Советский истребитель-бомбардировщик МиГ-27 начал свой славный путь 17 ноября 1972 года, именно тогда состоялся его первый полет. Удачный планер с приличным запасом прочности и возможность установки нового, более современного двигателя, делало МиГ-27 удачным самолетом. Индусы в начале 80-х годов, уже имея опыт использования МиГ-23, закупили крупную партию МиГ-27, и списали их на «пенсию» только в 2019 году, причем если бы не проблемы с российскими производителями, которые не смогли/не захотели модернизировать самолеты, их бы эксплуатировали до сих пор.
Краткая история советского штурмовика
В 1960 годах в СССР сложилось понимание в необходимости разработки более современных истребителей и истребителей-бомбардировщиках. Довольно неплохие для своего времени МиГ-17, Су-7, МиГ-21, которые морально и технически устарели, перестав соответствовать современным боевым задачам.
И в КБ Микояна и Гуревича создали новый ударный истребитель МиГ-23Б, на базе современного на тот момент МиГ-23. Истребитель с литерой "Б" по внешнему виду не сильно отличался от МиГ-23, однако изменений было много. В первую очередь это совершенно разные прицельно-навигационные комплексы.
Но МиГ-23Б стал только промежуточным звеном, далее конструкторы разработали еще более современный и совершенный ударный самолет – МиГ-23БН, истребитель вышел весьма удачным, он успешно продавался за рубеж, в том числе и в Индию, где пришелся по вкусу.
А затем, под руководством конструктора Седова и на базе двух МиГ-23Б, был создан лучший истребитель-бомбардировщик своего времени – МиГ-23БМ, который получил не только новейшую электронику – мощный прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23 на базе БЦВМ «Орбита-20», но и существенные изменения в конструкцию планера.
Кроме того, изменилось и вооружение: убойная 30-мм пушка-автомат о шести стволах – ГШ-6-30А, вместо ГШ-23Л, из-за установки которой пришлось укреплять планер. В дополнение к 30-мм пушки, к самолету могли быть подвешены контейнеры с ГШ-23Л, также МиГ-23БН, получивший официальное название МиГ-27, получил семь точек для наружной подвески бомб, штурмовик мог нести тактическую управляемую ракету «воздух-поверхность» Х-23, а также ракеты «воздух-воздух» Р-3С.
МиГ-27 поступили на вооружение ВВС СССР в 1975 году.
МиГ-27 и Индия
Еще в начале 80-х годов индусы купили крупную партию МиГ-23БН. Индии самолет понравился, и в середине 80-х там решили купить более современный МиГ-27, с возможностью лицензионного производства у себя. Индии предоставлялись упрощенная модификация – МиГ-27МЛ.
С 1986 по 1996 годы было изготовлено в Индии 150 самолетов, еще 60 штук были поставлены из СССР.
Естественно, со временем самолет устаревал и требовал модернизации, и Индия запросила уже у российской стороны провести модернизацию вооружения, прежде всего расширить ракетно-бомбовый потенциал. Коме того, индусы потребовали обновить радиостанции и электронику в целом.
Это нормальное требование, но в Индии не учли то, что СССР-то не требовал денег вперед, а вот в России – потребовали. Ну как бы – хотите более современный самолет – платите.
Индийцев такой вариант не устроил, и они попытались поискать исполнителей на стороне, благо их было много – свои услуги предложили в Германии, Франции и Израиле. Однако, индусы побледнели, увидев ценники от западных компаний, и вернулись к российским.
И в начале 2000-х годов МиГ-27МЛ таки прошел модернизацию, превратившись в МИГ-27UPG. Самолет получил более современные системы управления и навигации, причем в основном использовались компоненты от Су-30МКИ, который также разрабатывался для Индии. В результате получилась частичная унификация двух самолетов.
Кроме того, модернизированный самолет получил возможность вооружаться управляемыми ракетами и «умными» бомбами, как российскими ФАБ-250 и ФАБ-500, так и типа КАБ «Griffin». Всего до 2007 года было модернизировано 125 самолетов.
Были планы и по дальнейшей модернизации, в частности, в России разрабатывался новый двигатель, более мощный, экономичный и легкий.
Однако в 2019 году МиГ-27 индийских ВВС ушел «на пенсию», причем уход его начался за три года до этого. Виной тому российские производители, которые так и не сумели обеспечить индийцев полным перечнем запчастей. Поставки задерживались, порой запчасти приходили плохого качества, а по ряду позиций их вообще не было.
Заключение
Таким образом, наша оборонка лишилась возможности зарабатывать на производстве запчастей на импорт, ну и репутация, естественно, пострадала, причем на возможные заказы не только самолетов, но и всей линейки вооружений, поставляемых Россией на экспорт. Кому нужна военная техника, если к ней не будет запчастей и не будет возможности эту технику модернизировать?