6,5K подписчиков

Лучшие книги о ментальных расстройствах. Выбирали писательницы

У меня сегодня кое-что особенное!

У меня сегодня кое-что особенное!

В составлении этой подборки приняли участие семь писательниц — Александра Шалашова, Софья Асташова, Маргарита Ронжина, Ровена Бергман, Анна Лужбина, Ева Реген и Анна Лобанова.

Я попросила их выбрать любимую книгу о ментальных расстройствах и рассказать, почему именно она заслуживает внимания.

Отличный получился список!

Александра Шалашова,

автор романов «Салюты на той стороне» и «Камни поют».

Ее выбор: «Мы живем на Сатурне. Как помочь человеку с пограничным расстройством личности», Даша Завьялова.
Ее выбор: «Мы живем на Сатурне. Как помочь человеку с пограничным расстройством личности», Даша Завьялова.

«Автор исследует пограничное расстройство личности изнутри — от неконтролируемого гнева, трудностей с общением, вечным переключением между разнообразными увлечениями, не увлекающими до конца — до кризиса самоопределения, невозможности ответить себе на вопрос "кто я и зачем".

Отсутствие возможности управлять свой ненавистью и любовью — очень страшное ощущение, и Дарья это фиксирует, вспоминая эпизоды собственной биографии, не слишком привлекательные, но вполне встраивающиеся в картину болезни.

Невыносимое, острое желание любви, потребность заполнить внутреннюю пустоту. Особенно симпатична мне эта книга именно поэтому — многое было написано именно о людях с ПРЛ, но не самим человеком с этим расстройством».

"Я хочу лишь сказать, что решение сложной задачи — прекратить страдание — может само по себе стать достойным смыслом, ведь это буквально вызов нашей природе".

Софья Асташова,

автор романа «Вероятно, дьявол».

Ее выбор: «Тирза», Арнон Грюнберг.
Ее выбор: «Тирза», Арнон Грюнберг.

«Долгое время у нас не было художественных книг о расстройствах пищевого поведения (РПП), как не было и достаточно специалистов, информированных об этой болезни.

Мне становится невыносимо грустно, когда каждый день выходят книги о диетической культуре, хорошо замаскированные под книги о гармоничных отношениях с едой, интуитивном и правильном питании. Само понятие "правильное питание" указывает на то, что есть еда "правильная" и "неправильная". И если книга попадет в руки человеку из зоны риска, то это деление еды на правильную и неправильную только усилит симптомы РПП.

К счастью, сейчас появляются и другие книги, где РПП показано как психиатрическое заболевание, которое разрушает жизни не только больного, но и его семьи – и дело тут не только в весе и еде. Одна из таких книг "Тирза" Арнона Грюнберга.

Книга разделена на три части, в каждой из которых описывается одно из ключевых событий в жизни Йоргена Хофмейстера. В части "Жертва" его дочь-школьница Тирза заболевает анорексией. Болезнь становится для нее способом справиться с тревогой, возложенной на нее родителями. Здесь не романтизируются идеалы худобы, но пробивает дрожь от того, что творится с детской психикой. Это крик о помощи, который способен расслышать не каждый родитель. И как важно услышать этот крик вовремя. Хоть и с самим Йоргеном не все в порядке, но то, как он помогает дочери справиться с болезнью, достойно восхищения».

Маргарита Ронжина,

автор романа «Одиночка».

Ее выбор: «Нация прозака», Элизабет Вурцель.
Ее выбор: «Нация прозака», Элизабет Вурцель.

«"Нация прозака" — погружающий текст о депрессии, в то время, когда не было принято ее замечать и относиться серьезно; о том, как любой человек с болезнью или особенностями поведения сталкивается с обществом. С условно понимающим обществом, условно, потому что есть то, что социум готов принимать, и то, что он пока не может переварить, и все, что ему остается — прятать глаза.

А человеку, личности — одному справляться с болью. Прятать себя.

Молодая девушка без, может показаться, глобальных проблем, учится в Гарварде, страдает от аддикций (а на самом деле не зависимостей, а необходимости самой искать лекарство от несуществующей для друзей и родителей болезни). Она не всегда вызывает желание посочувствовать, понять, принять. Она вызывает раздражение, злость, стремление подбежать, встряхнуть и закричать: "Эй, да ты просто не хочешь учиться/работать, ты слабая, а не больная, признай это", но это именно те личные, даже интимные, зеркальные переживания, с которыми людям стоит работать.

Книга хорошо вытаскивает эмоции из читателя, с ней хочется глубоко рефлексировать, примерять ситуацию на себя, даже встретиться с чем-то незнакомым, не очень приятным в себе. В этом смысле "Нация" — еще и терапия для читателя, а не только личный опыт автора.

Это тот случай, когда ты влазишь под кожу героине, и тебе это жутко и интересно одновременно».

Ровена Бергман,

автор романа «Эксперимент».

Роман Ровены Бергман «Эксперимент» только-только вышел, поэтому я попросила рассказать о нем, в нем тоже поднимается тема ментальных расстройств.

Ее выбор: «Эксперимент».
Ее выбор: «Эксперимент».

«"Эксперимент" — современный роман, который хоть и напрямую и не связан с психиатрическими отделениями, куда могли бы попасть как минимум двое из героев, но явно подходящий для подборки о ментальных расстройствах.

