Утром погнали в школу, на работу - без вариантов. Дома пусто до ночи: такая жизнь. Нет шансов остаться дома, да и не нужно это никому. Все события - снаружи.
Семь уроков позади. У более младших - шесть. Как всё успеть ученикам-музыкантам? Как уложить во вторую половину дня самое главное? Возможен ли прогресс по линии искусства - у тех, кто принципиально не изменил общему образованию? Как поддерживать достойный уровень в разных качествах?
Прошу, не надо советов. Я им не последую. Принять экстернат как неизбежность? Культивировать самообман - детский и родительский? Ведь это не то СО, что "прорыва ради" для крутых олимпиадников. Вообще другая песня - "просто сдать", "скорее бы сдать". И я расскажу здесь, как это работает, в большинстве случаев. Честно, теряю логику, сколько ни стараюсь её проследить. Противоречия налицо.
Итак, предположим, человеку 8, 10, 13 лет. Он учится в ДМШ и подаёт надежды, он действительно может развиваться музыкантски. В школу человек не ходит. Пробуждение в комфортный час, неторопливая забота, спокойный завтрак в тёплой компании. А далее, однозначно, к любимому инструменту. Разыграться, пройти текущую программу, выслушать проблемные места: днём ожидается урок по специальности. Раскрыть тетрадь по сольфеджио, припомнить и о теории, и о певческих заданиях. Созвониться с партнёром по ансамблю - такой же вольной птицей. Дел до вечера полным-полно. Стартуем в музыкальную школу: это надолго, это серьёзно. Репетиционный процесс нескончаем, планируются всё новые и новые выступления, обсуждаются конкурсы, вызревает неподдельный азарт: вперёд и выше! Так - каждый будний день, по кругу. Добраться до дома и упасть без сил.
У "семейника" с подобным режимом нет, по факту, ни единого шанса на заявленное семейное обучение по общеобразовательным дисциплинам. Не вписывается, ну просто никак. А поскольку аттестации редки, то и ладно, пусть так, пусть не вписывается. Зачем, регулярно и систематически, нагружать себя поутру историей, биологией, немецким языком, если всё это спрашивается раз в два-три месяца, если опрос неглубок и формален? Логично ведь - заняться поскорее специальностью, где контакт с педагогом честный, беспрерывный, где просматривается каждая подвижка, где ясен путь и прозрачен рост. Где показываться и отчитываться уже сегодня-завтра.
Вот и выходит, по сумме всех обстоятельств: ДМШовцы на СО подменяют общеобразовательные активности "профессиональными" - закрывают глаза на всё, что годами проходит мимо их сознания. Подменяют с согласия родителей, с подачи родителей. Родители, ослеплённые музыкантскими успехами своего чада, порой творят удивительные вещи, за гранью здравого смысла. Изыскивают платные варианты "школьных" аттестаций, со своеобразной гарантией неплохих оценок, в любой исходной ситуации, вне зависимости от реальных вложений. Эпизодически привлекаются репетиторы, с единственной целью совершить обзор, поверхностно ознакомить "особого" ученика с актуальными типами заданий. Так складываются, очень и очень постепенно, пути к впечатляющим средним баллам девятиклассных аттестатов. При том, что их счастливые обладатели, по сути, оказываются на обочине образовательных процессов.
А цифры-то, кроме шуток, значимые при поступлении в музучилище - каждая десятая балла. Честные, навскидку, 4.1, добытые сквозь ночные бдения и жёсткий присутственный режим, те самые семь уроков каждый день, - могут сыграть против абитуриента-"очника". При равных достижениях по музыкальной специальности, выше в ведомости разместится "семейник", мало причастный к школьной программе, - с его, как ни странно, фантастическими 4.8 за её освоение. А потом в пресловутом списке будет подведена красная черта, которая отделит бюджет от внебюджета. Спустя несколько месяцев, преподаватели групповых дисциплин в очередной раз проникнутся недоумением: мол, откуда вновь и вновь у нас студенты, совершенно беспомощные организационно, но запрыгнувшие на бюджет?
Нынче я вижу вблизи немало детских конкурсов. Наша семья потихоньку знакомится с будущими "коллегами по абитуре" - ровесниками Нины и Петра, со схожими планами. Напомню, это, на сегодняшний день, 7-й и 5-й класс... Констатирую, пообщавшись с родителями: на СО уже перевелись почти все наши приятели из этого круга. Мамы, в том числе и с высшим музыкальным образованием, увольняются, без сожаления бросают работу, переключаясь всецело на обслуживание юной звёздочки (кстати, чаще сразу нескольких: СО, музыкантство и многодетность всё более и более неразлучны в этой жизни). Мамы абсолютно уверены в правоте своих действий - и да, с позиций здоровья ребёнка они чертовски правы. Тот факт, что родители лишили своих наследников общего образования, - не обсуждается, такие акценты мыслятся в данном сообществе крамолой. "Всё за идею"? Идея, прямо скажем, выглядит несколько мелковатой: поступить, заскочить в СПО любою ценой.
