Эта местность на Тверской, где сейчас стоит памятник Юрию Долгорукому, в старину называлась Шубиным. Есть мнение, что здесь когда-то обитали, работали и торговали плодами своего труда шубники – скорняки. Правда, не все историки с этой версией топонимики согласны до конца. Однако, что доподлинно известно, земля эта в четырнадцатом веке от Рождества Христова принадлежала воеводе Дмитрия Донского, боярину Иакинфу Шубе.
И первую церковь на этом самом месте, близ своего двора, основал именно он. Конечно же, пока еще лишь деревянную, с престолом во имя святого Иакинфа Римского – мученика из Кесарии Каппадокийской, пострадавшего при императоре Траяне.
Вскоре в храме появился второй придел – в честь святых бессребреников Космы и Дамиана.
(О двух других сохранившихся в Москве храмах в честь братьев-лекарей и чудотворцев я писал здесь и здесь.)
И, как в истории с одноименным храмом на Маросейке, эта церковь, а вместе с ней и вся местность…
…Многократно меняли названия
В начале восемнадцатого века часть нынешнего Столешникова переулка от Тверской до Большой Дмитровки называлась Шубным переулком, но уже на Хотевском плане Москвы 1852 года – Космодамианским.
И оставалась таковым вплоть до 1922 года.
Храм же перестраивался, горел, восстанавливался заново. Вероятно, в ходе всех пертурбаций и перестроек престол в честь Иакинфа был утрачен, и храм со временем начали называть Космодамианским.
Впервые это название официально прозвучало в древних документах как «Космы и Дамиана на Ржищах». Ржищами всю эту местность величали до конца восемнадцатого века оттого, что здесь располагались обширные ржаные поля.
В том же восемнадцатом веке у названия церкви возникло новое уточнение: «Космы и Дамиана, что за Гагаринским двором» – подразумевая, что на Тверской, прямо за храмом, расположились палаты князей Гагариных.
Был он даже «Косьмой и Дамианом за золотой решеткой»!
Но и «храмом что в Шубине» его все еще не прекращали называть.
Собственно, к тому времени…
…Церковь уже давно была каменной
Последний деревянный храм, что здесь стоял, сгорел в апреле 1626 года. И в том же году началось каменное строительство. Шло оно довольно медленно, в несколько этапов, и окончательно храм был возведен, как считается, лишь к 1657-му.
- Я всегда сожалею, если из-за узости улиц невозможно как следует снимать архитектуру целиком и прямо, анфас. Здесь же площадь широка, но посреди нее выстроены торговые ряды, которые мешают съемке ничуть не меньше.
Главный престол нового храма был посвящен Благовещению, и теперь его название звучало как храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Шубине между Тверской и Большой Дмитровкой.
Косме и Дамиану здесь был теперь посвящен лишь малый придел в трапезной (2 фото).
Правда, народ за века привык к прежнему названию и продолжал считать храм Космодамианским. А по полной форме и в документах начала восемнадцатого века – очень длинно: «Церковь Космы и Дамиана, в Шубине, за золотою решеткою, придельная, а настоящий храм Благовещения».
Было при церкви и кладбище
«в длину 19 сажен поперечь 19 же сажен и то кладбище пространно, огорожено надолбами изретка».
В 1657 году кладбищенскую территорию увеличили на 10 сажень в ширину и 14 в длину. Но в 1780-1790-х годах его упразднили.
К началу восемнадцатого века храм сильно обветшал, и…
…В 1703 году его решили перестроить
Да вот начать-то строительство нового здания церкви начали, но денег на работы катастрофически не хватало, и реконструкция сильно затянулась. По правде сказать, в приходе церкви и было-то
«двор боярский, 7 стольнических, 3 вдовьих, двор гостиной сотни, 1 подьяческой, 1 батыщиков, 2 пустых, всего 21 двор».
Что и говорить, тут особо не разгуляешься.
А в 1714 году и вовсе вышел указ Петра Первого о том, что теперь из камня можно строить только в Петербурге, и все застопорилось окончательно. Возобновили работы лишь в 1722-м.
«1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить»
Вот только приходу к тому времени осталось лишь семь дворов.
Но тем не менее строительство возобновили. Правда, кровлю ради экономии и скорости решили сделать целиком деревянной. И уже в 1773 году и она, и вся окрестная застройка сгорели в пожаре, что разбушевался по всей Тверской части.
Восстановили многострадальный храм лишь спустя двенадцать лет.
А вот…
…При нашествии французов храм уцелел
Его не сожгли, не обесчестили и не ограбили. Но наполеоновские солдаты вышли на улицу и, изловив каких-то случайных прохожих, обвинили их в поджоге Москвы, которую уже считали своей собственностью. Обвинили, наскоро «судили» и поставили к стенке… к стене Космодемьянского храма. И расстреляли – прямо под изображением Спасителя на стене церкви.
Когда же французов с позором изгнали из Москвы, храм очень быстро привели в порядок, и уже в декабре 1812 года в нем возобновились службы.
В 1816 году храм в очередной раз реконструировали и украсили. Выстроили колокольню, а фасаду придали ампирный облик.
Тогда же по соседству, на Дмитровке, упразднили и разобрали церковь Воскресения Словущего, а её приход приписали Космодамианской. Сюда же перенесли иконы и утварь, устроив чуть позднее, в 1821-1824 годах, северный придел (5 фото).
А вот современный облик с явными намеками на византийский стиль, новую колокольню и новый южный придел в честь Космы и Дамиана храм получил в 1857-1858 годах (9 фото).
Ближе к концу девятнадцатого века купцы Востряковы пожертвовали на роспись купола и стен храма (9 фото),
а также на обновление главного иконостаса и икон (7 фото).
Но вскоре…
…Пришли времена лихие
Ничто из древних реликвий храма не уцелело. В 1923-м из него «в пользу голодающих» вынесли 7 пудов 19 фунтов 70 золотников серебра, один бриллиант, 40 драгоценных камней, ризу с драгоценными камнями и крест с алмазами. А в 1929-м храм закрыли, обезглавив и до середины разрушив колокольню.
Его уже хотели и вовсе снести, но Библиотеке иностранной литературы, а чуть позднее типографии ХОЗУ Минкульта РСФСР потребовалось помещение, и здание храма передали им. Таким образом «Книга спасла храм».
При этом главный инженер типографии Валерий Алексеевич Светлов лично ходатайствовал перед министром культуры СССР Екатериной Алексеевной Фурцевой (которая, кстати, и проживала в двух шагах отсюда – в доме, что был построен из трофейного «гитлеровского» гранита) о сохранности помещений.
Светлов же велел аккуратно закрасить росписи, чтобы их не уничтожили окончательно. Благодаря этому фрески удалось восстановить в девяностых.
Собственно, тогда храм и был возвращен Церкви. 14 июля 1991 года в нем совершился крестный ход, а в декабре того же года состоялась первая литургия (7 фото).
Правда, пока лишь в небольшой комнатке, так как типография из него еще не съехала. Пасхальное богослужение 1992 года так и проходило посреди печатных станков, которые отсюда вывезли лишь к зиме.
Храм восстановили, заново достроили порушенную часть колокольни. Правда, уже не в том виде, какой она имела до нашествия «новых властей».
Но, тем не менее, для храма началась новая жизнь.
- ...А я, тем временем, прогулявшись от Страстной площади вдоль Тверской, перейду на другую сторону улицы и отправлюсь от центра города, через Тверской бульвар, в переулки. И там нас ожидает множество удивительных открытий и целое созвездие шедевров архитектуры.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!