В 2023 в России вышло много замечательных настольных игр. Про многие из них мы писали: в основном это были не слишком сложные атмосферные приключения. «Ведьмак: Старый мир», «Зверь», «Спящие боги», Roll Player Adventures, «Неон», «Амулет» – все они не заставят ваших друзей в ужасе содрогнуться от книги правил или длины партии.
Однако под конец года «Лавка игр» выпустила «Гегемонию» – очень необычную и комплексную настолку для настоящих любителей хардкора. Это игра сразу о многом: о противостоянии социальных классов, работе государства, хитростях экономических моделей и многих других аспектах жизни цивилизованной страны. Как ни странно, играть в это очень интересно – рассказываем, как так получилось.
«Гегемония» — асимметричная настольная игра, в которой игроки берут на себя роли определенных классов. Всего их четыре, а играть можно почти любым составом. Партия на двоих сталкивает рабочий класс и капиталистов, на троих придется играть еще со средним классом, а при игре вчетвером появится дополнительная фракция, государство. По ходу партии все пытаются «перетянуть одеяло на себя»: иметь побольше денег, привилегий, высокие зарплаты. В общем, обеспечить максимально комфортную жизнь именно своим людям. Игра продолжается 5 раундов, после чего подсчитываются итоговые результаты – побеждает игрок с наибольшим количеством очков.
В мире настолок много асимметричных игр, и, несмотря на сложности с освоением, они иногда становятся хитами. Взять, например, «Корни»: это очень интересная стратегия о противостоянии зверей в лесу, но начать играть в нее сложно. В идеале каждый участник должен не просто выучить уникальные правила своей фракции, а сыграть за нее несколько раз. Да еще и хорошо понимать, что могут делать остальные игроки.
«Гегемония» – игра того же плана, но даже более комплексная. У каждой фракции не просто несколько отличающихся действий, а совершенно разные ходы. Капиталисты, например, пытаются заработать как можно больше денег, держать зарплаты пониже и продвигать законы, повышающие цены на образование и здравоохранение. Рабочий класс стремится к противоположным целям: найти всем людям место для работы, выбить себе достойный уровень жизни и поменьше за все это платить. Государство пытается угодить всем сразу, но при этом придерживаться особого политического курса. Кто-то копит очки медленно, но каждый раунд, а кто-то может долго развиваться, потом собрать мощное комбо и сразу всех догнать.
Настольные стратегии такого плана обычно балуют игроков необычными сеттингами, и «Гегемония» на их фоне, кажется, должна потеряться. Но игру не просто так используют в некоторых американских университетах для изучения государственных устоев. Разработкой настолки занимались эксперты в различных областях, а тестировали ее профессоры лучших учебных заведений. В итоге получилась игра, которая очень наглядно показывает, как работает государство и как внутри него взаимодействуют разные социальные классы.
В «Гегемонию» действительно интересно играть: разработчики постарались даже скучнейшие в реальной жизни процессы сделать интересными. Взять, например, законы. В конце каждого раунда каждый сначала голосует за принятие закона или против, причем уже на этой стадии можно что-то пообещать другому классу за «правильное» решение. Потом из мешка достаются голоса обычных людей: чем больше внимания политике уделяла фракция, тем выше шанс, что избиратели поддержат именно ее. Наконец, есть отдельные ресурсы влияния, которыми можно попытаться перевернуть всю ситуацию. Таким образом банальнейшая процедура превращается в противостояние, в которое всегда вовлечены все участники партии. Они советуются, спорят, умоляют или угрожают.
И это лишь одна из механик. В «Гегемонии» можно заниматься экспортом и импортом товаров, менять миграционную политику, реагировать на события в мире, проворачивать сделки, добиваться повышения МРОТ, устраивать забастовки и многое другое. Ни один из этих элементов не сделан просто для галочки или погружения в атмосферу: все влияет на геймплей и на все фракции сразу.
Устраивать людей в государственные компании или рисковать с капиталистами, где выше зарплаты? Постараться создать побольше профсоюзов или лучше сосредоточиться на кооперативных хозяйствах? Пытаться умаслить остальные классы или играть максимально жестко, чтобы к вам сами приходили на переговоры? «Гегемония» – череда компромиссов и сложных вопросов, где каждое решение затрагивает остальных. Механики переплетены максимально тесно, а в игре 5 раундов по 5 действий – это всего 25 решений на каждого на всю игру.
