Как давно вы были на квартирнике? В студенческие годы? А некоторым и слово-то такое незнакомо. Благодаря Сергею КРУГЛОВУ теперь у минусинцев и гостей города есть возможность окунуться в эту непринужденную атмосферу творчества и самовыражения.
– Сергей Анатольевич, расскажите для наших читателей, что такое «Круглый квартирник»?
– В первую очередь это пространство для самореализации в мире музыки. Ну и, конечно же, уютное место встречи как с любимыми мелодиями, так и с интересными людьми.
– В своем «Круглом квартирнике» вы объединили желающих петь и играть, независимо от наличия таланта, музыкального слуха...
– Потому что у каждого должен быть шанс реализовать себя в музыке. По себе сужу. Вырос в маленькой деревне имени Серго Орджоникидзе в Мотыгинском районе. Деревня маленькая, а леспромхоз – мощный, он содержал музыкальную школу, множество вокально-инструментальных ансамблей. Но только я повзрослел так, чтобы влиться в музыкальную сферу, случился развал СССР, и всё исчезло: всё закрыли, растащили. Так что осваивать нотную грамоту мне пришлось уже во дворе, с гитарой в обнимку. С ней я и в армию пошел, и на войну – захватил вторую чеченскую. Там получил контузию, повредил руку, но это не разлучило меня с музыкой.
А когда познакомился с будущей женой – она работала в доме культуры, – стал помогать ей с написанием сценариев, создал небольшой коллектив, начали выступать. И вот тогда-то, в поездках по району, я понял, чем грешит наша культура: продвигаются только профессионалы, которые и вживую-то уже не хотят петь, только под фонограмму.
Когда подготовленные мною школьники выходили на сцену, сыпались одни упреки: зачем нам нужна самодеятельность? Но разве задачей дома культуры не является вовлечение населения? Любой человек, от мала до велика, должен иметь возможность реализовать себя в творческом плане.
– И, раз плетью обуха не перешибить, вы решили все организовать самостоятельно?
– Именно так! Правда, для этого мне понадобилось переехать в Минусинск и окончить колледж культуры. В 41 год! Заочно, конечно, ведь нужно было еще и семью обеспечивать. Но на протяжении четырех лет каждый день я выделял не меньше двух часов для обучения. И даже разработал программу по музыкальному воспитанию подростков с помощью компьютерных технологий в кратчайшие сроки.
Да, сложный путь мы с женой преодолели, но он привел меня к реализации собственных убеждений. Сначала, конечно, надеялись на помощь меценатов, но не случилось. Вкладывались сами, сначала половинку помещения взяли в аренду, потом, когда стало понятно, что этого мало, – арендовали остальное. Очень помогли Алексей Бейсов, Наталья Будина.
Зато сейчас у нас есть уголок, где проводим репетиции со всеми ансамблями, организованными мною и моими помощниками. Здесь же устраиваем тематические квартирники, где выступают либо наши ансамбли, либо приглашенные исполнители. Начинал с пятью ребятами, сейчас у нас около 70 человек, и это вместе со взрослыми. У нас и дети-аутисты, и с нарушением моторики играют и поют!
– Мне доводилось бывать на ваших квартирниках, было удивительно видеть поющих юристов, бухгалтеров...
– Тяга к прекрасному – потребность человека.
– Но если запою я, вряд ли кто согласится это слушать…
– Каким бы золотым голосом человек ни обладал, всегда найдутся как обожатели, так и хулители таланта. А если вы про непопадание в ноты, так это нарабатывается. Когда вы приходите в спортзал, вы же не беретесь сразу за десятикилограммовую гирю? Но после года тренировок для вас поднять 10 кг уже не составит труда. Так же и с голосовыми связками. Да, кому-то повезло, и он обладает чувством ритма, слухом, музыкальной памятью, способностью интонировать... Но у большинства этот набор дарований не полный, им просто нужно приложить больше усилий, затратить больше времени.
– То есть вы считаете, можно любого человека научить играть на инструменте?
– Музыкальные способности развиваются наравне со всеми остальными. Научить петь и играть на инструменте можно всех, но каждому потребуется на это свое время. Почему я в этом уверен? Потому что я освоил за свою жизнь 13 профессий – от токаря-сварщика до химика ядерной энергетики, и я уверен: все зависит только от силы желания.
