(продолжение серии заметок «Вспоминаем ныне забываемых славных россиян и их дела»)
«Если кому-то от природы дано способностей больше, чем другим, главное в их жизни постараться не растерять их в суете будней и не разменять на какие-то мелкие или никчёмные дела»
Может ли один человек на протяжении относительно короткой жизни проявить себя одновременно в нескольких делах и увлечениях, которые не только останутся в памяти потомков, но и обрастут легендами и измышлениями?
В большинстве случаев на такой вопрос чаще всего не будет положительного ответа. Кто-то может быть и скажет: «Возможно такие люди есть, но они мне не встречались». Прочитав же теперь эту заметку уверен, что вы ответите: «Да такие люди есть, например Анатолий Леман, живший на переделе позапрошлого и прошлого веков и хотя он и не был при жизни известен в России широкому кругу соотечественников, отдельные дела Анатолия Лемана возникшие из его увлечений в молодости в нашем веке помнятся, да и последующих веках тоже будут помнится».
Герой этой заметки Анатолий Леман родился в Москве в 1859 году в дворянской семье, глава которой Иван Петрович был известным в городе врачом электроневропатологом или другими словами занимался в своей клинике на Арбате новомодным по тем временам лечением пациентов с использованием возможностей электрического тока. При этом Иван Петрович ещё владел своей типографией и занимался изданием книг на заказ, увлекался фотографированием, прекрасно играл на пианино, писал музыку к небольшим им же сочинённым операм на классические сюжеты, которые ставились в домашнем театре и ко всему этому хорошо владел основными европейскими языками. Мать Анатолия Лемана Полина Павловна происходила из старинного боярского рода Ртищевых. По легенде, древний боярский род Ртищевых вёл свое начало в России с конца четырнадцатого века, после того как один из знатных представителей Золотой Орды перешёл на службу к Великому владимирскому и московскому князю Дмитрию Донскому и получивший перейдя в православную веру имя Прокопий. Его сын получил прозвище Ртище, то есть «Большой рот», от которого дальше и пошла фамилия Ртищев.
Полина Павловна, как и было принято в те времена в обеспеченных дворянских семьях имея прекрасное домашнее образование занималась домашним воспитанием своих четырёх сыновей, среди который сам младшим был Анатолий и двух дочерей.
При всём этом надо сказать, что основными направлениями домашнего воспитания детей в дворянских семьях до их поступления в гимназии были музыкальное образование и изучение основных иностранных языков. Анатолий, владевший от природы тонким музыкальным слухом уже в три года легко овладел мастерством игры на детской скрипке, что в дальнейшем, как будет рассказано ниже повлияло на одно из его основных прижизненных увлечений.
Почему родители выбрали для Анатолия не медицинское или другое гуманитарное направление обучения, а военное сказать затруднительно. Не исключено, что на отправку Анатолия Лемана на обучение за счёт государства в начальное военное образовательное учреждение сказалось при всём достатке главы семейства Леманов Ивана Петровича и то, что в это же время в разных учебных заведениях уже учились три старших брата Анатолия, а в семье ещё и подрастали две дочки, что требовало немалых расходов. Но, как говорится, факт остаётся фактом. В 1872 году тринадцатилетний Анатолий Леман поступил в Первую Московскую военную гимназию, в которой обучавшихся в ней звали не гимназистами, а кадетами. Кстати сказать. Свои воспоминания годах обучения в Первой Московской военной гимназии Анатолий Леман изложил в своей книжке «Очерки кадетской жизни» и не совсем в положительном свете.
Первая Московская военная гимназия (её история началась с создания в 1778 году в городе Шклове Могилёвской губернии кадетского корпуса. В 1800 году корпус из Шклова был переведён вначале в город Гродно, а в 1806 году в Смоленск. С началом Отечественной войны 1812 года корпус был эвакуирован из Смоленска в Тверь, затем в Ярославль, а из него в Кострому. В 1824 году кадетский корпус перевели в Москву, и он становится Московским кадетским корпусом, затем Первым Московским кадетским корпусом. В 1864 году данный корпус переименовали в Первую Московскую военную гимназию, а 1882 году её переименовали в Первый Московский кадетский корпус. В марте 1917 года Первый Московский кадетский корпус был закрыт. В марте 1993 года по инициативе Союза суворовцев и нахимовцев России Первый Московский кадетский корпус возродили вновь как самостоятельное не военное среднее образовательное учреждение).
