Найти тему
MonteCrew

Черногория. Трудности переезда. Часть 1

Оглавление

Друзья, добрый день! Сегодня хотел бы рассказать об одном из самых важных решений в жизни и всех связанных с этим трудностях – переезде в другую страну. В моём случае – в Черногорию. Только личный опыт и полезная информация!

Есть, ради чего постараться!
Есть, ради чего постараться!

Подготовка. Семь раз отмерь

Моя личная подготовка к переезду включала следующие этапы:

1. Открытие счета и получение пластиковой карты стороннего государства.
В моём случае – Казахстана. Сервисы, позволяющие это делать, работают
и сейчас. Если будет интересно – с удовольствием подскажу, кто помогал. Работоспособность карты была проверена бронированием квартиры
в Черногории на первую неделю нахождения в стране.

*Найдите, проверьте и перепроверьте заранее варианты (чем больше, тем лучше) пополнения данной карты!

2. Процесс легализации в стране. Вы должны иметь чёткий план, а лучше - готовые контакты и решения по оформлению в стране в рамках местного миграционного законодательства. Будете ли вы оформлять ВНЖ, претендуете ли на получение второго паспорта или просто хотите «визаранить» через границу – ПЛАН ДОЛЖЕН БЫТЬ!

Кстати, о визаране из Черногории и как на этом можно хорошо сэкономить
и заработать, я рассказывал
здесь

-2

3. Покупка билетов. Мной были куплены билеты в аэропорт назначения
г. Подгорица с пересадкой в Стамбуле примерно за 1 месяц до вылета. Обошлись они мне тогда в районе 30.000 рублей вместе с багажом.

4. Изучение основ местного языка. В моём случае, сербского. Вести разговоры с местными это конечно не поможет, но поздороваться – попрощаться и понять, где выход, а где вход в незнакомой стране будет полезно.

Учите местный язык!
Учите местный язык!

5. Оформление генеральных доверенностей на близких людей, остающихся
на Родине. В нотариальных конторах давно есть готовые образцы доверенностей, включающие множество пунктов их применения. Стоимость такой доверенности в районе 2000 руб.

6. Изучение таможенных правил страны назначения – что можно провозить,
а что нет. Данный вопрос для меня касался, прежде всего, наличных денег
и техники. Некоторые виды техники (например, дроны) могут иметь ограничения на ввоз. Кроме того, если вы везёте достаточно много единиц техники, то бдительные таможенники могут усмотреть коммерческую составляющую и заставить декларировать ваши гаджеты.

7. Изучение информации о трансфере из аэропорта к месту назначения.
Как добирался я - расскажу подробнее ниже.

8. Ну и собственно сбор всех необходимых вещей исходя из климата, вашей работы и планов на новом месте жительства.

Последние штрихи )
Последние штрихи )

Дорога. Время фиксировать ошибки

Первой моей ошибкой было прилететь в г. Подгорицу а не в другой аэропорт Черногории – г. Тиват. Планируя своё путешествие, я твёрдо решил не тратить лишних денег ни на что лишнее (в том числе комфорт). Поэтому трансфер
из Подгорицы в Будву я спланировал так – из аэропорта примерно 1 км до ж/д станции пешком, далее на электричке за пару евро доезжаю до центра Подгорицы, и, наконец, на автобусе еду в Будву. Скажу сразу, альтернатива трансфера из аэропорта Подгорицы это только такси, которые всегда на месте
и ожидают более искушенных в комфорте пассажиров, чем я. Никаких автобусов по состоянию на январь 2023 года там нет.

Аэропорт г. Подгорица
Аэропорт г. Подгорица

План дал сбой, когда я узнал, что ж/д станция, на которую я шёл с чемоданом, работает только в сезон, а январь, как вы понимаете, в это понятие никак
не вписывается. Пришлось на ходу скорректировать планы и доехать на такси до автовокзала Подгорицы за 15 евро (а не за предложенные таксистом 50 прямо в Будву).

Далее автобус, билет за 7 евро и неторопливая поездка в Будву. Таким образом, весь трансфер мне обошёлся в 22 евро, полдня времени и некое количество нервов.

Вариант с прилётом в г. Тиват в этом плане был бы предпочтительнее. Прямо
у аэропорта стоят те же таксисты, но стоимость проезда в несезон из Тивата
до Будвы всего 30 евро. Да и дорога существенно короче и проходит по ровной местности (а не по горным перевалам из Подгорицы).

Будва встретила дождём, к которому периодически добавлялся порывистый ветер, что не способствовало долгим прогулкам. По моим ощущениям подобная погода продолжалась вплоть до середины марта. Как я понял позже, вообще это очень правильно – приезжать в страну, где вы планируете основательно задержаться в несезон, чтобы посмотреть её «настоящее лицо», не убранное и свеже подкрашенное для туристов, а равнодушно-дождливое
и натуральное.

А ещё, в Будве тоже были новогодние праздники!
А ещё, в Будве тоже были новогодние праздники!

Заселение в заранее арендованную на букинге квартиру прошло успешно. Небольшая студия (но в хорошей локации) обошлась в районе 100 евро
за неделю. Вопреки моим ожиданиям, снять квартиру на долгий период
за первую неделю у меня не получилось, и я был вынужден продлить краткосрочную аренду моих 15м2 ещё на неделю за те же 100 евро.

