В ноябре закончилась история ещё одного классного автомобиля Audi — с конвейера сошёл последний экземпляр TT. Стала ли компактная двухдверка культовой при жизни или этого статуса ей ещё придётся подождать — вопрос открытый. В любом случае 25 лет на конвейере и более 660 тысяч выпущенных купе и родстеров — достаточное основание, чтобы вспомнить самые интересные факты о ТТ. Вероятно, о некоторых из них вы даже не догадываетесь.
TT назван в честь мотоциклетной гонки
Разумеется, эта модель Audi не имеет никакого отношения к легендарному советскому пистолету. В данном случае ТТ — это не тульский Токарев, а «Турист Трофи» — знаменитая мотогонка!
Почему спортивный автомобиль назвали в честь мотоциклетного соревнования? На самом деле это дань уважения бренду NSU, который, как и Audi, когда-то входил в состав группы Auto Union. Мотоциклы NSU выигрывали «Турист Трофи» ещё в начале XX века, а много лет спустя спортивные версии машины NSU получили индекс ТТ. Например, NSU Prinz 1000 TT в 1960-х считался отличной «зажигалкой».
Audi TT — близкий родственник VW Golf
Audi TT выпускали в трёх поколениях, и каждое из них базировалось на актуальной платформе Volkswagen Golf. Первая TT (заводское обозначение Type 8N) сделана на тележке четвёртого «Гольфа» (платформа PQ34). Модель второго поколения (Type 8J) — это пятый Golf (PQ35), а последний ТТ делил модульную платформу MQB с седьмым Гольфом.
Два таких непохожих автомобиля — это наглядный пример того, насколько разными могут быть соплатформенники: по дизайну, ходовым качествам, имиджу и цене.
Спорткар выпускали в Венгрии
Вы, наверное, удивитесь, но единственным местом в мире, где собирали Audi TT всех трёх поколений, была Венгрия. А точнее — завод Audi в местечке Гьор.
Больше того, ТТ — первый автомобиль, производство которого началось на предприятии Audi Hungaria Motor Kft. Впоследствии к TT добавилась Audi A3, а затем и кроссовер Q3. Всего же с 18 февраля 1998-го по 10 ноября 2023-го собрали 662 762 экземпляра купе и родстеров Audi TT.
Самыми популярными были модели первого поколения — 178 765 купе и 90 733 родстера. Вторая Audi TT немного не дотянула до этих показателей — 235 739 экземпляров. Из них — 183 587 купе и 52 152 родстера. Популярность третьего поколения пошла на спад — меньше 160 тысяч выпущенных машин.
В среднем на выпуск каждого экземпляра в Гьоре тратили 73 часа. В базовой версии модели насчитывалось 1750 соединений, а также 1,75 километра проводки общим весом почти 18 килограммов.
Внешность ТТ придумал звёздный состав дизайнеров
Хотя выпуск Audi TT стартовал в 1998-м, на публике машина впервые показалась тремя годами раньше. Одноимённый концепт-кар дебютировал на Франкфуртском автосалоне 1995 года.
Яркая и эффектная машина сразу влюбила в себя публику и прессу, став звездой выставки. Что неудивительно, особенно учитывая по-настоящему звёздный состав дизайнеров. В список создателей ТТ вошли Питер Шрайер, Джей Мейс, Мартин Смит и Мартин Фримен. В будущем это главные по дизайну в компаниях Kia, Ford и Opel, а также вице-президент Daimler-Chrysler соответственно.
Созданный ими стильный и энергичный облик TT так зашёл публике, что его не стали менять. В серию машина пошла с минимальными изменениями.
Первое поколение TT стало частью скандала
Сегодня никто и не помнит, что вскоре после дебюта модели первого поколения Audi TT попала в скандальные хроники. Оказалось, на высокой скорости — ближе к 200 км/ч и быстрее — некоторые водители теряли контроль над машиной и попадали в серьёзные ДТП. Оказалась, что причина — в аэродинамических недоработках.
В Audi молниеносно отреагировали на проблему. Обновлённая подвеска, дооснащение системой динамической стабилизации и небольшое антикрыло в задней части кузова решили проблемы с управляемостью. После этого о вздорном нраве ТТ все быстро забыли.
