Ольга Иванова, участник Всероссийского сообщества наставников-просветителей, методист Центра одаренных детей и молодежи «Эткер» г. Чебоксары (Чувашская Республика), подготовила для вас очень полезный материал о том, как не бояться публичных выступлений.
🎉 Внимание! В статье ваш ждет подарок – бесплатный чек-лист с эффективными приемами успешного выступления на публике. Его разработала команда педагогов регионального сообщества наставников-просветителей Чувашии.
Педагогам часто приходится публично выступать перед большой аудиторией: на общеродительском собрании, перед коллегами, на мероприятиях в качестве ведущего или спикера, в театрализованном представлении в качестве того или иного персонажа и, конечно же, на профессиональных педагогических конкурсах. Выступать перед детьми в классе, в группе и перед большой аудиторией – это две разные истории. Детей в классе ты знаешь, они свои, ты любишь, доверяешь им. А большая аудитория всегда вызывает тревогу, неуверенность или даже страх.
Сухость во рту, потеющие ладошки, вылетающие из памяти слова, небольшой тремор, севший голос – знакомы все эти чувства? Страх публичных выступлений – вполне обычное и часто встречающееся явление. И даже те, кто совершенно не боится выступать, могут почувствовать себя на сцене несколько неуверенно.
В нашем региональном сообществе наставников-просветителей Чувашии есть супружеская пара учителей: это Наталия и Петр Борзаевы из Акрамовской школы Моргаушского муниципального округа. Вместе они более 25 лет выступают на сцене в эстрадно-вокальной группе, созданной по их инициативе. Группа называется «Сердца трех». Поют песни, играют на баяне, гитаре, укулеле, выступают на различных мероприятиях.
Вот что говорят Наталия и Петр:
«Чаще выходите на сцену – чем чаще, тем лучше. И имейте группу поддержки, своего зрителя, свою аудиторию, которым нравится ваше творчество. А чтобы такие зрители были, доброжелательную энергетику нужно отдавать уже с самого первого шага на сцену».
Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства – это огромный шаг вперед, готовность демонстрировать свои педагогические успехи и достижения, профессиональный уровень, делиться опытом, развиваться, ну и конечно, колоссальная борьба со страхом. В сообщество наставников-просветителей Чувашии входит учитель чувашского языка и литературы школы № 40 г. Чебоксары Александр Степанов. В 2022 году Александр Марсович стал лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Что же помогло ему справиться с волнением и добиться высокого результата?
«Я всегда выступаю за основательную подготовку к выступлению, то есть, если ты о чем-то говоришь, ты должен быть экспертом в данной области. Только глубокие познания дают выступлению свободу и легкость», – рассказывает учитель.
Недавно во всех регионах нашей страны прошел региональный этап Всероссийского конкурса «Флагманы образования». В нем приняла участие учитель английского языка школы № 48 г. Чебоксары Екатерина Пайгильдина, участник нашего регионально сообщества наставников-просветителей.
Екатерина рассказала, как она боролась с волнением перед выступлением:
«Волноваться – это нормально. Страха выступать на публике у меня нет уже давно, сказывается опыт. А вот волнение есть всегда. Уверена, даже если актер в театре уже в тысячный раз играет, например Гамлета или Раскольникова, и знает наизусть каждое слово и каждый сантиметр сцены, он все равно волнуется перед выходом к зрителям, ведь публика каждый раз разная.
Лично я принимаю свое волнение как должное. Легкое волнение держит оратора в нужном тонусе. Я сказала себе: «Да, я волнуюсь, а как иначе? Но я готовилась к выступлению, я лучшая, и я знаю, что все будет хорошо». После этого я сделала вдох-выдох и с улыбкой вышла к аудитории.
Недаром говорят, что профессия накладывает свой отпечаток на образ жизни и личность. Работая около 14 лет в детском саду с детьми с особыми образовательными потребностями, привыкаешь к микрогруппам. Малыши в детском саду – это особенно теплая атмосфера. Поэтому у большинства педагогов детских садов страх выступления перед публикой сильнее. Каждый раз когда меня просят провести мастер-класс перед классом или выступить в школе, для меня это некий адаптационный период. Бороться с неуверенностью и со страхом нужно кардинально – не уходить от него, а договариваться. Можно свое выступление превратить в интерактивную игру, в то, что у педагогов детских садов получается лучше всего, но во всем знать меру».
Но конечно же, необходимо адаптировать приемы и методы под возраст слушателей. Особенно это понравится школьникам. Также хорошо начинать бороться со страхом выступления на публике, записывая себя на камеру, на диктофон. А потом можно просматривать видео, прослушать свою речь и работать над ошибками, совершенствоваться. Еще один способ – выходить в прямой эфир со своей аудиторией, записывать короткие VK Клипы, вести свой педагогический, образовательный блог, рассказывать о себе, мероприятиях, проектах, уроках, показывая свою открытость и отзывчивость.