Хотя первые Народные школы появились в Кёнигсберге еще в 1629 году, системное и целенаправленное их расширение и развитие началось в результате реформы образования Гумбольдта начала XIX века. На строительство новых, обязательно интересных зданий государство денег не жалело, ибо считалось, что: «Следует обучать не только душу и разум, но и глаза, с тем чтобы зародыш эстетического воспитания проникал ежечасно в среду учащихся, которые должны видеть вокруг себя только красивые вещи. Каждый отдельный предмет, каждое окно, каждая дверь и помещение, всё здание воедино должны иметь воспитывающую ценность для глаз», - так это описывал историк искусства Ульбри и следуя этой логике была возведена школа, о котором сегодня пойдёт речь.
В Восточной Пруссии новые строения учебных заведений начальной ступени могли отличаться внешне, но имели унифицированную планировочную структуру внутренних помещений. С начала XX века появляется еще одна особенность – они строятся в стиле историзма, дополнительно получая имена важных персоналий Прусского государства. Школы для мальчиков и девочек были раздельными, но иногда практиковалось и условное исключение из этого правила. Одним из примеров является здание кёнигсбергской школы, в стенах которой в советское время стала работать альма-матер многих студентов Калининграда, называвших её ласково … Черныши (в современной системе координат располагается по адресу: ул. Чернышевского, 56а).
Народная школа для обучения мальчиков и девочек имени Крауса и Гиппеля (нем. Kraus-und Hippel-Schüle) была построена в 1909-1910 годах архитекторами Имперского министерства общественных работ. Хотя представители двух полов обучались под одной крышей, это все равно было два разных учебных заведение – отсюда и двойное название. Школа находилась на пересечении улиц Штегеманна (ныне ул. Чернышевского) и Аллеи Крауса (совр. Каштановая Аллея).
Улица названа в честь крупного прусского финансиста Фридриха Августа фон Штегеманна, который профессиональную деятельность начал в 1785 году в Кёнигсберге в должности криминального советника в уголовном суде, работая при легендарном Теодоре фон Гиппеле. В 1806 году Штегеманна назначают тайным финансовым советником и главой Прусского банка в Берлине. В этой должности он встречался в Наполеоном и пытался добиться снижения контрибуций. В дальнейшем служил в Кёнигсберге и занимался сопровождением реформ Штейна и Гарденберга, направленных на восстановление Пруссии.
А вот аллея, как вы уже и сами догадались, носила им «ангела-хранителя» школы, а именно – отделения для мальчиков. Кристиан Якоб Краус родился в 1753 году в Оструде, обучался в Кёнигсбергском университете на философском факультете, а позже был ректором Альбертины (в 1792 и 1798 годах). Он разработал теорию государства, которая легла в основу реформ упомянутых выше Штейна и Гарденберга. Вместе с Кантом и Гаманом являлся центром интеллектуальной жизни своего времени. Краус умер в 1807 году и был похоронен на профессорском кладбище Кёнигсберга.
Сейчас на стене бывшего мемориального кладбища, что находится у Южного вокзала, мы можем видеть табличку с его именем.
Школа для девочек получила имя, пожалуй, одного из самых легендарных управленцев города, о котором я писал уже много раз, поэтому сейчас кратко. Теодор фон Гиппель родился в 1741 году в городе Гердауэн (совр. Железнодорожный), обучался в Альбертине. В 1760 году побывал в Санкт-Петербурге, был представлен самой императрице Елизавете Петровне, по возвращению в Кёнигсберг вступает в масонскую ложу «К трём коронам». В 1780-1786 годах возглавляет королевскую уголовную коллегию, а затем становится обербургомистром и «городским президентом» Кёнигсберга. Гиппель владел садом, который более известен нам по позднему названию Луизенваль (ныне Центральный парк Калининграда), был готическим и сатирическим поэтом, а также коллекционером картин и одним из первым защитником прав женщин в немецких землях.
А теперь об архитектуре. Четырёхэтажное здание имело два подъезда: левый вёл в школу для девочек, а в правый вход разрешён был только мальчикам. Две входные группы с колоннами и барочными фронтонами располагались в боковых ризалитах.
Перед центральной частью здания располагался палисадник с беседкой с которой открывался вид на барельеф мальчика за учебниками на фасаде. Крыша была массивная двухскатная черепичная, со слуховыми окнами. Венчало её главное украшение школы - куполообразная башенка с часами и смотровой площадкой.
Внутренне пространство ничем не отличалось от заведённого тогда принципа: две широкие лестницы вели на первый этаж, далее по обе стороны расходились коридоры с учебными помещениями. Разве что особенностью именно этой школы были питьевые фонтаны с артезианской водой на каждом этаже. С южной стороны здания имелась пристройка, где располагался обязательный, после школьной реформы, элемент каждого учебного заведения – гимнастический зал. Здесь же был актовый зал.
Во время штурма Кёнигсберга здание не пострадало. А вот при ремонте над барочными входными порталами установили две большие советские звезды, с крыши убрали башенку с часами.
С 1946-го до 1955 года внутри строения разместилась женская школа №4 и детская библиотека имени Гайдара. В 1947 году постановлением Совета Министров СССР был создан Калининградский государственный педагогический институт (КГПИ), который расположился в правом крыле здания, а занятия на трёх факультетах (исторический, литературный, физико-математический) начались с 1 сентября 1948 года. Имена первых выпускников с красными дипломами были выбиты золотыми буквами на стене вестибюля. В середине 1950-ых годов институт занял всё здание, а школу перевели на ул. Карла Маркса.
16 июля 1966 году КГПИ преобразовали в Калининградский государственный университет (КГУ). В его состав первоначально входили факультеты: физико-математический, естественных наук, историко-филологический, экономико-правовой.
В 2005 году КГУ реорганизовали в Российский государственный университет имени Иммануила Канта, спустя пять лет учреждение высшего образования получило финальную форму наименования: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.
После получения федерального статуса ускорился процесс модернизации благодаря получению серьёзной финансовой поддержки. В начале 2000-х годов произвели первый в новейшей истории капитальный ремонт здания, в ходе которого башенку с часами и смотровой площадкой вернули на прежнее место. В 2007 году строение бывшей школы имени Крауса и Гиппеля получило статус объекта культурного наследия регионального значения.
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).