В 1879 году Анатолий Леман блестяще по первому разряду закончил полный курс обучения в Первой Московской военной гимназии и был рекомендован для поступления в не менее тогда престижное Первое военное Павловское училище в Санкт-Петербурге.
Первое военное Павловское училище (одно из старейших военных училищ России. Создано в 1863 году на основе Павловского кадетского корпуса, который в свою очередь был открыт в 1794 году тогда ещё цесаревичем Павлом в Гатчине как Гатчинский сиротский дом для тех детей, отцы которых погибли или пострадали в войнах России с её недругами. В 1797 году Гатчинский сиротский дом стал Домом военного воспитания, а с 1798 года Императорским военно-сиротским домом. Что интересно, до 1806 года в нём обучались не только мальчики-сироты, но и девочки-сироты. В 1829 году Императорский военно-сиротский дом уравняли в правах с остальными кадетскими корпусами, и он стал именоваться Павловским кадетским корпусом. В 1863 году, как сказано выше, корпус преобразовали в Первое военное Павловское училище. В 1894 году оно было переименовано в Павловское военное училище. Павловское военное училище прекратило своё существование в ноябре 1917 года).
Проучившись в Первом военном Павловском училище один год Анатолий Леман перевёлся в другое военное училище Санкт-Петербурга, а именно в Николаевское инженерное училище. Причины перехода Анатолия Лемана на обучение в Николаевское инженерное училище так и остались неизвестными. Можно только предположить, что в Николаевское инженерное училище Анатолия Лемана привело какое-то сопровождавшее всю его дальнейшую жизнь внутреннее стремление к познанию всего нового или непознанного им.
Николаевское инженерное училище (данное училище пусть и косвенно считается преемником созданной царём Петром I в 1713 году Московской военной инженерной школы, которую в 1719 году перевели в Санкт-Петербург, а через насколько лет закрыли. Возрождение военной инженерной школы произошло в 1804 году в виде так называемой Санкт-Петербургской школы образования инженерных кондукторов, которая в 1810 году была переименована в Санкт-Петербургское инженерное училище с пятилетним сроком обучения, а ещё через год в Главное инженерное училище. Училище разместили в пустующем после гибели императора Павла I Михайловском замке, который с тех пор получил второе название – Инженерный замок. В 1855 году в честь почившего в бозе императора Николая I Главное инженерное училище было названо Николаевским инженерным училищем. В том же 1855 году Николаевское инженерное училище разделили при его нахождении в том же Михайловском замке на Николаевское инженерное училище с трёхлетним сроком обучением по подготовке офицеров со средним военно-техническим образованием и на Николаевскую военную академию с пятилетним сроком обучения по подготовке офицеров с высшим военно-техническим образованием. В 1917 году эти оба военные образовательные учреждения были закрыты).
Выпустившись в 1882 году из Николаевского инженерного училища в звании подпоручика Анатолий Леман был распределён в один из саперных батальонов стоявших тогда в крепости Ивангород Санкт-Петербургской губернии, а через несколько месяцев службы в том саперном батальоне был переведён в Новогеоргиевскую крепость, находившуюся в двадцати пяти верстах от Варшавы.
Ивангородская крепость (построена в период 1492-1496 годов по велению Великого владимирского и московского князя Ивана III на крутом правом берегу реки Нарва в противовес крепости города Рукодива, ныне это город Нарва, стоявшей на противоположном левом берегу реки Нарва). Новогеоргиевскую крепость (построена в 1807-1812 годах по приказанию Наполеона Бонапарта для обеспечения безопасности переправы французских войск через реку Висла и получила первичное название по имени близлежащей деревни Модлин. В 1822 году по Указу императора Николая I она была переименована в Новогеоргиевскую крепость. О том, как проходила в ней жизнь и служба, Анатолий Леман изложил в своей повести «В казематах», написанной им через многие годы после окончания военной службы).
