Деталь триптиха условно называемого ,, Сад земных наслаждений " Иеронима Босха.
Деталь картины ,, Безумная Гретта " Питера Брейгеля-старшего .
С начала двадцатого века большинство искусствоведов не сомневались ,что Брейгель повторил образ Босха стилизовав его , а значит использовав тот же самый словесный образ , до сего дня науке иконографии неизвестный . Основанием для этого были детали образа: корабль у Босха в ногах персонажа-у Брейгеля на голове , дом у Брейгеля в основание персонажа-у Босха в туловище, само расположение персонажа в центре композиции . Было понятно ,что эти детали иероглифические знаки одного и того же словесного образа.
В этом году я начал догадываться о его значение глядя на образ Босха, благодаря его расположению в центре ада.. Стилизованное окостеневшее дерево . В первом псалме представлена метафора где праведник уподобляется дереву ,, И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не опадёт" , у этого же дерева , хоть и стоит он ,, при источниках вод" листвы нет совсем , а тем более плодов. Логично предположить , что образ антитеза праведника , поэтому и находится в аду. Больше подтверждений моей гипотезы не было пока я не стал тщательно рассматривать образ Брейгеля. Из тела персонажа выступает загадочный предмет красного цвета ( интересно ,что искусствоведы никак его не описывали,будто не замечая ) .
У Босха тоже есть предмет красного цвета -волынка на голове персонажа. Я предполагал ,что эта волынка стилизованное сердце из-за знамени находящимся над утробой персонажа, как будто намекающее , что эта волынка должна быть внутри утробы. Присмотревшись к образу Брейгеля я уверился ,что этот загадочный предмет какой-то орган написанный в реалистичном стиле. Я стал сравнивать . Больше всего этот предмет похож на свиное сердце ( сравните сами фото 3 и 4) . Так у меня отпали все сомнения .И Босх,и Брейгель изобразили иероглифический знак отсылающий к словесному образу из трактата Василия Великого ,, Беседы на псалмы " толкования на 1 псалом, где автор предлагает метафору жизни человеческой души как совокупность корабля , дома и сердца в теле животного . Цитата : ,,Но что значат основание в доме, подводная часть в корабле и сердце в теле животного, такую же силу, кажется мне, имеет и это краткое предисловие в отношении к целому составу псалмов" .
После я нашел еще много иероглифических знаков отсылающих к 1 главе трактата Василия Великого ,,Беседы на псалмы " на этих двух картинах . Самый явный образ ,, духа блуда " можно посмотреть здесь https://vk.com/za_sigmunda?w=wall-195883…
Образ условно называемый музыкальным адом здесь https://vk.com/za_sigmunda?w=wall-195883…
Образ персонажей в кружении здесь https://vk.com/za_sigmunda?w=wall-195883…
Мыльные пузыри устойчивый символ временности жизни изобразил только Брейгель. Цитата из трактата :
,, Как сидящие на корабле без всякого усилия несутся ветром к пристани, и хотя сами того не чувствуют, однако же бег корабля приближает их к цели, так и мы с протекающим временем жизни нашей, как бы некоторым непрерывным и непрестанным движением в незаметном течении жизни, увлекаемся каждый к своему пределу"
Еще многие искусствоведы обращали внимание на то , что образ с картины Брейгеля имеет черты мужские и женские . В первой главе тракта Василия Великого ,, Беседы на псалмы " большая часть текста посвящена объяснению почему обращения в псалме ,, муж" относится и к женщинам тоже . Читатель может сам прочитать и сделать вывод , для чего Брейгель придал и мужские и женские черты этому персонажу.