В Интернете сейчас поднялась волна недоумения граждан про "Новый год в кредит".
Всё дело в том, некоторые банки (не будем называть их фамилии) активно откручивают рекламу на ТВ (видимо, еще в Интернете) про "аттракцион неслыханной щедрости" - кредит на Новый год.
Подразумевается, что человек, который хочет сделать подарки своим родным, а также накрыть праздничный стол, может не потянуть расходов. Но ему помогут улыбающиеся девушки, которые легко и быстро оформят кредит на предстоящие покупки. Ну, а кредит легко можно погасить до наступления следующего Нового года.
Красиво?
Наверное.
Я сам взрослый человек и всё же предпочитаю размышлять логически (хотя это не сильно приветствуется).
Выскажу свое мнение словами Евгения Петросяна из 90-х - "Не понимаю!".
Кредит - это не просто в долг. Это в долг, но с процентами. Вот сейчас прям самое то, чтобы брать деньги "с процентами" (глаза выражают сарказм)!
Как человек, который работал на стабильной зарплате, я имею опыт. А опыт этот в том, что после Нового года нет зарплаты, так как за декабрь выплачивали в декабре.
Интересное получается дело - не хватает двух зарплат на празднование Нового года, но берется кредит, при условии, что следующих хотя бы аванс будет лишь в конце января.
Логику я на этом месте уже потерял.
Но есть другой вопрос - "А почему, собственно, хорошую фразу "Это на Новый год" мы вдруг заменили на слово "кредит"?
Такое ощущение, что нами манипулируют.
Так и есть.
Всегда новогодний стол и возможные подарки зависели от финансового благополучия. Есть деньги - новогодний стол "богатый" (и может быть даже подарки друг для друга есть). Нет денег - как-нибудь выкрутимся, но "входить с долгами" в Новый год мы не будем.
Помните же - раньше примета была "Не входить в новый год с долгами, а потому, если должен, то расплатиться".
Но что же нам внушают? А в рекламе нам показывают "райскую жизнь" как в кино. В новогоднем (рождественском) фильме демонстрируют красивую елку, под которой лежат подарки. Причем подарки не "среднестатистические", а которые "не грешно" показать в социальных сетях.
- Вот у меня какой муж! А вы говорили, что неудачник и алкоголик!
Естественно, что средний гражданин так и будет воспринимать - "Надо как у всех!". В свое время Ильф и Петров нам показали такую "Эллочку" (был бы идеальный клиент банков).
А у среднего гражданин, как правило, нет лишних денег. Просто жизнь такая. Вот на них и направлен яркий луч рекламы.
Кто-то возьмет - чтобы купить своей любимой женщине моднючий телефон или скутер. Кто-то скажет - "совсем уже что ли?".
И вот еще у меня есть мнение - у значительной части населения, есть этакая "прививка" от кредита. У меня в том числе. Мы ее получили тогда, когда жили в годы лишений - товарного дефицита или последующего отсутствия денег.
А это на Новый год!
Эту фразу я слышал. Эту фразу я сам говорил.
Я уже рассказывал один эпизод из своего детства, но немного повторюсь.
Моё детство пришлось сначала на дефицит, а потом на полное отсутствие денег. Но праздника хотелось. А Новый год - это и сегодня для меня еще пока "праздник".
Хочешь праздник - сделай его сам.
После школы я ходил в лес на лыжах, чтобы собирать шишки. Делали мы это с отцом (он тоже после работы). За шишки платили деньгами (а не обещаниями). Возвращались уже когда было темно. Сдавали шишки, покупали продукты для новогоднего стола - то, что мы не могли позволить себе в повседневной жизни.
Это было у меня примерно класса с пятого по девятый.
Что-то покупали заранее, ставили в холодильник и знали - это на Новый год.
Сегодня времена другие
Полностью другие времена. Сегодня человек запросто может потратить на Новый год всю зарплату. А то и две. Кто-то больше тратит на подарки, у кого-то значительная часть уходит на саму организацию праздника (например, снять дом с бассейном), кто-то покупает смазливую певичку на вечер.
Обязательно всё это дело фотографируется и выставляется напоказ в социальных сетях. Или не выставляется, но всё равно фотографируется. Мы уже к этому привыкли, это наши современные нюансы жизни.
- Тук-тук! Вам кредит не нужен?
- Нужен! Где расписаться?
Тут ведь есть главный фактор - услуга будет предлагаться в том случае, если на нее есть спрос.
Как показывают данные соцопросов, примерно 10 процентов россиян готовы взять кредит на Новый год.
Наверное, это всё же печально. Я думаю, что значительная часть из тех, кто берет кредит, делают это не от хорошей жизни.
И людей можно понять, если они хотят "чуда" для других, взвешивая на себя неподъемные финансовые обязательства.
У нас же в обществе есть определенные "стереотипы успешности". Они есть как у детей (которые хвастаются дорогими телефонами), так и у взрослых (которые хвастают автомобилями, шубами и фотографиями со Средиземного моря).
И если сегодня новые автомобили превратились в недоступную для многих роскошь, то хотя бы "детские мечты" некоторые родители хотят исполнить. Особенно, если грустные глаза детей всеми силами намекают.
- Что случилось? Он ещё спрашивает! Со щенком — гуляй! За собой убирай! А в чём я хожу? В чём я хожу? В обносках, в рванине! Как Золушка!
А тут еще вовремя рекламу показывают - "Возьми кредит! Купи ребенку нормальный подарок! Жену свою удиви! Пусть друзья завидуют!".
- Эх, была не была! - вздыхает человек. - Не жили богато и нечего начинать.
И берет кредит.
Но зато кто-то обрадуется, когда вместо стандартной книги получит в подарок новенький телефон. А кто-то вместо торжественного похлопывания по плечу получит новенький набор инструментов не китайского производства.
- Это всё мне? А за что?
- Просто так.
К сожалению, в договорах это "просто так" выражено в процентах. А эти улыбающиеся известные люди в рекламе - они улыбаются за деньги. Причем за такие деньги, которые большинству россиян даже не снились.