Служба офицера, как и любого другого военнослужащего в отсутствии военных действий или хотя бы каких-то военных учений однообразна и скучна, тем более в те малоинформационные времена конца девятнадцатого века, да ещё при этом и в отдалённых закрытых гарнизонах. Чтобы как-то скрасить и разнообразить время, остававшееся от служебного времени, Анатолий Леман по вечерам увлёкся так называемой игрой в «Пирамиду», которая появилась в России ещё в конце восемнадцатого века и сразу же приобрела популярность не только в самой России, но и во многих странах Европы, а в дальнейшем получила название «Русский бильярд». При всё этом надо иметь в виду, что само слово «бильярд» для обозначения игры в «Пирамиду» в русском языке появилось только в конце девятнадцатого века и осталось в нём до наших дней. Далее в этой заметке, чтобы не запутывать её читателей для обозначения игры в «Пирамиду» будет использовано только слово «бильярд», хотя надо сказать в России в том веке наряду со словом «бильярд» широко применялось и слово «биллиард».
Расстановка шаров в игре «Пирамида» или Русском бильярде (слово «бильярд» произошло от французского слова «bille», в переводе «шар. Русский бильярд отличается от бильярдов других стран своими особыми правилами и размерами луз и шаров. Так диаметр шара в нём 68 миллиметров, а в американском и английском бильярдах или пулах соответственно 51 и 57 миллиметров. Кстати сказать. Шары для бильярда в прошлом и позапрошлом веках делали из слоновой кости. В наше время их делают из специального полимерного материала называемого арамидом).
В период службы в Новогеоргиевской крепости игра в бильярд увлекла обладавшего аналитическим сладом мышления и хорошей памятью Анатолия Лемана настолько, что он проводил за ней в офицерском собрании, своеобразном клубе общества офицеров воинской части, все свободные от службы вечера.
Все свои наблюдения за позициями шаров в бильярде при ударе по ним битком или так называемым бильярдным шаром по которому игроки бьют киём с тех или иных бортов, о силе удара тем же кием, Анатолий Леман не только заносил в специальную тетрадь за что получил от сослуживцев-офицеров прозвище «профессор игры», но и сам придумывал и «решал» так называемые бильярдные задачи, то есть о способах и силе ударов битком при разных расстановках шаров на бильярдном поле для получения максимально количестве при этом попаданий их в бильярдные лузы. Во время решения таких разных бильярдных задач Анатолий Леман придумал в бильярде необычный приём удара битком по шарам в самом начале бильярдной партии, который его современники назвали «Ударом Лемана». Выполнить в бильярде «Удар Лемана» в те времена, удавалось не каждому, да и в наше время исполнить его в бильярдной партии берётся не каждый бильярдист.
Постоянное пребывание в закрытом гарнизоне Новогеоргиевской крепости Анатолий Леман долго не выдержал и сославшись на ухудшение состояния здоровья в 1884 году покинул военную службу, которая всегда тяготила его начиная ещё со времён учёбы в Первой Московской военной гимназии, и в которую Анатолий Леман пошёл учиться только по настоянию родителей.
Российская императорская армия ничего не потеряла от того, что Анатолий Леман покинул её ряды, а вот российское гражданское общество, в которое он вошёл двадцатипятилетним молодым человеком полным творческих сил приобрело много из того, что реализовал в своей последующей к сожалению непродолжительной жизни Анатолий Леман.
Вернувшись в свой родной город Москву, Анатолий Леман сразу столкнулся с проблемой устройства на работу. Его давно привлекала творческая деятельность и Анатолий Леман отправился в её поисках в ряд издательств московских журналов и газет. Удача улыбнулась ему вскоре в журнале «Развлечение», редактором которого был Александр Насонов.
Обложка одного из журналов «Развлечение» 1887 года (московский иллюстрированный литературно-художественный юмористический журнал выходил еженедельно с 1859 по 1916 год. В нём публиковались в те времена многие известные писатели, как например Антон Чехов и начинавшиеся писатели).
