Найти тему
Истории Алексея Боярского

«Еврейский диснейленд»: чем важна для России единственная автономная область

Оглавление

Когда Ближний Восток пришёл на Дальний
Когда Ближний Восток пришёл на Дальний

Губернатор Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн сообщил, что регион готов принять у себя в качестве переселенцев беженцев с обеих сторон арабо-израильского конфликта. Попав в Биробиджан, я понял - в этом месте люди любых национальностей становятся дальневосточными евреями.

В Биробиджане аэропорта нет. Проще всего долететь до Хабаровска, а оттуда всего 2,5 часа на поезде. Приезжающих на здании вокзала встречает огромная надпись «РЖД Биробиджан», продублированная ниже замысловатыми буквами, которые нужно читать справа налево – на идише. Дабы не оставалось сомнений, что ты попал именно в Еврейскую автономную область, на вокзальной площади установлена огромная менора-семисвечник. Указатели улиц также продублированы на идише. Особенно забавно сочетаются с переводом на идиш названия, вроде, улица Комсомольская, Ленина, Калинина.

Больше такого нигде не увидеть
Больше такого нигде не увидеть

На «Арбате», как тут называют пешеходную часть улицы Шолом-Алейхема, сидит и сам писатель - установлен бронзовый памятник.

Шолом-Алейхем легко нашел бы в Биробиджане героев для новых рассказов
Шолом-Алейхем легко нашел бы в Биробиджане героев для новых рассказов

Здание новой большой синагоги (хасидской) «Бейт Менахем» на главной улице, понятно, Ленина. Там же музей иудаики. Рядом с синагогой и культурно-просветительский центр еврейской общины, носящей имя «Фрейд». А дабы не пройти мимо, прямо на улице установлена бронзовая фигура трубящего в шофар раввина.

-4

В соседнем доме, фасад которого украшен фигурой танцующего еврея, кошерный ресторан «Симха». Помимо традиционных фаршированной щуки и форшмака, среди фирменных блюд и шницель «по-биробиджански»: его авторство принадлежит уже покойному знаменитому местному повару Якову Блехману. Память о последнем увековечена портретом в виде граффити-панно на одной из городских стен.

В Биробиджане достаточно китайских кафе, но еврейские интереснее, в т.ч. китайцам
В Биробиджане достаточно китайских кафе, но еврейские интереснее, в т.ч. китайцам

По сей день в городе издается газета на идиш - «Биробиджанер Штерн». В программе лицея N23, на вывеске которого так и написано «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение с этнокультурным (еврейским) компонентом», есть предметы «еврейская литература» и «история Холокоста».

В лицее N23 обычные подходы патриотического воспитания
В лицее N23 обычные подходы патриотического воспитания

Приезжим предлагаются матрешки евреи, магнитики с еврейской мудростью, календари с менорой. В путеводителях сразу сообщаются еврейские словечки, которые «сделают своим в Биробиджане»: приветствие «Шалом», тост «Лехаим!» (За жизнь!), пожелание здоровья «Зайт гезунт».

Чтоб делать бизнес на сувенирах не обязательно быть евреем
Чтоб делать бизнес на сувенирах не обязательно быть евреем

Ощущение какой-то искусственной стилизации. Тем более, если вспомнить, что согласно переписи 2020 года назвавших себя евреями в регионе оставалось всего-то 837 человек – 0,6% населения. Ненамного больше, чем в Москве с 0,49%. Продублированные на идиш указатели в области способны прочитать не более двух десятков человек. А считающаяся лучшим местным затоком идиша главный редактор «Биробиджанер Штерн» Елена Сарашевская вообще русская. Вывески же отнюдь не старые, не сохранившиеся с советских времен – повешены как раз в последние годы. При том, что идиш с 1997 года уже не является официальным. Да и предыдущие вывески были как раз только на русском. Красивое здание синагоги открыли лишь в 2004 году, тогда же поставлен и памятник Шолом-Алейхему. Если два предыдущих губернатора ЕАО Александр Винников и Александр Левенталь были еще из местных представителей титульной нации, то нынешний Ростислав Гольдштейн – никогда в регионе не жил. Работал на Сахалине, в Коми. «Внутренние ресурсы исчерпались. Нашли единственного этнического еврея во власти, которого удалось уговорить поехать туда губернатором», - заметил мне пожелавший остаться неизвестным политолог.

