Найти тему

Конкуренции нет: почему рынок коммунальных услуг и продовольственных товаров в Татарстане монополизируется

Несмотря на действующий запрет на проведение проверок, Татарстанский УФАС России отмечает тенденцию роста нарушений антимонопольного законодательства. Особое внимание в этом году привлекли монополисты, работающие на рынке оказания коммунальных услуг. Нередки и нарушения, связанные с ценообразованием в сфере водоснабжения и водоотведения. Какие еще эксцессы затронули на публичных обсуждениях контрольно-надзорной деятельности ведомства – читайте в материале.

Одним из предметов антимонопольного контроля в регионе стало ненадлежащее качество услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, подчеркнул заместитель руководителя Управления ФАС по Татарстану . В настоящее время ведомство рассматривает дело в отношении ресурсоснабжающей организации, которая неоднократно превышала допустимую продолжительность перерыва подачи горячей воды, а также не осуществляла расчет за потребленный коммунальный ресурс со снижением размера платы на 0,15% за каждый час превышения.

- Наибольшее количество обращений по вопросу злоупотребления в доминирующем положении поступает в связи с действиями региональных операторов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. При этом, несмотря на то, что с 2019 года действует новая система обращения с отходами на территории республики, до сих пор остаются населенные пункты, в которых сбор отходов не организован, - рассказывает спикер. - В них отсутствуют контейнерные площадки, не проходит мешочный сбор, информация о них не содержится в территориальной схеме, однако регоператоры исходя из того, что жители не были лишены возможности складировать мусор в других населенных пунктах, начислили в 2023 году плату за предыдущие три года. По нашему мнению, указанное обстоятельство свидетельствует о получении монопольной выгоды, так как регоператор не нес затрат на транспортирование отходов, по сути, переложив часть своих обязательств на потребителей.

-2

Такая практика выставления платы гражданам носит повсеместный характер, добавил Розенталь. Указанные факты выявлены в Лаишевском, Зеленодольском и Пестречинском районах.

Не меньшее внимание уделяется контролю за обеспечением прав граждан на социальную газификацию. С 1 марта 2023 года программа догазификации распределена также на медицинские организации и, кроме того, стала бессрочной. Рост нарушений выявили со стороны «Газпрома». Если в прошлом году их было шесть, то в этом уже девять. На рассмотрении находится еще более 20 обращений граждан по вопросу несвоевременного подключения.

Другая беда – необоснованное завышение цен на товары. Из продовольственных товаров по состоянию на 20 ноября в сравнении с началом года наибольший рост цен зафиксирован на курятину, яйца, капусту и помидоры. В то же время «сетевики» продолжают «захватывать» районы.

-3

- «Сетевики» идут на ухищрения – магазины то закрываются, то взамен появляются новые. Нельзя идти у них на поводу и превышать допустимые параметры, потому что мы уже не раз говорили, что конкуренция – это очень хорошо. Сиюминутно, когда «сетевики» заходят, становится комфортно. Цены низкие, сервис и качество на уровне. Но как только появляется доминирующий на рынке монополист, ситуация может измениться коренным образом. За этим должна следить не только ФАС, но и исполкомы муниципальных образований, - отметил руководитель Татарстанского УФАС России .

В сфере рекламного законодательства ситуация лучше, заметила заместитель руководителя Управления ФАС по Татарстану . Почти половину всех случаев нарушений составляют рекламные объявления, переданные по сетям электросвязи без согласия абонентов. Спам-уведомления продолжают поступать в огромных масштабах не только физическим, но и юридическим лицам. Рекламодатели стараются всеми силами привлечь внимание потребителей. В 2023 году в поле зрения ведомства попали крупные участники рынки, среди которых «Агроторг», «Лента», «М.Видео», DNS и «Эльдорадо», а также банковские структуры - «Совкомбанк», «ЗЕНИТ», «Почта Банк» и «Промсвязьбанк».

-4

- И это несмотря на то, что штраф за один звонок или СМС-сообщение составляет от 100 тысяч рублей, - пояснила докладчик.

Нарушители в сфере предоставления финансовых услуг продолжают предоставлять в своих рекламных кампаниях неполную информацию о кредитах и займах, вводя жителей в заблуждение. С одной стороны, они создают удобные сервисы для клиентов, а с другой – вводят новые комиссии и прячут дополнительные условия. В некоторых финансовых организациях вознаграждение менеджера до сих пор привязано к объему продаж. Такой подход в конечном итоге влечет за собой либо повышенные риски невозврата кредитов, либо налагает на граждан дополнительное время по их обслуживанию.