Александра Насонова особенно привлекло в разговоре с Анатолием Леманом то, что этот пришедший в редакцию молодой человек оказывается увлекался бильярдом и предложил ему в свободные вечера сыграть с ним несколько бильярдных партий. Александр Насонов принял Анатолия Лемана на работу в редакцию журнала «Развлечение» и нередко по вечерам они вместе отправлялись в соседнюю бильярдную, в которой многие часы проводили за игрой в бильярд. При этом Александра Насонова всегда поражало и удивляло то, как Анатолий Леман быстро придумывал в бильярде разные игровые комбинации, обосновывал их в своих рассуждениях и легко реализовывал в игре. Понимая, что публикация таких разнообразных бильярдных задач в журнале «Развлечение» привлечёт новый приток его читателей и определённый в связи с этим денежный доход, Александр Насонов стал размещать с согласия Анатолию Лемана в журнале «Развлечение» его бильярдные задачи и посоветовал Анатолию Леману издать их отдельной книжкой, как приложение к журналу «Развлечение».
Так кроме публикаций бильярдных задач в журнале «Развлечение» в конце 1884 года в Москве вышла и первая книжка Анатолия Лемана, названная им «Теория биллиардной игры».
Обложка и отдельные страницы повторного дополненного издания книжки «Теория биллиардной игры» вышедшей в 1885 году (всего ней было триста двадцать страниц. В 1906 году вятский купец и издатель Николай Филиппов выпустил её новое издание, а в нашей стране она была переиздана только в 1998 году. Кстати сказать. Блестящий игрок Анатолий Леман вполне мог только играя в бильярд прожить безбедно прожить всю свою жизнь. Но это никак не соответствовало его энергичной ищущей всего нового натуре. По легенде Анатолий Леман последний раз «по-крупному на деньги» сыграл в бильярд в 1906 году в Батуми в партии, которую ему предложил явный шулер с одним желанием – проучить этого пройдоху и блестяще справился с этой задачей).
В доме Александра Насонова, в который Анатолий Леман порой приходил по его приглашению, он познакомился с двадцатилетней Лидией Лашеевой – ближайшей подругой жены хозяина дома. Веселая, насмешливая, энергичная и блестяще образованная девушка и, кроме этого, свободно владевшая основными европейскими языками произвела сильное впечатление на Анатолия Лемана.
Лидия Лашеева (годы жизни 1862-1841. Она была дочерью московского купца второй гильдии. Училась в частном московском пансионе, а затем в гимназии и в Школе права Парижского университета, которая находилась в Сорбонне, архитектурно-историческом квартале в центре Парижа. Писала небольшие повести и рассказы на бытовые темы под псевдонимом «Марк Басанин». Ушла из жизни в первую ленинградскую блокадную зиму 1941 года, не пережив её).
Лидия Лашеева, как узнал Анатолий Леман при знакомстве с ней, обладала также прекрасным музыкальным слухом и хорошо играла на скрипке, что ещё больше сблизило их. Вскоре молодые люди стали жить вместе, не заключая брака в так называемом гражданском браке, не обращая внимания на недовольство своих родителей. При всём этом в таком гражданском браке у них родилось восемь мальчиков и две девочки и все они выросли здоровыми, крепкими детьми и получили достойное образование. Лидия Лашеева свою фамилию оставила без изменений, а вот все её дети носили фамилию отца – Леман.
Так получилось, что в конце 1885 года Александру Насонову пришлось покинуть место редактора журнала «Развлечение» и Анатолий Леман оставшись работать в журнале перестал получать поддержку со стороны нового редактора журнала. В таких условиях Анатолий Леман с Лидией Лашеевой покинули Москву и переехали в Санкт-Петербург в надежде найти в столице России более достойную работу и признание.
Но, как говорится, в Санкт-Петербурге пару молодых литераторов никто не знал и не ждал. Обойдя десятки небольших газет и журналов Анатолий Леман, везде получал вежливый отказ и на свой страх и риск пришёл на приём к управляющему конторой самого популярного столичного и на всю Россию журнала «НИВА» Юлию Осиповичу Грюнбергу.