Надо признать, что формулировки вроде «соревнование за рабочие места» и «споры из-за налогов» для большинства игроков наверняка прозвучат скучно. Но «Гегемонию» делает отличной игрой даже не тесное переплетение темы и механик, а просто геймплей сам по себе. Любое действие влияет на все поле, поэтому надо постоянно наблюдать за остальными, анализировать и менять свои планы. Многие игры грешат тем, что как бы разводят игроков по разным углам и лишь иногда предлагают им как-то взаимодействовать. Или наоборот – сталкивают слишком часто, от чего более нервные личности расстраиваются. Тут баланс выдержан идеально: все стороны всегда погружены в процесс, полны азарта, но не дерутся за любой ресурс.
Отдельное удовольствие «Гегемония» доставляет в партиях, где у игроков разный уровень знаний об экономике и политике. «В смысле, они теперь не платят за образование? Государство, зачем ты это сделало?!», – кричат возмущенные капиталисты. «Так, погодите, это что, я теперь плачу больше налогов…», – с ужасом шепчет средний класс, который увлекся получением прибыли. В похожих играх такие ситуации легко могут рассорить участников партии, но тут тема играет создателям на руку. В эти моменты игроки понимают, как все работает в жизни и почему так сложно угодить сразу всем. Разумеется, «Гегемония» не срывает покровы и не превращается в какую-то сверхподробную симуляцию реальности. Но постоянно удивляет, как авторы превратили скучные движения капитала в интересные игровые механики.
С такой комплексной игрой у дизайнеров не было права на ошибку, и, к счастью, все удалось. Играть в «Гегемонию» легко, иконки быстро запоминаются, а на столе игра занимает разумное количество места. С качеством компонентов тоже все отлично: очень приятные плотные карты, яркие жетоны и приятный арт. Единственная проблема – гнущиеся от влажности планшеты фракций.
Что касается минусов игры, то выделить что-то конкретное тяжело. Обычно в этот раздел попадают сложные правила, но в случае с «Гегемонией» сделаю исключение. Объяснить игру с таким количеством механик в любом случае было бы проблематично, но создатели сделали все, что могли. Книга разделена на главы с отдельными списками для каждой фракции, так что понять основные принципы игры можно. И даже достаточно легко – если вы изучаете только свой класс. Но все равно посоветую посмотреть видеоправила на YouTube, потому что они справляются с этой задачей гораздо лучше. А вот главному игроку, который будет следить за остальными, в любом случае придется изучать все нюансы – это главное препятствие.
Тема игры – еще один аспект, который стоит принимать во внимание. До недавнего времени я бы, может, и сам не обратил внимания на игру, потому что звучит она очень скучно. И хотя играть в «Гегемонию» оказалось интересно, любовь к ней все же зависит от вашего любопытства к социальным и экономическим проблемам. Вполне возможно, что интриг реального мира вам хватает и в жизни, поэтому в игре вы ничего этого видеть не желаете.
А вот длина партии – вполне объективная метрика, из-за которой «Гегемония» точно подойдет не всем. Партию на двоих можно сыграть примерно за пару часов, но полноценное противостояние на четырех человек отнимет не меньше четырех часов. Возможно, через некоторое время получится укладываться в 3,5 часа – но это минимум.
Наконец, стоит отметить размеры игровой группы. Вдвоем настолка играется очень хорошо, но достаточно долго: ее долго раскладывать, собирать, вспоминать нюансы. Если у вас нет большой коллекции, а тематика вам особенно интересна, то проблем не возникнет – «Гегемония» работает даже в таком формате. В противном случае велики шансы, что чаще вы будете отдавать предпочтение более простым и быстрым играм.
Но по-настоящему игра все же раскрывается в формате на четырех человек: тут у нее конкурентов будет мало. В таком формате задействованы все механики, а каждое решение взвешиваешь особенно тщательно. К геймплейным элементам добавляется еще и социальный аспект: игроки могут договариваться и взаимодействовать на уровне обычного общения. И тут «Гегемония» превращается в одну из тех игр, которую вы потом еще час обсуждаете, а партию вспоминаете даже через несколько дней.
«Гегемония» – одна из лучших настольных игр этого года. Это тот случай, когда к создателям (и локализаторам) придраться сложно: получилось очень тематическое противостояние с продуманным геймплеем, интересной асимметрией и отличным качеством компонентов. Причем этот успех достигнут не за счет наследия известного IP, узнаваемого сеттинга или очаровательной атмосферы, а благодаря смелым и креативным решениям, которые не забыли тщательно протестировать. Так что если хочется посоревноваться с друзьями, но вас не привлекают дворцовые интриги в фэнтэзи-мирах или космические битвы, то на «Гегемонию» точно стоит обратить внимание.