О том, что евреев в Биробиджане нет, да и никогда толком не было, я слышал еще с советских времен. И казалось бы, сейчас должен был в этом убедиться. А весь антураж - как будто по мере исчезновения титульной нации попытались воссоздать территорию колоритной еврейской жизни. Этакий еврейский диснейленд. То ли для привлечения туристов, то ли для оправдания существования автономии. Однако, стоило провести в Биробиджане три дня, стало очевидно – здесь все «евреи».

Из переселенцев в репатрианты

«Губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев организовал в 1854-1858 годах амурский сплав. Побережье Амура начали обустраивать переселяемые сюда забайкальские казаки, которые осуществляли охрану территории, обеспечивали почтовую и другую связь, поддержку судоходного пути. В начале 1900-х годов при строительстве восточного участка Транссиба образовали станции, поселения, в том числе, Тихонькая - позже Биробиджан. Столыпинская реформа, крестьянское переселение на восток привело к созданию на территории будущей ЕАО десятка новых сел, - рассказывал мне бывший вице-губернатор, а ныне руководитель Научно-просветительского центра изучения и сохранения исторического и культурного наследия ЕАО Валерий Гуревич.

Организованное же заселение этих земель евреями началось в 1928 году. Какобъяснил Валерий Гуревич, Гражданская война, погромы, осуществлявшиеся обеими воюющими сторонами, разорили еврейские местечки Украины, Молдавии, Белоруссии, центральной России.

Примерно такие здания тут были на заре социализма
Примерно такие здания тут были на заре социализма

Одновременно, революция лишила многих евреев привычного заработка – торговцам, частным ремесленникам не предполагалось места в социалистической экономике. Нужно было объединять в колхозы, не отнимая при этом землю у традиционных хлебопашцев. Вот потому в 1924 году создали Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (КомЗЕТ). Свободные же земли для евреев окончательно выделили в 1928 году в приамурской полосе Дальневосточного края. В 1930 году вблизи двух притоков Амура, рек Биры и Биджана был образован Биро-Биджанский национальный район, преобразованный в 1934 году с Еврейскую автономную область. Активная агитация, безработица в местах проживания способствовали переезду многих евреев на восток.

Если в Российской империи евреев рассматривали как иудеев, то в СССР – исключительно как национальную группу, которой для сохранения языка и традиций необходимо как и прочим народам предоставить некую специальную землю. Случай в мировой истории беспрецедентный – впервые за почти две тысячи лет с момента рассеяния у народа появилась собственная территория. В 1930-х сюда эмигрировали около 1400 евреев из США и Европы, в первую очередь, нацистской Германии. Следующая волна переселения в ЕАО пошла после Великой отечественной войны: единственное место, куда свободно могли вернуться с фронта или из эвакуации евреи выжженных немцами западных областей.

Городской сквер
Городской сквер

Идиш, язык европейских евреев, стал в ЕАО официальным наряду с русским. «Еще в 1930-х делопроизводство здесь наряду с русским велось и на идиш. Были созданы еврейский школы, а учителей готовил педагогический техникум. В 1930 году вышел первый номер газеты «Биробиджанер штерн» на идиш. В Биробиджане открыли Государственный еврейский театр, в который влились выпускники школы-студии Михоэлса», - рассказывает Валерий Гуревич.