– Но в том-то и дело, что желаний у сегодняшних детей так много, что сконцентрировать их на музыке, думаю, стоит большого труда…
– Дети здесь в приоритете, и они это знают. Как бы я ни любил играть или сочинять свою музыку, все самые смелые мои мечты и желания связаны с музыкальным воспитанием детей. Стараюсь знакомить их с разными музыкальными жанрами, мы слушаем с ними произведение вместе, обсуждаем навеянные им чувства и эмоции. И дети меняются на глазах! Они уже по-другому смотрят на примитивные «сторис» под два аккорда в соцсетях, они вышли за рамки привычного сегодняшним подросткам мира, узнали другую, инструментальную, музыку…
– Боюсь, сегодня у каждого подростка свой, особый мир. Это связано с алгоритмами социальных сетей, которые подкидывают каждому пользователю только те темы, которыми он интересуется, забивая в строку поиска…
– Именно поэтому надо радикально менять подход к продвижению культуры в массы. Я уже проводил конкурс «От классики до рока» в ЦКР. В восьмичасовом концерте приняли участие множество коллективов, и не только минусинских. И все хотели выступать! А люди, услышав их единожды, хотели ближе познакомиться с их творчеством. У Алексея Бейсова замечательный проект – рок-фестиваль «Котловина», который ждут и исполнители, и зрители. Вот в этом направлении нам надо двигаться, а не приглашать на сцену только известных певцов и актеров.
Я вам больше скажу: те юноши и девушки, что занимаются у нас, несут полученные знания дальше, в свой круг общения. Потому что прекрасным всегда хочется делиться. Так вкус и воспитывается.
– И все-таки современные дети очень сложны в плане воспитания...
– Дети во все времена одинаково хотят искренности и признания их как личностей. Я не лукавлю перед ними, говорю о чем думаю, и в ответ получаю такую же откровенность. Со мной можно поговорить на любые темы. Они и по вечерам мне пишут в мессенджерах о своих успехах или неудачах, а придя на репетицию, летят с объятиями.
У самого сложное детство было – 90-е, развал Советского Союза, я рос и воспитывался на улице. Так что как никто другой понимаю, насколько подростку сложно обсудить какие-то щекотливые темы с родителями. Поэтому очень ценю доверие ребят, обращающихся ко мне за советом не как к педагогу, а как к другу. Так нам удается решать проблемные ситуации в их жизни, причем выходить из них победителями, что очень важно в этом возрасте.
– А как лечите звездную болезнь? Или ваши звездочки не «болеют»?
– Мы уже пережили выяснение отношений, в данный момент все коллективы у нас дружные. Да и ребята в любой момент могут поменяться партиями, перейти на другой инструмент. Я не запрещаю. Напротив, это только в плюс – так они развиваются еще лучше.
Сейчас-то ребята в ансамблях уже наиграны, но изначально почти все имели нулевой уровень. Я создал группу классической гитары, и через полгода мы уже играли первые песни. Ребята сами выбирали: кто хотел на бас – ставили на бас-гитару, кто на ударники – ставили на ударную установку. Не было такого: «У тебя есть отличное чувство ритма, значит, сядешь на ударники!»
– А на музыке это не отражается?
– Я пишу музыку сам, и сам же перерабатываю кавер-версии под возможности ребят. Если ребенок на данный момент умеет играть три аккорда, я прописываю партию для него согласно его возможностям. А с улучшением навыков усложняю партию. Стараюсь не сильно нагружать, зная, какая нагрузка сейчас в школе, но и расслабиться не даю, даже домашние задания задаю.
– И много у вас ансамблей?
– У Алексея Бейсова десять ребят-гитаристов от 11 до 30 лет, есть вокально-инструментальный ансамбль. Наталья Будина занимается с вокальным ансамблем, куда вошли желающие петь пенсионеры. У меня на данный момент кроме взрослых в группе «Круг» здесь в студии пять детских ансамблей: «Школа», «Свой стиль», «Точка», «Младшие», «Альтернативное молоко», а еще замечательный вокально-инструментальный ансамбль в кадетском корпусе.
– Их выступления можно увидеть на квартирниках?
– Да, пользуясь случаем, приглашаю всех по субботам к нам на «Круглый квартирник» по ул. Штабной, 1А. Кстати, организует квартирники как раз Алексей Бейсов. Вторая суббота месяца у нас посвящена какой-либо тематике или какому-либо празднику: выступают наши вокалисты, ансамбли. В третью субботу месяца обычно выступают приглашенные гости. Многие минусинцы даже не знают, какие замечательные коллективы у нас есть поблизости, в Саяногорске, Черногорске, Абакане, Минусинске. У нас очень много талантливых людей, которые играют хорошую музыку. Со временем придем и к онлайн-трансляции наших концертов, чтобы расширить аудиторию, открыть талантливых исполнителей тем, кто не любит выходить из дома.
Последняя суббота месяца обычно отдается на откуп нашим детям, они проводят собственные вечера, по собственному сценарию играют, поют, танцуют. И такие вечера пользуются большим спросом среди молодежи. Они уже работают над новогодними мероприятиями, рождественскими утренниками.
– Сергей Анатольевич, как стать одним из ваших учеников?
– Пока наши возможности ограничены. Но в планах на будущее – расширение, потому что поток желающих приобщиться к миру инструментальной музыки не иссякает. Увы, здесь всё зависит от финансов. Буду рад, если эта статья в газете привлечет к нам внимание меценатов.
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №48 (18.651) от 30.11.2023