Железнодорожное путешествие из Петербурга в Москву к 2030-му году может сократиться с 3 часов 55 минут до 2-х с четвертью. Правда, для этого предстоит сконструировать и построить высокоскоростной поезд. Последняя информация по теме: локомотив и вагоны будут полностью отечественного производства, уже готовы дизайн и «детальная разрисовка предстоящих стадий производства».
По поводу дизайна удивляться не приходится. Профессия – одна из самых престижных в стране. Средний балл единого госэкзамена у первокурсников бакалавриата 2022/23 учебного года по направлению «дизайн» составил 81,7.
Далее к работе над поездом подключаются инженеры-конструкторы: нужно спроектировать механическую часть, пневматику и электрическое оборудование. Тут-то и начинаются проблемы. «Форпост» поинтересовался средним балом ЕГЭ по соответствующему образовательному направлению (конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств). В специалитете он составил всего 67,3. У бакалавров ещё ниже – 63 балла.
Будущие специалисты по части эксплуатации подвижного состава оказались уже совсем неучами. У студентов специалитета «Технология транспортных процессов» средний результат – второй с конца среди всех вузовских специальностей (48 баллов). Хуже только на промышленном рыболовстве (45,5 балла). Тоже, кстати, критически важная для страны специальность, учитывая наши неисчерпаемые рыбные ресурсы.
Остаётся надеяться на старые советские кадры. Инженеру, окончившему вуз в 1991-м, сегодня уже 55 лет. Пенсионный возраст подняли вовремя – как минимум 10 лет специалист будет оставаться в строю. Можно успеть спроектировать и рельсы проложить, но 21-й век принёс новые технологии, а значит и потребность в новых компетенциях. Дефицит молодых инженеров со знаниями в области «цифры», например, грозит застопорить работу.
Результат ЕГЭ на уровне 48 баллов свидетельствует о том, что человек зря провёл, по крайней мере, 6-8 из 11-ти лет за школьной скамьёй. Вероятно, подобный жизненный сценарий он изберёт для себя в студенчестве и затем в профессиональной карьере. С такими кадрами далеко не уедешь.
А на каких же вузовских специальностях учатся успешные школьники? Абсолютное лидерство у будущих специалистов по политологии (98,2 балла). Затем, по убыванию, идут «Зарубежное регионоведение» (97,3), «Медиакоммуникации» (92,1), «Востоковедение и африканистика» (91,1), «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (90,5) «Телевидение» (90,2). Далее (на уровне 80-90 баллов) следуют юристы, экономисты, менеджеры, актёры и музыканты, бизнес-информатика, реклама и связи с общественностью. Из более-менее массовых специальностей, не относящихся к гуманитарной и социальной сферам, средний балл выше 80 имеют только чисто научные – фундаментальная и прикладная физика и химия, математика, но и там совокупный приём менее тысячи человек.
Молодые люди, очевидно, хотят видеть себя исключительно в постиндустриальном обществе: участвовать в телешоу, проводить денежные транзакции, составлять исковые заявления в суды, петь, танцевать, проливать свет на тайны семантической структуры предлогов в мёртвых языках. Конечно же, все они обеими руками проголосуют за сокращение времени поездки между Петербургом и Москвой. А как там всё устроено, на этой железной дороге, насколько велики риски поломок и аварий – об этом подумают двоечники и троечники.
Вспомним пророческую поэму Александра Твардовского «Тёркин на том свете» (1963 год):
«- Как же так - без производства,
-Возражает новичок,
-Чтобы только руководство?
- Нет, не только. И учёт.
В том-то, брат, и суть вопроса,
Что темна для простаков:
Тут ни пашни, ни покоса,
Ни заводов, ни станков.
Нам бы это всё мешало
-Уголь, сталь, зерно, стада…
- Ах, вот так! Тогда, пожалуй,
Ничего. А то беда.
Это вроде как машина
Скорой помощи идёт:
Сама режет, сама давит,
Сама помощь подаёт».
Единственным из русских царей техническим образованием мог гордиться только Николай I. Инженер-путеец. Именно ему империя обязана первой железной дорогой «Петербург – Царское село». Как знать, если бы самодержца учили плохо, не пришлось бы нам до сих пор довольствоваться конной тягой. А то, что у изобретателей первого русского паровоза отца и сына Черепановых не было диплома – аргумент разве что для недорослей.