своей повести «Завтра была война» пронзительно и достоверно рассказал о том, как в конкретных событиях осени 1940 года происходил переход от «нежного возраста» к взрослости у конкретных ребят из 9 «Б». Есть одноимённый фильм – кинодрама, который никого не может оставить равнодушным. А вот название спектакля «Возраст после нежного», на первый взгляд, трудно связать с первоисточником. Но талантливой труппе Государственного русского драматического театра Республики Мордовия, как всегда, удалось не только раскрыть сюжет, увлекательно и оригинально показать в динамичном действии на сцене то, как «нежный возраст» сменяется осознанным отношение к своим поступкам, к судьбе близких, к событиям, ко всему, происходящему вокруг. Он и заставил зрителя задуматься о своём отношении к жизни. От юношеского максимализма и бескомпромиссности, от слепой веры в созданные тем предвоенным временем идеалы и стереотипы, ребята приходят к пониманию, что каждый из них – личность, достойная уважения. И всегда очень важно оставаться ЧЕЛОВЕКОМ.
В очередной раз меридиановцев удивили и порадовали театральные находки. Ещё за полчаса до начала спектакля музыкальное действо развернулось в фойе театра. На импровизированную эстраду в роли Леонида Утёсова вышел Заслуженный артист Республики Мордовия Денис Кручинкин, который затем, на сцене, появился уже в роли представителя райкома. Вместе с квартетом музыкантов «Утёсов» исполнял самые популярные песни 20-40-х годов.

Денис Кручинкин в роли Леонида Утёсова перед началом спектакля "Возраст после нежного"
Денис Кручинкин в роли Леонида Утёсова перед началом спектакля "Возраст после нежного"

Такое погружение в атмосферу предвоенной поры настроило зрителей на нужную волну (а мне напомнило традицию игровых «прологов» к спектаклям легендарного Театра на Таганке – ред. О.Т.). Эта музыкально-ностальгическая тема в сочетании с современными ритмами и танцевальными движениями гармонично вклинивалась и в ход спектакля. А ещё до его начала было сложно представить, как артисты, далеко не «нежного возраста», смогут сыграть героев, которым по 15-16 лет. Но с этой задачей они справились блестяще. Яркие образы, искреннее проживание на сцене лирических, драматических, трагических моментов при минимуме декораций, и в этот раз показали, насколько талантливы эти актёры.
Вера в лучшее, в то, что это лучшее сможешь сделать лишь лично ты, не оставаясь просто сторонним наблюдателем, - итог спектакля. И огромная признательность всем тем, кто создал «Возраст после нежного».
… Добавлю к свежим впечатлениям Марины, что одним из главных открытий премьерного спектакля было удивительное преображение исполнительницы одной из главных ролей – Искры Поляковой. То, какой она предстала в этой постановке, настолько отличается от «булгаковской» Гелы в «Мастере и Маргарите», что некоторые зрители просто не поверили тому, что исполнила её «та самая» Светлана Кузнецова. Как доказательство тому – букеты цветов на традиционном поклоне артистов после завершения спектакля. Понятно, что практически все они достались именно ей!

У скульптуры уроженца Саратова - неподражаемого Олега Янковского в роли Барона Мюнхаузена, рядом со зданием Саратовского драматического театра имени И.А.Слонова
У скульптуры уроженца Саратова - неподражаемого Олега Янковского в роли Барона Мюнхаузена, рядом со зданием Саратовского драматического театра имени И.А.Слонова

Впрочем, практически весь актерский состав ни на секунду нельзя было «уличить» в определении отсутствия главной «театральной» фразы великого Станиславского – «Верю!». Отсюда и понятные зрительские слезы - как душевный «ответ» увиденному и прочувствованному со сцены…

Билеты в театр столицы Мордовии обычно расходятся, как горячие пирожки, что лишний раз доказывает высокий уровень профессионализма его труппы!

Посещение Тамбовского Академического драматического театра пока остаётся в планах пензенцев
Посещение Тамбовского Академического драматического театра пока остаётся в планах пензенцев

В декабре нас ожидает ещё один наш «должок» ГРДТ, ведь всего несколько постановок меридиановцы за прошедшие годы ещё просто не успели увидеть. Одна из них – «Старший сын».
Пьеса Александра Вампилова, также как и «Завтра была война» Бориса Васильева, уже хорошо знакома, в том числе, и по замечательному фильму, ставшему уже настоящей киноклассикой. Помните Евгения Леонова, Николая Караченцова, Михаила Боярского?.. Будет интересно оценить в Саранске и театральную версию. На очереди также и прошедшая «через кинематограф» пьеса Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна».
Поэтому уже следующую «театральную» поездку планируется организовать в первую пятницу заключительного месяца года, 8 декабря – на «Старшего сына».

…Традиции «театральных поездок» пензенцев продолжаются, уже «набирая оборот» благодаря «подключению» и нескольких местных турфирм, организующих подобные выезды на спектакли в другие города соседних областей. Присоединяйтесь!