Рихард Георг Штраус был выдающимся немецким композитором-романтиком. У него было два музыкальных бога – Моцарт, чья музыка оказала благотворное влияние, когда Штраус достиг зрелости в Мюнхене девятнадцатого века, и Вагнер, чей пример помог ему освободиться от более консервативных моделей. Он превосходно понимал женский голос, исходивший от сопрано Полин де Ана, которая была его женой в течение 55 лет. Еще одно незабываемое влияние на творчество Штрауса оказал его отец Франц, который был главным валторнистом Мюнхенского придворного оркестра и был признан ведущим виртуозом Германии на этом инструменте. Музыка Штрауса характеризуется поствагнеровской тональностью, блестящей оркестровкой, полным пониманием голоса (особенно сопрано) и его запутанных оперных сюжетов. Наиболее известен своей симфонической поэмой "Заратустра", также "Спрахт", которая была использована в качестве главной темы фильма "2001: Космическая одиссея" режиссера Стэнли Кубрика. Среди лучших произведений Рихарда Штрауса - его оперы "Саломея", "Электра", "Кавалер Розы", "Его лидер", особенно его последние четыре песни, его поэмы-интонации, среди которых также "Спрах Заратустра", " Дон Жуан", "Смерть и преображение", "Веселые шалости Тилля Уленшпигеля"., Альпийская симфония и другие инструментальные произведения, включая Metamorphosen.
Рихард Штраус - Also Sprach Zarathustra
Штраус наиболее известен своей поэмой "Тональность", также "Спрах Заратустра", которая была использована в качестве главной темы фильма "2001: космическая одиссея" режиссера Стэнли Кубрика и телеканала BBC, освещающего высадку "Аполлона" на Луну. Произведение было написано в 1896 году, когда Штраус стал главным дирижером Баварской государственной оперы в Мюнхене, и было вдохновлено одноименным философским романом Фридриха Ницше.
Рихард Штраус - An Alpine Symphony
Последняя из виртуозной серии симфонических поэм Штрауса описывает переживания одиннадцати часов (от сумерек перед рассветом до наступления следующей ночи), проведенных при восхождении на альпийскую гору. Ко времени написания Альпийской симфонии Штраус отвлекся от тональных стихотворений и прочно зарекомендовал себя как один из величайших оперных композиторов.
Рихард Штраус - Death And Transfiguration
Смерть и преображение - музыкальная поэма Рихарда Штрауса, в которой изображена смерть художника. Обширная и разнообразная оркестровка типична для зрелого Штрауса. Незадолго до мирной кончины во сне было слышно, как Штраус заметил: “Умирание именно такое, каким я его сочинил в ”Tod Und Verklärung" ("Смерть и преображение").
Рихард Штраус - Der Rosenkavalier
Кавалер Розы, комическая опера в трех действиях, является одним из лучших произведений Рихарда Штрауса и остается его самой исполняемой оперой. "Кавалер розы" стал первым оригинальным сотрудничеством Рихарда Штрауса с драматургом Гуго фон Гофмансталем и положил начало одному из самых важных художественных партнерств оперы. Примечательно, что Штраус включил в партитуру много вальсов.
Рихард Штраус - Don Juan
Рихард Штраус начал свою международную карьеру с симфоническая поэма Дон Хуан , который был мгновенный успех и выдающееся достижение для молодого композитора, который был все еще в его середине двадцатых годов. История легендарного бабника Штрауса представляет собой поразительное и долговечное воплощение его музыкального языка с его яркой оркестровкой, интенсивным лиризмом и использованием коротких мотивов.
Рихард Штраус - Elektra
Насыщенная одноактная опера Штрауса "Электра" - это жестокая трагедия, в которой Электра выкапывает топор, которым убили ее отца, чтобы отомстить за его смерть, убив его убийцу, свою мать. Гуго фон Гофмансталь написал пьесу, по которой Штрауса "Электра", хотя Кавалер розы был их первый тесном сотрудничестве, и впоследствии они вместе работали на многочисленных крупных работ. Партия Электры - одна из самых сложных в репертуаре драматического сопрано.
Рихард Штраус - Four Last Songs
Любовь Рихарда Штрауса к певице сопрано на протяжении всей его жизни достигла своего апогея в "Четырех последних песнях", одном из его лучших произведений в любом жанре, написанном за год до смерти. В четырех последних песнях Штраус оглянулся на свою долгую карьеру и более ранние работы, в частности на поэму "Тональность" Tod Und Verklärung (Смерть и преображение), написанную шестьдесят лет назад. Песни были немедленно признаны одними из лучших достижений Штрауса.
Рихард Штраус - Metamorphosen For 23 Solo Strings
В последние месяцы Второй мировой войны Штраус написал свой струнный шедевр "Метаморфозы", процитировав "Похоронный марш" из Бетховена. Немецкое общество было разрушено на постоянные бомбежки, великих оперных театрах Мюнхена, Вены, Дрездена и другим был уменьшен до Огарков, и "метаморфозами" стала музыкальным выражением Штрауса отчаяния.
Рихард Штраус - Salome
Одноактная опера Штрауса "Саломея", известная своим "Танцем семи покрывал", была столь же шокирующей своими возмутительными гармониями, как и сюжетами похоти и отвращения. "Саломея", основанная на печально известной пьесе Оскара Уайльда, потрясла публику на премьере в Дрездене 9 декабря 1905 года, но стала одной из самых часто исполняемых опер во всем мире.
Рихард Штраус - Till Eulenspiegel’s Merry Pranks
"Веселые шалости Тилля Уленшпигеля", одно из лучших произведений Рихарда Штрауса, рассказывает историю о немецком народном герое-крестьянине Тилле Уленшпигеле, который представлен двумя темами, и его веселых шалостях. Блестяще оркестрованная партитура Штрауса с ее виртуозной инструментовкой и яркими диссонансами показала Штрауса как модерниста и является одним из его самых популярных тональных стихотворений.
Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилась эта подборка, не забудьте поставить лайк, подписаться на канал и написать в комментариях свои любимые произведения Рихарда Штрауса. До новых встреч, друзья! С вами был Дзен канал «Мир классических гармоний».