Самые ценные версии — это S и RS
Audi TT никогда не была медленной. Даже базовая модель первого поколения в стандартной версии оснащалась 1,8-литровой «турбочетвёркой» мощностью 150 л.с. Форсированный вариант того же мотора развивал 180 и 225 сил, а опциональный 3,2-литровый V6 выдавал уже 250 л.с.
Настоящая жара началась в 2008-м, когда у TT уже второго поколения появилась версия с индексом S — 272 силы и 5,2 секунды разгона до 100 км/ч. Но это меркло в сравнении с 340-сильным TT RS, который представили годом позже. Такое купе набирало «сотню» за 4,5 секунды, а родстер — за 4,7 секунды. Наконец, в 2012 году дебютировала Audi TT RS plus: 355 л.с., 4,1 секунды до 100 км/ч и 280 км/ч.
И этот мотор был не только мощный, но и уникальный: под капотом самой «заряженной» TT стоял пятицилиндровый наддувный двигатель! К моменту дебюта «зажигалки» такие агрегаты с очень узнаваемым звуком уже практически никто не использовал. А чтобы справиться с его мощностью на лёгком спорткаре, в пару к «пятёрке» поставили выносливый преселектив DQ500. Аналогичная коробка использовалась даже на коммерческой технике, например Volkswagen Transporter, — настолько она была готова к большим нагрузкам.
А ещё Audi TT — один из первых в мире спорткаров с дизельным мотором. Двухлитровый 170-сильный турбодизель EA189 предлагали с 2008 года. Ехала ТТ на «тяжёлом топливе» вполне прилично (7,5 секунды до «сотни», 226 км/ч), а топлива потребляла немного — 5,3 л/100 км в комбинированном цикле.
Серийная версия выпускалась только с двумя типами кузова
На протяжении трёх поколений TT сохраняла верность изначальной кузовной номенклатуре: дверей в любом случае было всего две. Варианты возможны только по типу крыши. Жёсткий верх — купе с посадочной формулой «2+2» (два взрослых и два детских на втором ряду). Складной мягкий верх — строго двухместный родстер.
Зато концептуальные версии ТТ второго и третьего поколений дебютировали ещё и в форм-факторе «шутинг брейка» — двухдверного универсала. Увы, в серию такие модели не пошли.
Такая же судьба ждала внедорожную версию Audi ТТ Offroad, которую показали на выставке Auto China 2014 года. Она не только отличалась увеличенным дорожным просветом и внедорожным обвесом, но также имела по две двери с каждого борта и гибридную силовую установку мощностью 413 л.с.
Двухмоторная Audi TT вошла в историю
Сравнительно недорогой, но стильный и мощный Audi TT стал благодатным объектом для тюнинга. Возможно, самый сногсшибательный проект создали специалисты ателье МТМ — это Audi TT Bimoto... с двумя двигателями! Каждая 1,8-литровая «турбочетвёрка» вместе с коробкой передач обслуживала колёса своей оси, а суммарная мощность Bimoto составляла около 800 л.с.!
Уникальный двухмоторный снаряд установил рекорд скорости для серийных автомобилей на тестах авторитетного журнала Auto, Motor und Sport. На трассе Нардо в Италии Bimoto разогнался до 373 км/ч. Да, учитывая, что специалисты MTM построили 10 экземпляров этой удивительной машины, её можно считать серийной.
У TT были успехи в автоспорте
Гоночную карьеру ТТ нельзя назвать суперуспешной, но просто успешной — безусловно. В конце концов, в сезоне 2002 года Лоран Айелло на Audi TT команды Abt Sportsline стал чемпионом DTM — главной кузовной серии Германии. Француз выиграл восемь гонок из 20, опередив даже Мерседесы Бернда Шнайдер и Жана Алези.
Другой важной строчкой в спортивном резюме TT стал 2009-й, когда модель исполняла функции пейс-кара на 24-часовой гонке в Ле-Мане. К слову, камео оказалось не слишком удачным. Именно в том году суточный марафон выиграли не спортпрототипы Audi, а французы из Peugeot.
На Audi TT ездили герои вселенной Marvel
Многолетний контракт Audi с супергеройской франшизой сделал кинозвёздами многие модели бренда. Не стал исключением и ТТ.
Спортивный Audi TTS появляется в кадре фильма «Мстители: Эра Альтрона», а Питер Паркер гоняет на родстере TTS в ленте «Человек-паук: возвращение домой».