В краеведческом музее Биробиджана
В краеведческом музее Биробиджана

Впрочем, переселялись в ЕАО люди и других национальностей – доля тех, у кого в советском паспорте значилось «еврей», никогда не превышала здесь 20%. Правда, если в 1989 году евреев по паспорту в области было меньше 9000 человек (4,1% от всего населения), то право на репатриацию в Израиль, переезд в Германию и США уже в 1990-х реализовало около 25 000.

Если с 1926 по 1992 год население ЕАО выросло с 35000 до 220 000, то дальше только убывало. Только миграционный отток с 2018 года составил в среднем 1150 человек в год. В настоящий момент по данным Росстата во всей Еврейской автономной области числится 147 000 жителей, из них в Биробиджане – 68 000.

-11

«Работы не стало, - комментирует Валерий Гуревич. – Например, Биробиджанский завод «Дальсельмаш» – единственный на Дальнем Востоке выпускал самоходные комбайны и прочую сельхозтехнику. После приватизации он развалился. А там 2500 человек работало – многие из них уехали в другие районы страны и за границу». Разваливались и те самые еврейские колхозы.

По объему федеральных субсидий на одного жителя в ЕАО в 2020 году заняла восьмое место. В рейтинге российских регионов по качеству жизни ЕАО в 2022 году занял третье место с конца, обогнав только Тыву и Ингушетию.

В Израиль и обратно

Внешне Биробиджан вполне обычный дальневосточный город. Если в благополучном Владивостоке в последние пятнадцать лет все чаще встречались новые европейские автомобили, то в ЕАО исключительно праворульные японки. Даже мерседес у одного из местных бизнесменов –праворульный – из Японии дешевле. На городском рынке и в торговых центрах полно предпринимателей китайцев. В супермаркете «Харбин» половина продуктов от ближайших соседей. Даже в кошерном ресторане «Симха» чаще встретишь не еврея, а китайца.

-12

Основа города - крепкие ухоженные трех-пятиэтажки: единственная девятиэтажка в городе оказывается главной высоткой. Среди оставшихся немногих деревянных домов и первая, старая синагога. «Несколько лет назад город очистили от деревянных развалюх, на федеральные деньги привели в порядок улицы, набережную, - рассказал мне главный редактор газеты «Биробиджанская звезда» Виктор Антонов. – Но при этом шестой год коммерческий жилой фонд области прирастает только индивидуальной застройкой – ни одного квадратного метра большого многоквартирного дома не введено. Потому местные строительные фирмы сейчас ушли в Хабаровск – там выгоднее». Самый серьезный местный бизнесмен отнюдь не еврей – переехавший в 1995 году из Азербайджана Хикмет Мамедов. Владеет колбасным заводом «Бридер» («брат» на идише), одноименной сетью продуктовых магазинов, а так же социальных супермаркетов «Пенсионер». Оптовые базы завода «Бридер» есть в Хабаровском и Приморском крае, Амурской области, Якутии.

-13

Другой крупный по здешним меркам предприниматель Александр Абрамов создал мебельный комбинат «ФОМА» – позиционируется как крупнейший производитель мебели на дальнем Востоке, давая работу двум сотням сотрудников. Биробиджанская обувная фабрика, сохранившаяся еще с советских времен, продолжает выпускать продукцию под маркой «Росток». А вот швейная фабрика закрылась больше 20 лет назад. Налицо стандартный признак депрессивного города – работы нет. И нет работников. «Вот в нашем чате местных рестораторов кто-нибудь сообщит, что выгнал официанта. Предупредит, какой он нехороший, ленивый и т.д. Чтоб его не брали, - рассказывает мне владелец кафе «Бурекас» Дмитрий Слоним. – А когда через два дня этот официант ко мне придет наниматься, то я его, конечно же, возьму. Потому, что желающих здесь работать за те деньги, что мы можем платить, очень мало».
Дмитрий, или в израильском варианте Дима, родился в Биробиджане. В 1990-х отслужил в российской армии. Потом уехал в Израиль. Вернулся в Биробиджан за невестой – забрал с четвертого курса вуза и увез в Тель-Авив. В Израиле Дима работал водителем на фуре. В 2002 году семья решила переехать в Канаду. «Но Канада принимала только, если хотя бы у одного из нас будет высшее образование, - объясняет он. – Поэтому вернулись в Биробиджан, чтоб жена доучилась». Приехали и остались. Родился сын. Супруга закончив первое высшее, пошла получать второе. А Дима снова сел за баранку - работал дальнобойщиком. «А потом и в родном Биробиджане жизнь стала налаживаться. Когда стало понятно, что мы ни в Канаду не поедем, ни в Израиль не вернемся, решил найти занятие без разъездов. В итоге, в 2012 году открыл это кафе», - рассказывает Дима.