Джонни все детство ухаживает за сумасшедшей матерью. Испытывая постоянный стресс в юном возрасте, он сам становится эмоционально зависимым. Это накладывает свой отпечаток на его дальнейшую взрослую жизнь.

Джонни постоянно впутывается в неприятности: дерется, употребляет наркотики, проигрывает крупные суммы денег в покер, без конца меняет женщин, пока не встречает Эстер — девушку, которая хочет стать частью его адреналинового мира».

Анна Лужбина,

автор сборника рассказов «Юркие люди».

Ее выбор: «Завтра я всегда бывала львом», Арнхильд Лаувенг.
Ее выбор: «Завтра я всегда бывала львом», Арнхильд Лаувенг.

«Уникальность этой книги очевидна: Арнхильд Лаувенг — одновременно и пациент, и клинический психолог. С какой-то удивительной простотой и искренностью она описывает свой личный опыт от первых проявлений шизофрении до исцеления от нее.

В этой маленькой книжечке, которую можно прочитать за один вечер, есть все: описание галлюцинаций, переживаний, чувств и ощущений. В ней много страха, стыда и потерянности, много отчаяния. При этом Лаувенг определенно создала не тот текст, который станет развлекать читателя. Эта книга — не вполне художественная, но и не строго психологическая: Лаувенг словно взяла свой дневник и показала его нам, не пытаясь ни угодить, ни приукрасить.

Душа этой книги в сострадании к ментальным заболеваниям: нельзя терять людей за их диагнозами. Разговаривайте, не стыдите, не лишайте надежды и внутренней свободы — вот главное, что хочет сказать нам Арнхильд Лаувенг. Люди способны сопереживать друг другу, слышать и говорить, и в этом спрятан ключ к исцелению и спасению как больных людей, так и здоровых».

Ева Реген,

главный редактор литературного журнала «Фальтер».

Ее выбор: «Ваша жестянка сломалась», Алла Горбунова.
Ее выбор: «Ваша жестянка сломалась», Алла Горбунова.

«Хрупкая, поэтичная и по-хорошему жутковатая книга.

Что будет, если пообщаться с искусственным интеллектом, который знает все? И как не свихнуться при этом? Примерно такую историю нам предлагает автор.

Местами книга, безусловно, если не воспроизводит изменение сознания, то успешно его имитирует. То ли вызов, то ли аттракцион для интеллекта. Я лично — из тех людей, которых будоражит опция поглядеть на ткань мироздания. И мне явно по душе оптика этого текста.

В этой оптике — много чувственного. Много любви.

По итогу же думается, что первым делом "Жестянка" — не о попытке постичь мир, а о попытке понять человека. Опять же: хрупкого, склонного к поэзии по природе своей».

Анна Лобанова,

писатель, сценарист, автор канала «Жизнь киношника за кадром».

Ее выбор: «И в горе, и в радости», Мег Мэйсон.
Ее выбор: «И в горе, и в радости», Мег Мэйсон.

«Хочу рассказать про книгу, которая меня очень и очень удивила. Это "И в горе, и в радости" Мег Мэйсон. Во-первых, книга невероятно жизнелюбиво и с юмором написана, несмотря на очень тяжелую тему.

Героиня этой истории Марта Фрил с 17 лет с трудом встает с кровати и никак не может понять, что с ней не так. Будучи талантливой писательницей и любимой женой, она не очень в себе и сводит с ума своих близких. Врачи ставят ей разные диагнозы и прописывают таблетки, которые не помогают. И только почти в 40 ей диагностируют психическое расстройство и начинают оказывать реальную помощь.

В книге не называется заболевание, автор намеренно не хочет делать на этом акцент. Мне кажется, что цель Мег — показать, каково это быть не таким, как все, и не знать, что с тобой происходит.

Во-вторых, несмотря на крутой сюжет, в этой книге намного важнее то, как пишет автор. Мег – стендап-комик, ее взгляд на жизнь очень важен в этой истории. Мечтала бы я когда-нибудь научиться так видеть окружающий мир.

Чтение вызвало у меня много эмоций (сначала смеялась, в конце — рыдала) и заставило по-другому взглянуть на людей с ментальными расстройствами».

У меня сегодня кое-что особенное!-9

Хочу добавить в эту подборку две книжки от себя.

Роман «Одиночка» Маргариты Ронжиной точно должен быть в этой подборке. Он об очень важной и сложной теме — о послеродовой депрессии и осознании, что так, как раньше, уже не будет никогда.

У главной героини книги Саши родился сын, но еще в роддоме она поняла, что с ним что-то не так. Она совсем одна, это первый ее материнский опыт — со всеми его сложностями, страхами и тревогами. Мало того, Саша понимает, что ее ребенок никогда не будет «нормальным», и она никогда не сможет вернуться к прежней жизни.

Саша пытается принять свой новый статус и выстроить жизнь заново.

У меня сегодня кое-что особенное!-10

И второе — сборник рассказов о ментальных расстройствах «Помутнение». В его подготовке приняли участие десять писателей — у каждого свой опыт и уникальный взгляд на тему.

Мой рассказ — это размышление о Катастрофе, о том, что число жертв всегда больше обозначенных в статистике. Взрыв длится секунду, но ты запоминаешь это мгновение на всю жизнь.

У меня сегодня кое-что особенное!-11

📚 Подписывайтесь, чтобы не пропустить тексты о книжках и картинках.

📚 Мой телеграм-канал.