Я реалист. И вижу я профессиональным глазом, и фиксирую честно, что конкуренты-"анскулеры" порой убедительнее моих детей - хоть в инструментальном исполнительстве, хоть в олимпиадах по сольфеджио и музлитературе. Не так чтобы резко круче - пожалуй, едва различимо. Они спокойнее, они всегда в прекрасном расположении духа, морально устойчивы, ибо достаточно высыпаются, - они невозмутимы, лишены внутренней тревожности, им не сидеть над алгеброй и физикой до половины третьего следующих суток. Они сделали свой выбор. Пути назад нет. Иные возможности закрыты - или же просто не открывались никогда. Это дети, которым изначально внушается: общее образование есть лишний компонент системы, досадный балласт, надо потерпеть, от него отмахнуться и топать дальше с гордо поднятой головой.
А не получится "гордо"... ежели голова не развивается многосторонне.
- Мы своего бережём, - шепчет заговорчески бабушка 12-летнего лауреата. - С ним как о школе заводишь речь, так его, бедного, и тошнит, и ломает. Как со второго класса повелось, так и всё. Конечно, в школу давно не ходим. В этом-то году вряд ли пойдём. Эх, давно ничего там не сдавал, милый... Надо бы сдавать, а мама его - боится. Смотрите, какой румяный на сцене! А тут, представьте, весь белый делается, прямо серый, а то жёлтый. И плачет, и плачет, умоляет: мол, не надо в школу, не трогайте, дайте делом заняться...
Жалко мне паренька. В глубокую яму попал, а родители "с опахалами" - умиляются. Тут сто раз подумаешь, что именно для детей здоровее, - где экономия нервов, а где, увы, наоборот.
Страшно, по-моему, так жить - знаючи территорию, где тебе физически плохо. Обширную, надо сказать, территорию... Именуемую общим развитием.
Как же по-разному мыслят люди! Лично мне не даёт покоя перспектива вынужденного отказа от 10-го и 11-го классов, в интересах качественного и своевременного музыкального СПО. Оппоненты же готовы пожертвовать любыми объёмами школьной нагрузки - какими угодно средствами минимизировать для ребёнка систему неспециальных взаимодействий.
Я постоянно призываю своих детей к благоразумию, к анализу, поддерживаю "многорукость", взращиваю умение сочетать музыкантство со школьной жизнью. Взрослые балансируют между семьёй и работой, причём некоторые делают это виртуозно. Да, справедливо: иногда - ценой нервного истощения. Не возражаю против таких формулировок. Сама подвержена, сама пребываю ровно в таком статусе. Но не могу себе позволить жить иначе, ибо стыдно. Не позволю не трудиться по профессии и подрастающей дочери, никогда. Убеждена: у моего ребёнка не возникнет соответствующих соблазнов.
Так вернёмся же к поступлению в столичные музыкальные училища! Конкурс растёт неимоверно, взлетают и требования, ситуация накаляется с каждым новым сезоном. На бюджетные места рвутся подростки с самым разным прошлым. Ранняя специализация грозит "помолодеть" до такой степени, что маленькие дети, занятые чем-либо кроме собственно музыки, в музыке "отстанут навсегда". Прецедент создан: в общеобразовательную школу, с некоторых пор, можно не ходить вообще, совсем, нисколько. Чем дальше, тем активнее будет заметно лидерство юных музыкантов, вставших на такой, крайне спорный путь.
Впрочем, я убеждена: место исключениям есть всегда. Здесь правят гены, традиции семьи, здравое воспитание, основанное на высоких требованиях к человеку любого возраста.
В заключение - разберу такой вопрос. При обсуждении темы, напрашивается разговор о ССМШ как о территории идеального баланса, где общеобразовательный блок, в разумно адаптированных формах, органично дополняет специальные дисциплины, закономерно встраивается в сетку расписания, логически сосуществует с главным смыслом обучения.
На самом-то деле и здесь всё на совести родителей. Программы, стандарты преподавания в ССМШ можно увидеть весьма по-разному, с соответствии с личными вкусами и приоритетами.
Почему не все стремятся постепенно перейти в спецшколы? А не все потянут. Но это, как говорится, "не приговор". Далее, верность родному педагогу исконной ДМШ/ДШИ - великое дело. И, наконец, не любая специальность доступна в ССМШ. Для моей семьи принципиально, что спецшколы Москвы "массово" (поточно) не готовят ни теоретиков, ни хоровиков.
P.S. Как же мы замечательно поступали когда-то в "Мерзляковку"!
Год был 1994-й. Вплоть до самой абитуры, школьником был каждый из нас. Хватило способностей, мотивации и характера... совместить это с неплохим стартом в музыкантстве.
Мне близок такой сценарий. Передаю его, "по наследству", своим дочери и сыну.
Надеюсь, так оно будет.