-14

Бурекас – вид популярной в Израиле выпечки. По словам Димы, идея заведения – предложить израильскую кухню. Не еврейскую, а именно израильскую – впитавшую рецепты эмигрантов со всего мира. Помимо непосредственно кафе с собственной кухней, находящегося на «окраине» (в 10 минутах езды от главной улицы), Дима открыл в центре две кофейни – готовую еду туда привозит. «Отсюда все, кто хочет зарабатывать, уезжают. Туристов крайне мало, а из нашего города ходить по ресторанам могут позволить себе лишь 10%. Всплеск посещения 10 числа – когда бюджетники зарплату получают, - говорит Дима. – Мой месячный оборот 1,5 млн рублей».

Дмитрий Слоним готов продавать франшизу кафе Бурекас по всему миру
Дмитрий Слоним готов продавать франшизу кафе Бурекас по всему миру

В середине рабочего дня, когда я брал интервью, в кафе было немало посетителей. По словам Димы, формат с израильской кухней оказался удачным – раздумывает о создании франшизы для других регионов. Тем более, что сам снова планирует переезд – теперь уже в Краснодарский край поближе к сыну, который уехал учиться в Ростов. «Уже три года даю объявление о продаже бизнеса – последняя цена 3,5 млн рублей. Как только купят, уедем». Впрочем, сам же Дима признается, что «уезжать из Биробиджана» - превратилось для него в вечное состояние.

Мост, соя и руда

Объекты более-менее крупного бизнеса в области можно посчитать по пальцам. Одно из главных предприятий области – цементный завод в поселке Теплоозерск. Сегодня входит в группу «Востокцемент» Обеспечивает строительство объектов в Хабаровском крае и Амурской области.

Сельское хозяйство, когда-то считавшееся главным занятием для евреев-переселенцев, в области сравнительно успешно и сегодня. Основной продукт – соя, которая вывозится, в основном, в Китай. По данным правительства области, доля сельского хозяйства в ВРП 3,4%. Однако, развитие агропромышленного комплекса здесь относят к перспективным направлениям. В 2022 году урожай сои был увеличен в полтора разапо сравнению с 2021 годом.

"Арбат" в Биробиджане
"Арбат" в Биробиджане

Но главное богатство не на земле, а под ней. Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат – единственный производитель железной руды на Дальнем Востоке. Сегодня здесь занято 1600 человек. Союзное месторождение графитовой руды в ЕАО по запасам занимает второе место в мире. В ближайшее время начнется его освоение - компания «Дальграфит» в этом году завершает строительство обогатительной фабрики. В проект вложено 7,6 млрд рублей, уже создано 300 рабочих мест.

На территории ЕАО оказались два единственно разведанных в России месторождения брусита: Кульдурское и Савкинское. Минерал, представляющий гидрооксид магния применяется от металлургии до сельского хозяйства. Кульдурское месторождение разрабатывается с 1960-х, а Савкинское будет введено в эксплуатацию в ближайшие годы – инвестиции в проект ООО «Русского горно-химического общества» 13,2 млрд рублей.

«В планах строительство через ЕАО перемычки между газопроводами «Сила Сибири» и "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" – у нас будет свой газ, – рассказывает Валерий Гуревич. – Газ позволит ГОКу выдавать железо более высоких переделов, строить теплицы, новые ТЗЦ, другие предприятия».