!Внимание! В первый день необходимо посетить туристический центр (их несколько в каждом городе) и заплатить туристический налог. Сумма налога отличается от региона нахождения, но не превышает 1 евро в день на взрослого, 0,5 евро в день на детей от 3 до 12 лет, дети до 3х лет налогом не облагаются. Адрес регистрации в туристическом центре вам предоставит арендодатель (не забудьте только ему напомнить). Хозяева апартаментов могут и сами зарегистрировать вас и оплатить налог, если вы дадите им паспорт, но я всё же рекомендую надеяться на себя. Неуплаченный налог может привести к серьёзным штрафам на границе при выезде, а также исключает получение ВНЖ в будущем.

Один из туристических центров Будвы. Если что, он здесь https://maps.app.goo.gl/2kGScyHaYZPEDv1w7
Один из туристических центров Будвы. Если что, он здесь https://maps.app.goo.gl/2kGScyHaYZPEDv1w7

Проблемы с арендой. Не всё, что вы видите, есть на самом деле

Учитывая, что в течение следующих нескольких месяцев я ожидал приезд семьи (жена, двое детей, 4 и 11 лет), критерии для поиска жилья были следующие:

1. Квартира с двумя спальнями или с одной, но с двумя отдельными кроватями
в ней

2. Не в горах, на ровной местности

3. В шаговой доступности до основных объектов инфраструктуры города – школа, сад, поликлиника, магазины.

4. Стоимость аренды – что-то в районе 500 евро/месяц.

Находясь дома в Москве, мы, конечно, пролистывали кучу предложений
по аренде квартир в Будве и находили интересные варианты по приемлемым ценам. Однако, списываться с хозяевами, чтобы проверить актуальность информации мы не сочли необходимым. С уверенностью в том, что предложения есть и их много я и отправился в путь…

Связываясь в порядке выстроенного приоритета, я понял, что столкнулся сразу
с двумя проблемами:

1. Актуальность предложений стремится к нулю – всё уже давно сдано, продано и вообще забыто риэлторами и хозяевами.

2. Всё, что ещё «живо» сдаётся исключительно до сезона, а далее переходит либо в посуточную оплату, либо просто растёт в цене кратно для проживающих. Да, в Черногории умеют считать свою выгоду.

Таким образом, круг предложений, подходящих под наши запросы, стремительно сжимался и в итоге составил всего 2 предложения.

На мою удачу одна из квартир нам подошла по всем заявленным параметрам, да ещё и с запрашиваемых 450 евро в месяц сделали скидку до 425. Подробный обзор на квартиру планирую сделать позже. Скажу только, что это пятый (последний) этаж без лифта, кухня-гостиная + спальня (евродвушка), 44м2, частично новая мебель и отличный вид на горы как бонус. Время до школы пешком – 5 минут, поликлиника – 4 минуты, садик – 12 минут, супермаркет – под окнами.

Вот такой вот дом. С казино в придачу
Вот такой вот дом. С казино в придачу

Связь

Практически во всех газетных киосках можно приобрести туристические тарифы от главного оператора мобильной связи Черногории mtel. Я выбрал тариф (которым так и пользуюсь) за 10 евро в месяц, в который входит 500 Gb интернет трафика (мобильная связь в эти деньги не входит, а тарифицируется поминутно отдельно, но просто она мне тут и не нужна). Для покупки симки потребуется паспорт! Домашний интернет дорогой, в районе 20-25 евро
в месяц. Я им не пользуюсь, а раздаю с телефона – хватает вполне.

У mtel кстати есть и полноценный офис, где вы можете решить все свои вопросы со связью. Он тут https://maps.app.goo.gl/AV5kF9rDddednxUc6
У mtel кстати есть и полноценный офис, где вы можете решить все свои вопросы со связью. Он тут https://maps.app.goo.gl/AV5kF9rDddednxUc6

ВНЖ

Ну и конечно главная проблема, с которой я столкнулся в начале своей релокации – это стремительно меняющееся черногорское законодательство.
И к моему несчастью, в основном в области миграционной политики.
С 1 января 2023 года (а прилетел я 9 января) местные власти добавили
к перечню необходимых документов нотариально заверенный договор аренды жилья. Сам по себе документ не является чем-то сложным, но попробуйте угадать, сколько владельцев жилья хотят обозначать свои доходы от аренды? Верно – ноль. Но Черногория не была бы Черногорией, если бы не было «запасных» вариантов на каждый случай. Люди быстро подстраиваются
к меняющимся правилам, особенно, если есть возможность на этом заработать. В общем, вопрос договора был улажен (
за 200 евро).
Более подробно про ВНЖ поговорим чуть позже – данный вопрос заслуживает отдельной статьи.

Ну, вот в принципе и всё – мы в Черногории, исправно платим туристический налог, катаемся на визаран в Боснию раз в 30 дней пока ожидаем подачу документов на ВНЖ. У нас есть крыша над головой и связь, магазины на каждом шагу и прекрасные виды на горы. Осталось дождаться семью и двигаться дальше вместе. Продолжение про встречу семьи тут

Как вы можете видеть, нет ничего сложного в переменах, которые на первый взгляд кажутся неисполнимыми. А если вы тоже решитесь, пишите свои вопросы и я с удовольствием вам помогу. Ну и конечно пишите свои истории по переезду, делитесь полезной информацией, а главное берегите себя! Пока!

Подписывайтесь на наше сообщество в ВК https://vk.com/montecrew

Вам всё под силу!
Вам всё под силу!