Всем, кто хоть как-то связан с интернетом известно, что с прошлого года в России действуют новые правила размещения рекламы в сети, а с 1 сентября этого года за нарушение этих правил еще и штрафуют.
Многим это не интересно - ну и что, говорят они, хочешь кататься, регистрируй сани.
Ну, как-то так….
Конечно, можно и так к этому всему относиться. Особенно когда тебя это напрямую не касается - ты не представитель компании, не владелец бизнеса, не блогер, у тебя нет канала в Ютубе или даже в Дзене, у тебя нет сайта…. Можно этот перечень и продолжить. Если же объединить, то тебя не касается закон о рекламе, если ты всего лишь пользователь интернета и только смотришь и читаешь, но сам не создаешь ничего: ни видио, ни текстов, ни картинок.
Тогда да - тебя не касаются правила по размещению рекламы, а вот всех остальных могут коснуться. И тогда нужно сдаваться. Тьфу, то есть - регистрироваться.
Но мало зарегистрироваться. Вам придется регистрировать каждый чих, каждое сообщение, каждую ссылку, каждый текст и каждое видео. Все, что так или иначе может попасть под понятие рекламы.
Чиновники и некоторые приближенные к властям юристы говорят, что ничего страшного и все у нас четко и понятно в плане того, что является рекламой.
Ну да, ну да.
Проблема в том, что понятие «реклама» и «информация» очень близки, а различия между ними неочевидны. Посыл о том, что реклама - это про продвижение товара или услуги, а информация мол нейтральна, очень спорен, так как любая положительная информация о товаре мотивирует пользователей к его покупке.
То есть, что сделали наши законодатели?
Это мое оценочное суждение и я допускаю, что не прав.
Они по-сути всю деятельность людей, которые говорят и пишут в интернете о любых товарах, сделали проблематичной и сомнительной. Хоть о чужих, хоть о своих. Формулировки того, что является рекламой, а что нет, настолько размыты, что оставляют простор для злоупотреблений, взяток и шантажа.
Что не является рекламой и на что не распространяется действия Закона о Рекламе можно узнать в статье 2 Федерального закона:
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:
1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;
2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Все остальное можно подвести под действие Закона и рекламой можно объявить любой обзор или отзыв.
Нативная реклама - все на усмотрение проверяющего.
Кстати, оплата за рекламу не важна. Реклама может быть и бесплатна - так считают в Роскомнадзоре и ФАС.
Согласно разъяснения ФАС от 21 ноября 2022 года рекламой является все, чему уделяется внимание в сообщении, тексте или видео.
«Если одному товару уделяется особое внимание, дается избыточная и положительная информация о нем, есть призывы приобрести его, то такой контент может быть признан рекламой».
То есть любой положительный и подробный отзыв или обзор на товар будет считаться рекламой, даже если нет договора, оплаты и хоть какого-то профита.
Ну ладно, маркировка, сведения.… Ну ичто, скажет кто-то, трудно что-ли подать информацию? Не трудно конечно, но….
Во-первых, зарегистрироваться у операторах несложно, но тут дело в другом. Регистрировать и загружать нужно будет каждый КРЕАТИВ - так называется единица рекламы. Каждое видео тоже нужно будет грузить. Каждый текст.
Потом нужно будет составлять отчет и ежемесячно отчитываться, сколько вы открутили рекламы. Токены - еще один термин. Это код который добавляется к ссылке и который нужно будет получать и вставлять.
Кстати, все эти дополнения к закону и правила созданы, как утверждают чиновники, исключительно для нашей пользы. Не только для потребителей рекламы, но и для рекламодателей. Ну вы помните, по просьбам трудящихся….
Ладно маркировка, регистрация, отчеты - это проблемы орг. характера, но «собака то не только тут порылась».
Вся эта регистрация не только дополнительные затраты труда, но и новый источник расходов.
И это во-вторых:
Регистрация каждой единицы рекламы, ее загрузка стоит денег. Все операторы рекламных данных ОРД работают на возмездной основе. Тарифы у всех разные, но понятно, что хранить терабайты данных бесплатно никто не собирается. За загрузку данных в личных кабинетах придется платить.
Ну в Яндексе, Озоне или ВК это проще - они сами откручивают рекламу и заинтересованны в рекламодателях. А вот в остальном….
Кстати, Сбер тут тоже подсуетился. Сберовская компания ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛАБОРАТОРИЯ РАЗРАБОТКИ» является оператором данных. В месяц там придется платить от 5000 рублей. (Все зависит от количества рекламы)
Где-то будут взимать и намного больше.
Что в итоге?
Ну, те кто профессионально занимаются рекламой никуда не денутся. Работать то надо - просто счета на услуги повысятся.
А вот у блогеров, обзорщиков товаров могут быть проблемы. Теперь для небольших каналов, у кого нет прямых договоров с производителями и рекламодателями, делать обзоры не выгодно от слова совсем.
Ведь рассказывать про один конкретный товар - это на 100% попадать под действия Закона. А регистрировать видео в ОРД - дорогое удовольствие. Да и сравнение товаров тоже достаточно скользкая тема. Один лучше и значит вы отдаете ему предпочтение и тем самым мотивируете его купить, продвигаете его...
Отмечу еще раз - неважно заплатили тебе за обзор или нет. Любой проверяющий может посчитать обзор рекламой, а штрафы там приличные. Частное лицо за несоблюдение закона может попасть на сумму от 30 до 100 тысяч рублей.
Вы решили сделать обзор на товар и рассказать о том, какой он? Если вам его прислали на обзор, то это 100-процентная реклама, а если купили сами, то это тоже реклама, так как то, что вы его купили, может мотивировать и других людей к его покупке.
Получается, что если вы хотите развивать свой канал в какой-то области и делать обзоры на что-то, то вам придется платить в ОРД, а потом еще и отчитываться ежемесячно о том, как ваши ролики и тексты показывались.
То есть, и деньги платим и работы прибавилось. Вот и подумаешь в нынешних условиях - а может нафиг эту деятельность?
В беседе мне как-то сказали, что фиг бы с ними, с блогерами, ютуберами, пусть регистрируются и платят.
Знаете, в последнее время становится все меньше, и меньше хороших обзоров и если РКН и ФАС начнут действовать «в полную силу», то вообще все обзоры пропадут.
Фиг с ними? Ну….. может и так. Блогеры, ютуберы и прочие - да кто они такие, чтобы о них беспокоиться? Они же на заводах не работают. Пусть идут и вкалывают, а то ишь…
Зато ОРД будут зарабатывать и у чиновников из РКН и ФАС работа будет. Давайте порадуемся за них. Они же трудятся только ради нас с вами не покладая рук. Главное, что все для нашего с вами блага, чтоб реклама была белой и помыслы чистыми - так наверное...
Ну и ладно. Но все равно как-то грустно. Все о нас пекутся, все нам добра хотят, и чужие, и свои, а я вот как-то не ценю такую заботу. Тоже наверное заелся.