В 2023 году началось движение по новому железнодорожному мосту через Амур, соединяющему ЕАО и китайскую провинцию Хэйлунцзян. По сравнению с путем через ж/д мост в Хабаровском крае, транспортное плечо сократилось на 700 км. Предполагаемый годовой грузооборот – 24 млн тонн. Это меньше чем порт Находка (33,7 млн тонн), но больше чем порт Владивосток (22,6 млн тонн).

-17

Рядом с мостом на российской стороне возле железнодорожной станции Транспортная группа FESCO совместно с китайской логистической компанией Margin Group планируетстроительство грузового терминала мощностью не менее 340 000 20-футовых контейнеров в год.

И, наконец, туризм – его областное правительство тоже видит одним из направлений экономического развития. «Фантастические пейзажи, загадочные пещеры, национальная кухня, экстремальный спорт, термальные минеральные воды и многое другое», - анонсирует туристический портал ЕАО. Предложение отнюдь не уникальное - подобную программу можно найти в любом другом дальневосточном регионе. В который притом проще доехать, да и выбор объектов разнообразнее. «Спрос на внутренний туризм в России растет, и мы в ЕАО тоже это ощущаем в последнее время. Хотя наш регион не очень привлекателен как туристическое направление по причине большой удаленности от центра и не очень благоприятных климатических условий. Но вместе с тем в последние годы наблюдается приток туристов из регионов ДФО и центральной России», - прокомментировала мне владелица ресторана «Симха» Елена Кузьменко.

-18

По подсчетам раввина общины «Фрейд» Эфраима Колпака, за неполный 2023 год синагогу «Бейт Менахем» и музей иудаики посетило около 3000 туристов. «Мы уже сейчас легко можем принимать куда больше людей, - комментирует рав Эфраим. – В наших планах расширение существующего музея – создание отдельных больших экспозиций по разным сферам еврейской жизни. Например, отдельно еврейской книги, истории, быта, кухни и т.д. Их можно сделать отдельными музеями в разных частях города – так даже интереснее получится».

Раввин Эфраим Колпак не видит причин не остаться в Биробиджане на всю жизнь
Раввин Эфраим Колпак не видит причин не остаться в Биробиджане на всю жизнь

Таежные семиты

«Экономически существование области смысла не имеет, в имиджевом плане “еврейский регион” выглядит очень смешно», - заметил в 2015 годуполитолог Евгений Минченко. Идея упразднении ЕАО в результате присоединения к Хабаровскому краю или Амурской области озвучивается периодически. «Я Еврейской автономной областью не хочу заниматься — не хочу с точки зрения трудозатрат. Ее нужно соединить либо с Хабаровским краем, либо с каким-то другим», - заявилв 2021 году вице-премьер Марат Хуснуллин.

По мнению другого политолога, пожелавшего остаться неназванным, проект ЕАО не закрывается не только из-за сопротивления местных элит. «Да кто б стал их спрашивать, - комментирует он. – Просто депрессивная территория с проблемами в первую очередь не нужна тому же Хабаровскому краю. Да и ликвидировать существовавшую почти 90 лет национальную автономию чисто имиджево некрасиво – как минимум получить обвинение в антисемитизме».

Выходец с Кубани Олег Дерипаска инвестирует в Краснодарском крае. Сулейман Керимов вложил в родной Дербент 2 млрд рублей. Роману Абрамовичу, увы, досталась Чукотка. Но даже если б у него был выбор, вряд ли пришел с инвестициями в Биробиджан. Равно как и все прочие российские олигархи, значащиеся в списках благотворителей Федерации еврейских общин России или Российского еврейского конгресса. И дело не в том, что они выходцы из других регионов. Сергей Кациев, родившийся в осетинской семье на Украине, вместе со своим партнером Игорем Кесаевым инвестирует в проекты на территории Северной Осетии. Просто исторически российские евреи не ощущают никакой связи с автономией на Дальнем Востоке. У тех, кто там никогда не жил, Биробиджан ассоциируется исключительно с местом якобы планируемого выселения евреев на фоне «дела врачей» и кампании борьбы с «безродными космополитами» 1953 года.

