Найти в Дзене
Global Cinema

Как Вуди Аллен стал Королем интеллектуальной комедии

Оглавление

В первый день зимы на свет появился режиссер, которого современники уже называют классиком — Вуди Аллен. Для многих он является не только кинематографистом, на также источником вдохновения и ролевой моделью. И это неудивительно — каким-то магическим образом маленький интеллигент в твидовом пиджаке и смешных очках сумел добиться невиданных высот, а также подарить миру немало культовых фильмов. Разбираемся, как Вуди Аллен навсегда вписал свое имя в историю и какой жанр кино появился благодаря нему. Подробности — в нашем обзоре.

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Американский кинорежиссер, сценарист и актер Вуди Аллен родился 1 декабря 1935 года в Нью-Йорке в семье ювелира и бухгалтера. Еще в школьные годы он начал писать юмористические произведения, которые продавал известным писателям под псевдонимом.

После школы Хейвуд стал студентом в Нью-Йоркском Университете, где изучал социальные науки и киноискусство, но был отчислен за несданный зачет по «кинопроизводству». Затем он поступил в Городской Колледж Нью-Йорка, но не завершил обучение. Вместо этого он занялся самообразованием и посвятил себя киноискусству.

Первые шаги в юморе

В 1961 году Аллен дебютировал как стендап-комик и быстро стал успешным. Он создавал на сцене образ неудачника, который, тем не менее, пользовался успехом у женщин. Сочетание его непривлекательной внешности, уверенности в себе и удачи с женщинами вызывало комический эффект у зрителей.

В 1950-х годах юмористы с телевидения выступали в «Борще» — курортном районе в горах Кэтскил. Однако Аллен критиковал местных стендаперов, считая их слишком консервативными. В одном из клубов Аллена обнаружили продюсеры, предложившие будущему классику работу над сценарием для фильма «Что нового, киска?» (1965). Логика была проста - раз юный комедиант может писать скетчи, то сможет написать и сценарий для фильма. Аллен не любил эту картину, так как его сценарий был сильно изменен, но благодаря ей он получил возможность работать над своими проектами. Его первым фильмом стала комедия «Хватай деньги и беги» (1969). Он также сыграл главную роль. Фильм имел успех, что помогло начать режиссерскую карьеру.

Вуди продолжает снимать фильмы и играть главные роли. Некоторые из его самых известных работ включают «Любовь и смерть», «Бродвей Денни Роуз» и многие другие. Критики высоко ценили его творчество, и он стал считаться живой иконой арт-хаусного кино. Он также стал очень популярным среди голливудских звезд и многих людей, которые хотели бы подражать его стилю. Таким образом, Вуди Аллен довольно известным.

Изобретение жанра

После ряда комедийных фильмов, Вуди Аллен отважился на эксперимент. Он снял довольно нетипичный для себя фильм — картину «Энни Холл». Критики сходились во мнениях, что ленту можно причислить к совершенно новому жанру интеллектуальной комедии. История рассказывает об отношениях между телевизионным комиком и девушкой по имени Энни Холл, которую играет Дайан Китон. В фильме не происходит ничего особенного - они встречаются, расстаются, ходят на выставки и в кино. Однако главное в фильме - это разговоры. Герои общаются без остановки, обсуждая все на свете. Этот подход делает фильм не только смешным, но и романтичным и грустным.

Фильм получил несколько Оскаров, а Дайан Китон была номинирована за лучшую женскую роль. «Энни Холл» до сих пор считается одним из лучших фильмов в истории американского кино. Она была включена в список «100 лучших фильмов» Американской киноакадемии, где заняла 35 место.

Колоссальная эрудиция и страсть к мировому искусству пронизывают почти все фильмы Аллена, даря ему особое видение окружающего мира. Примером тому может послужить длительное посещение психоаналитика, связанное с комплексами по поводу своей внешности. В фильме «Манхэттен» эта тема становится главной идеей: герои открываются через психологическую терапию, а одну из главных ролей играет сам Аллен. Путем использования различных психотерапевтических методик, режиссер создает комедийный сюжет, подчеркивая тем самым модную уже в то время американскую тенденцию иметь личного психотерапевта.

Секрет успеха

Благодаря тонкой иронии и использованию литературных отсылок Аллена можно сравнить с Чеховым в кинематографическом мире. В одном из фильмов, заигрывающих с пьесой «Три сестры», он переносит события в Нью-Йорк 80-х годов, сохраняя при этом глубину и драматичность взаимоотношений внутри большой семьи. В другом фильме, «Любовь и смерть», Вуди по-своему подходит к темам, связанным с русской литературой и Россией XIX века. Он высмеивает высокопарный стиль Достоевского и Толстого, и заставляет своих актеров пародировать определенные книги прямо на экране. Но, несмотря на смешные ситуации, Аллен делает все это с любовью и уважением, подчеркивая свои обширные знания.

К слову, Аллен известен не только как режиссер, но как писатель и драматург. Он написал несколько сборников рассказов и пьес, а также является большим поклонником джаза. Вуди всегда был увлечен музыкой, он хорошо играет на саксофоне и кларнете, иногда выступает в джаз-клубах Нью-Йорка. В 2008 году он поставил свою собственную пьесу «Джанни Скикки», которая была хорошо принята критиками и названа одним из главных событий года.

Признание и всенародная любовь

Вуди Аллен редко представляет свои фильмы на кинофестивалях и не посещает церемонии награждения. Но, несмотря на это, режиссер был удостоен множества премий за свою карьеру. Например, у Аллена есть четыре «Оскара»: два из них он получил в 1978 году за фильм «Энни Холл», в 1987 году за фильм «Ханна и ее сестры» и в 2012 году за фильм «Полночь в Париже». И каждый раз в категории «Лучший оригинальный сценарий».

Кроме того, Аллен был удостоен одиннадцати премий Британской академии кино и телевизионных искусств, двух «Золотых глобусов», «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале в 1975 году и других. Среди почетных наград, которые были вручены режиссеру, стоит также отметить «Золотого льва» Венецианского фестиваля за вклад в киноискусство, Премию принцессы Астурийской в 2002 году, «Пальму» Каннского фестиваля в 2002 году и Премию Сесила Де Милля за заслуги в кинематографе в 2014 году.