Найти тему
РИАМО

Конец эпохи американского фастфуда: в США банкротятся франшизы известных брендов

Оглавление
   Фастфуд ©Brett Jordan Unsplash.com
Фастфуд ©Brett Jordan Unsplash.com

Франшиза – это право компании вести бизнес под именем чужого, как правило, широко известного бренда, а также использовать его технологии. Заключается договор с компанией-владельцем об использовании данного бренда на определенных, заранее оговоренных с ней условиях. Это дает возможность открыть аналогичный или сопутствующий бизнес, оказывать услуги или производить товары. Почему франшизы известнейших брендов фастфуда в США банкротятся, читайте в материале РИАМО.

Что происходит с фастфудом в США

   Человек с расстройством пищевого поведения пытается съесть фаст-фуд © Freepik
Человек с расстройством пищевого поведения пытается съесть фаст-фуд © Freepik

В прежние времена рестораны таких всемирно известных брендов как McDonald's, Burger King, Hardee's и других, открытые по франшизе, считались прибыльным бизнесом. Но в течение 2023 года франшизы ресторанов быстрого питания начали подавать заявления о банкротстве. Так, несколько франшиз Burger King подали заявления о банкротстве, поставив под угрозу закрытие точек питания. Порядка 108 заведений Hardee's также могут закрыться после того, как владелец их франшизы подал заявление о банкротстве.

Недавно, в середине ноября, Starboard Group, крупный франчайзи Wendy's, арендующий 72 ресторана во Флориде, Алабаме, Иллинойсе, Миссури и Висконсине, подала заявление о банкротстве.

Аналитики отмечают, что рост стоимости займов и высокая инфляция привели к банкротству ряда франчайзи ресторанов и небольших сетей в этом году. Хотя Starboard Group – первый крупный франчайзи Wendy's, который был вынужден это сделать.

Возникает вопрос, что происходит с классическим фастфудом в США? Мы привыкли думать, что в этой стране он является массовым явлением, а значит должен процветать с экономической точки зрения. Однако ситуация меняется и перемены эти довольно значимы.

Пандемия коронавируса вынудила американцев готовить еду дома

   Американка в супермаркете ©Viki Mohamad Unsplash.com
Американка в супермаркете ©Viki Mohamad Unsplash.com

Одна из причин банкротства франшиз крупных брендов зародилась еще в 2020-м году во время пандемии. Тогда многим американцам пришлось перейти на приготовление еды дома и это вошло в привычку, объясняет психолог, предприниматель из Калифорнии (США) Елизавета Левина.

Изменился сам стиль жизни американцев: многие до сих пор частично работают из дома, а значит просто и быстрее приготовить дома, чем куда-то ехать, говорит она. Большую популярность приобретают небольшие кафе, готовящие еду на вынос, а не те, где нужно делать заказы и потом долго ждать.

«А в особых случаях американская семья скорее выберет посидеть в местном семейном ресторанчике с его особой атмосферой, чем отпраздновать событие в стандартизированном ресторане фастфуда», – подчеркивает Левина.

Американцы теперь предпочитают здоровое питание

   Здоровое питание ©Farhad Ibrahimzade Unsplash.com
Здоровое питание ©Farhad Ibrahimzade Unsplash.com

Исторически американские фастфуды – это не только способ питания, это в первую очередь стиль жизни: способ социализации, сокращения расходов и времени, объясняет предприниматель из Калифорнии. Классический образ многих ресторанных франшиз создавался в 50-х, 60-х годах XX века, но сейчас поколение сменилось.

«Молодые американцы стараются отдавать предпочтение более здоровой пище, умеют готовить и большая часть социализации проходит в экране мобильного телефона, а не за столиком в ресторане», – отмечает она.

Быстрая еда перестала быть дешевой в США

   Бургер ©Kevin Lanceplaine Unsplash.com
Бургер ©Kevin Lanceplaine Unsplash.com

Не последнюю роль в происходящих процессах играют растущие расходы ресторанов: на сотрудников (постоянно повышающаяся минимальная оплата труда), на логистику (рост цены на бензин), на аренду (взлетевшие цены на недвижимость), объясняет Левина. Управление большим по площади рестораном, да и магазинами становится нерентабельным. Быстрая еда перестает быть такой дешевой и удобной как раньше.

В перспективе эти тренды приведут к переводу торговых площадей в складские (для интернет-магазинов), чтобы удовлетворять спрос в товарах, которые можно доставить к порогу дома. А также к переориентации ресторанов на работу «на вынос», для чего большие площади тоже не нужны, констатирует Левина.

Банкротство франшиз фастфуда может негативно повлиять на весь ресторанный бизнес США

   Фастфуд ©Peter Dawn Unsplash.com
Фастфуд ©Peter Dawn Unsplash.com

Рестораны быстрого питания банкротятся, потому что американцы поменяли привычки и не готовы больше тратить деньги в ресторанах быстрого питания, считает инвестиционный советник, основатель «Университета инвестиций» Юлия Кузнецова. По ее мнению, причин может быть две.

Первая – это питание дома и экономия на еде. Вторая – это правильное питание, на которое сейчас американцы обращают внимание.

«Поэтому и бизнес начинает рушиться. Нужно ли покупать франшизы бизнесу, который может не функционировать дальше? Нет», – говорит она.

Ситуация с банкротством франшиз фастфуда может негативно повлиять на весь ресторанный бизнес США, что и происходит сейчас, полагает Кузнецова.