Но, если б они там побывали, то были б сильно удивлены. Нет, Биробиджан – не Одесса на Амуре. Здесь сформировался свой, особый еврейский мир. Который, как ни удивительно, жив и сегодня. «Не смотрите на перепись, - комментирует Валерий Гуревич. – И в советское время многие даже здесь старались записаться русскими. Да и сейчас не афишируют, что евреи – людей с корнями тут еще немало».

По словам Эфраима Колпака, когда он приехал в Биробиджан в 2020 году, в синагоге даже со сбором миньяна (10 мужчин) на шабат были проблемы. А сейчас три десятка стабильно. «Когда начинаешь общаться, то из людей выскакивают какие-то забытые еврейские словечки, шутки из детства. Старички даже вдруг начинают говорить на идише», - комментирует рав Эфраим. По мере возрождения, в том числе, и при активном участии раввина Колпака, еврейских традиций, культуры, неожиданно нашлись и сами евреи.

О наличии евреев свидетельствуют не только символические надписи на идиш. То там, то тут мелькают характерные отчества, фамилии. Например, при входе на центральный рынок стоит крошечная хлебная палатка с вывеской «ч/п Шнайдерман Я.А.» - ну прям лавочка из книг Шолом-Алейхема.

-20

«Шнайдерман Янкель Аронович – это бывший директор обувной фабрики. Когда вышел на пенсию, занялся производством хлеба и кондитерских изделий. Умер несколько лет назад. Сейчас производство и киоск принадлежат его сыну, - комментирует наблюдение корреспондента Forbes Валерий Гуревич. – Если походить по городу, мы встретим много тех, чьи дедушки говорили на идиш».

Но самое главное, что уникальную атмосферу этого во многом создает не еврейское меньшинство, а этнические русские, украинцы и прочие. Зачастую крещеные и посещающие церковь. «Евреем можешь ты не быть, но по-еврейски жить обязан», - местный слоган, отражающий суть явления.
«В 1990-х в московском аэропорту поделился едой со случайными людьми, у которых задержали рейс, - рассказывает Виктор Антонов. – Узнав, что я из еврейской автономной области, они бесхитростно заметили, мол, оказывается, и среди «них» встречаются хорошие люди». Мало того, что в ЕАО отсутствовал бытовой антисемитизм, так еще и местные русские, оказавшись за пределами региона, могли сами стать его жертвой. «И кому я, редактор биробиджанской газеты буду таки рассказывать, что я не еврей? - смеется Виктор Антонов. - Кто ж мне поверит!». Антонов пишет стихи, в которых звучат биробиджанские мотивы, переводит написанные на идише стихи местных поэтов. Просто для души.

Исаак Брофман в переводе с идиша Виктора Антонова
Исаак Брофман в переводе с идиша Виктора Антонова

К сохранению еврейской культуры тут в той или иной мере причастны все: от сотрудников Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН и смотрителей в краеведческом музее до чиновников и производителей сувениров. Не говоря о том, что тут все пробовали мацу, помнят про шабат и, конечно, выпивают со словом «лехаим». Выглядит это настолько симпатично и экзотично, что вполне имеет шансы вырасти в полноценный коммерческий проект. Например, для израильтян. Некогда превратившие пустыню в сад, смогли бы и в тайге создать место погружения в «еврейскую жизнь» для туристов со всей России, а заодно и китайцев. И тут приглашение губернатора оказывается весьма уместным.

(
мой репортаж, опубликован на forbes.ru)

Подписаться на мой тг-канал: https://t.me/alexboyr1

Читать ещё: Дорого-бахато, или почему жители Краснодара давно не кубаноиды