Проект "Красная книга слов и выражений русского языка". Знаете ли вы, что пряник можно печатать? И такой пряник – съедобен. И даже считается ценностью!
Вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина:
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины,
Заедает она пряником печатным
Печатный пряник на Руси могли отведать только самые зажиточные люди.
Пряник в русской культуре – это символ праздника. Повседневной пищей были хлеб, щи, каша, кисель, а пряник – это праздник. Все важные события из жизни человека, семейные и календарные, сопровождались пряниками. Ученые предполагают, что изготавливать пряники на Руси начали в IX веке. Основу пряников составляли мёд и ржаная мука. А мёд в русской народной культуре соотносился с понятиями «плодородия», «здоровья», «благополучия», «красоты». Своё современное название «пряник» получил примерно в XII веке, когда на Русь завезли пряности. Буквально «пряник» обозначает «тот, что из перца, из пряностей».
Пряники отличались формой и изготовлением: фигурные (пряничники лепили их в виде фигурок), силуэтные и печатные.
Печатный пряник имел выпуклый рисунок.
Такой рисунок получали с помощью печатной доски. На деревянной доске народные умельцы вырезали узор (трафарет). Тесто плотно прижимали к пряничной доске, рисунок таким образом отпечатывался на прянике. Потом пряник аккуратно освобождали от доски и выпекали в печи. Это было непросто. При высыхании тесто могло рассыпаться и потерять форму. Тем более ценилось мастерство печатных пряников.
«Азбука превращений»
В современной «Азбуке превращений» для детей, изучающих буквы Дарьи Герасимовой помещено стихотворение:
П – ПЕЧАТНЫЙ
Пряник
Пёстрый.
Печь его,
Наверно,
Просто.
Но приятнее всего
Украшать
Потом
Его.
Так, современных малышей можно знакомить с традициями русского народа. Можно рассказать, что печь печатный пряник «совсем непросто», ведь чуть нарушишь рецепт, и пряник может рассыпаться.
Пряничная доска
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля говорится, что пряничная доска называлась «пряницей». Того, кто изготовлял пряники или торговал ими называли «пряничник», женщину – «пряничницей».
А сколько фразеологизмов со словом «пряник» запечатлел русский язык!
- Кнутом и пряником – в значении «строгостью и лаской, наградой»;
- Дать на пряники – в значении «наказать»;
- Ни за какие пряники – в значении категорического отказа
Русский язык хранит многие пословицы со словом «пряник»:
- Тарас есть пряники горазд; а Филат бы и каше рад;
- У нас пряники ломай, да со щами хлебай, а сядешь есть, и хлеба в четь;
- Поешь овсяничка наместо пряничка;
- За сладкими пряниками семь вёрст ходить надо;
- Без работы пряника не купишь / не кушать;
- Мороки бояться, пряника не едать.
В России XV – XVI веков пряничное дело становится прибыльным промыслом.
Пряничные производства открываются в разных городах. Упоминания об этом датируются XVII веком.
Тула – 1685 г. Вязьма – 1646 г. Городец – 1646 г.
Примерно с XVII века формируются традиции приготовления пряников в том или ином городе. Так, различали пряники Саратовские, Ярославские, Тульские, Тверские, Калужские, Новгородские и другие. Наиболее известные пряники в России были Вяземские, Тульские, Городецкие.
К концу XIX века в России изготавливали более 30 сортов пряников.
Русский народ любил украшать пряники. Такие пряники назывались писаными, а пряники без украшений и без словесной подписи – неписаными; неписанные стоили дешевле.
Пряники за их медовый вкус и аромат называли медовым хлебом. Русский язык таит и другие наименования пряника: медовик, медовник, медовушка, прянец.
Пряники подавали в особых случаях на свадьбу, дарили на рождение ребенка, употребляли на похоронах. Существовал особый вид пряника – «разгонный пряник», его подавали в конце праздника, в знак того, что застолье окончено.
Сейчас в России возрождается культура изготовления пряников, дарения пряников. Пряники традиционного изготовления можно заказать, например, на «Ярмарке мастеров» или можно самим научиться выпекать такие пряники, заказав, например, традиционную пряничную доску у умельцев-резчиков по дереву. Печатные пряники съедобны, приготовленные по традиционному рецепту, полезны и вкусны, интересны для подарков.
Если вас заинтересовал материал, можете проверить, как вы усвоили текст с помощью теста.
Автор статьи:
доктор филологических наук СГСПУ, профессор Елена Павловна Иванян
Другие статьи проекта "Красная книга слов и выражений русского языка":
Сентябрь радует пряжей Богородицы
Литература
- Абрамова В. И., Архангельская Ю. В. Пряник как культурно значимый символ в русской языковой картине мира // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 4 (37). С. 407-411.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского русского языка: В 4 т. Т. 2. СПб.-М., 1914. Стлб. 1397.
- Даль В. И. Пословицы русского народа. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1957. 245 с.
- Похлёбкин В. В. Национальные кухни наших народов. М.: Центрполиграф, 2004. 329 с.
- Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К - П / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: «Международные отношения», 2004. C. 208.