Найти в Дзене
Слова и музыка Матецкого

SHAKIN’ ALL OVER”: БРИТАНСКАЯ РОК-НЕТЛЕНКА

Известный факт - некоторые из самых известных рок-песен были написаны буквально за считаные минуты. Та же "Paranoid" Black Sabbath: мало того, что процесс сочинения был быстрым, песня делалась как «довесок» для альбома.

В аналогичных условиях создавалась и легендарная песня группы Johnny Kidd & The Pirates 1960 года "Shakin’ All Over". Всё происходило в спешке, ночью, в некомфортных подвальных условиях, да и целью наспех созданного произведения было заполнить “B-side” новой сорокопятки. Но судьба распорядилась так, что трек стал просто монстром, составившим репертуарный фундамент для множества британских групп начала и середины 60-х.

 

Johnny Kidd & the Pirates на фотосессии в лондонском Риджент парке
Johnny Kidd & the Pirates на фотосессии в лондонском Риджент парке

 «Помню, как я спросил нашего студийного инженера Питера Салливана (Peter Sullivan) насчёт того, не смогли бы мы заодно записать “B-side” для нашего следующего сингла», - рассказывает сегодня бас-гитарист «Пиратов» Брайан Грегг (Brian Gregg). – «У нас тогда было много концертов, так что со временем было всё непросто: хотелось вписаться в сессию на Эбби-Роуд, которая у нас была намечена… Мы вернулись в Лондон в полночь после концерта в Эйлсбери, и наш гитарист Алан Кэдди (Alan Caddy), Джонни (Johnny Kidd – настоящее имя Frederick Albert Heath) и я отправились в маленькое кафе "Freight Train" в Сохо. Внизу был полузаброшенный подвал с одной лампочкой, с наваленными грудой старыми стульями и ящиками из-под кока-колы. Мы расчистили место для себя, сходили за инструментами – они были в нашем "вэне", который стоял напротив кафе, - и сели втроём придумывать новою песню. Начали с гитарного вступления, потом появилась басовая партия. Нужен был текст, и Джонни Кидду пришла в голову отличная идея: дело в том, что у него в концерте был прикольный номер под условным названием “динамическое напряжение”: Джонни принимал какую-то стационарную позу, изображая напряг, а затем начинал дрожать всем телом. Делалось это обычно во время гитарного соло. Так вот, он сказал нам, что было бы хорошо написать под этот трюк специальную песню, в которой он мог бы мог исполнять этот номер. Кстати говоря, этот прикол очень нравился девушкам. Так у нас появилось название “Shakin’ All Over” – «я весь дрожу», - и мы начали вставлять слова, чередуя их с начальным риффом. Честно говоря, нам было немного стыдно за слово “shakin’”, поскольку к 1960 году этого слова уже хватало в песнях: тут и Jerry Lee Lewis с “Whole Lotta Shakin’ Goin’ On”, и BillHaley с кавером на “Shake, Rattle And Roll”. Но мы успокоили себя – всё-таки это не “A-side”, так что париться по этому поводу не стоит». 

На следующее утро группа прибыла на Эбби-роуд к 10.30, как раз к началу записи. Но главной задачей было записать песню "Yes Sir, That's My Baby", которая планировалась как “A-side” будущего сингла. На исполнении этого американского стандарта настоял их лейбл EMI. К счастью, образовалось дополнительное студийное время, так что у музыкантов появилась возможность поработать над “Shakin’ All Over”. Во время небольшого перерыва музыканты отправились в знаменитое студийное кафе, где к «Пиратам» присоединился гитарист Джо Моретти (Joe Moretti), которого они заранее пригласили. «Дело в том, что Алан Кэдди был не очень хорош на студии», - утверждает барабанщик Клем Каттини (Clem Cattini). – «Он сильно нервничал, играл не очень, поэтому мы пригласили Джо сыграть сольные куски. Кстати говоря, соло у него просто вырвалось само по себе. Мы вернулись в студию и практически без репетиций записали трек».

Действительно, для песни "Shakin’ All Over" потребовалось всего два дубля, причём сразу стало понятно, что материал получается экстраординарным. Всё легло на свои места как нельзя лучше – и заводной ритм, и уникальный гитарный рифф, и остинатная басовая партия, и, конечно же, дрожащий вокал Джонни Кидда. Короче говоря, образовалась «хитовая квинтэссенция подростковой рок-н-ролльной драмы»:

 

Обратите внимание: в авторах на сингле числится только “Heath” – это настоящая фамилия Джонни Кидда. 

-3

Но существуют и другие расхождения в “credits”. «Уолли Ридли (Wally Ridley) считается продюсером “Shakin’ All Over”, но его даже не было в студии, когда мы записывались», - продолжил рассказ Клем Каттини. – «Записью занимался Питер Салливан, ассистент Уолли. Особенным был придуманный им эффект “пустой комнаты” – именно он создал особую атмосферу на пластинке».

Салливан также сразу распознал хит и немедленно посоветовал EMI переставить песню на “A-side”. И здесь своё решающее слово сказал известный телепродюсер Джек Гуд (Jack Good). «EMI прислала ему сингл», - говорит Грегг. – «Джек ненавидел песню “Yes Sir, That's My Baby” – как и мы все, – а “Shakin’ All Over” считал просто фантастическим произведением. Он тут же пригласил нас на ТВ-шоу Wham! и песня взлетела, как ракета».

Johnny Kidd & The Pirates на ТВ
Johnny Kidd & The Pirates на ТВ

«Следующее, что мы узнали», - говорит Каттини, - «это то, что сингл стремительно поднимается в чартах».

-5

Песня Shakin’ All Over достигла первой строчки в Великобритании в августе 1960 года, сделав симпатичного и харизматичного Джонни Кидда настоящей звездой. По тем временам его имидж был особенным: чего стоила фирменная пиратская повязка на один глаз! Да и остальные полосатые «Пираты» были яркой группой. Думаю, можно с некой степенью условности утверждать, что Johnny Kidd & The Pirates стали предвестником появления театрального рока. 

К сожалению, Джонни Кидд погиб в автокатастрофе в Ланкашире в 1966 году, в возрасте всего 30 лет. 

 

Джонни Кидд со своей невестой Джин
Джонни Кидд со своей невестой Джин

Но его наследие продолжает жить: каверы на “Shakin’ All Over” присутствовали в репертуаре целого ряда артистов - Led Zeppelin, Дэвида Боуи (David Bowie), Игги Попа (Iggy Pop), The Guess Who, Тома Петти (TomPetty), Вэна Моррисона (Van Morrison), The Who. Последние, тогда ещё называвшиеся The Detours, ездили в качестве «суппорта» с Johnny Kidd & The Pirates в конце 62-го-начале 63-го.

Посмотрите знаменитую концертную версию “Shakin’ All Over” в исполнении The Who:

 

«Многие группы копировали нас», - вспоминает Брайан Грегг. – «Смотрите, Роджер Долтри (Roger Daltrey) отложил в сторону гитару и стал солистом The Who, потому что они хотели, чтобы трио за его спиной звучало, как у нас. У Led Zeppelin тоже была аналогичная установка. А несколько раньше, когда Пейдж (Jimmy Page) был с Neil Christian & The Crusaders, они тоже часто выступали у нас на разогреве, особенно в Лондоне. Джимми обычно стоял сбоку, за кулисами, наблюдая за каждым нашим движением. Помню, как он сказал мне: “Когда-нибудь и у меня будет такая же группа, как ваша”».