Юлий Осипович Грюнберг (годы жизни 1852-1900). Обложка одного из журналов «НИВА» за 1887 год (еженедельный журнал «НИВА» издавался с 1869 по 1918 год. В год приезда Анатолия Лемана в Санкт-Петербург тираж этого журнала составлял восемнадцать тысяч экземпляров, а перед закрытием в 1918 году доходил до четырёхсот тысяч экземпляров).
Анатолий Леман, зная, что Юлий Грюнберг являлся к тому же прекрасным бильярдистом предложил ему для публикации в журнале пять бильярдных задач. Юлий Грюнберг внимательно просмотрев их заявил, что их невозможно исполнить, но если Анатолий Леман покажет как они выполняются на деле, то он их разместит в журнале и примет его на работу. Анатолий Леман блестяще справился с заданием Юлия Грюнберга и с этого дня вошёл в так называемый бомонд наиболее известных столичных писателей, художников, иллюстраторов и фотографов, сотрудничавших с журналом «НИВА». Кроме этого, Анатолий Леман стал подрабатывать в других столичных журналах, а одном из них – «Всемирная иллюстрация» вскоре стал и его редактором. Анатолий Леман обзавёлся широким кругом знакомств в литературном и артистическом мире Санкт-Петербурга, вошёл в разные литературные кружки столицы и близко познакомился с известным тогда на всю Россию художником Ильёй Репиным, о чём будет сказано далее, состоял в переписке с писателем Львом Толстым и даже несколько раз побывал у него в гостях в Ясной Поляне. Анатолий Леман и сам начал пробовать себя в литературе. Он написал ряд небольших рассказов и повестей и издал их отдельной книгой.
Интересно и загадочно то, что с Ильёй Репиным Анатолия Лемана близко связала история, которая вполне подходила под определение мистической. В 1888 году Илья Репин как-то по дружбе нарисовал углём на холсте портрет Анатолия Лемана, но подписывать его отказался. Объяснил это Илья Репин тем, что его близкие друзья, чьи портреты он недавно рисовал, а среди были композитор Модест Мусоргский, художник Иван Крамской, писатель Иван Тургенев, врач Николай Пирогов, почему-то вскоре после этого умирали. Анатолию Леману удалось убедить Илью Репина, что если он тоже поставит свой автограф на своём же портрете нарисованным Ильёй Репиным и в ближайшее время не умрёт, то это выдуманное самим Ильёй Репиным «проклятие» будет снято с его портретного творчества. И действительно, так всё в дальнейшем и произошло. Анатолий Леман продолжил жить, как и жил до этого, а Илья Репин перестал бояться подписывать портреты нарисованных им людей.
Было ли это делом гипноза, которым владел Анатолий Леман или мистических сил или, как их тогда ещё называли оккультных сил, сегодня сказать затруднительно, но известно по воспоминаниям современников то, что Анатолий Леман умел, когда это было необходимо «вызывать» мистические силы и использовать их по своему назначению. Надо сказать при этом, что такое умение Анатолия Лемана общаться с мистическими силами осталось навсегда одной из нераскрытых тайн его жизни
Единственная работа Ильи Репина, на которой имеются сразу два автографа, а именно художника и его и модели Анатолия Лемана.
При всех успехах в журнальных делах доходов для содержания постоянно пополнявшейся семьи новыми детьми не хватало. Анатолий Леман исходя из этого пошёл на изменение условия своей жизни и воспользовавшись правом офицера запаса поступил на трёхгодичные курсы обучения на военных врачей-стоматологов при императорской Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии, не прерывая при этом своей журналисткой деятельности.
Через три года завершив обучение в Военно-медицинской академии и получив диплом военного врача-стоматолога Анатолий Леман сразу же открыл частный зубопротезный кабинет и не где-нибудь, а в самом центре Санкт-Петербурга в одном из престижном столичных домов находившимся на пересечении Невского проспекта и Владимирского проспекта. Кстати сказать. Лидия Лашеева также как и Анатолий Леман в это же время прошла обучение на частных медицинских курсах по зуболечебному делу и была в дальнейшем помощницей Анатолию Леману в его работе врачом-стоматологом.
Открыв свой зубопротезный кабинет Анатолий Леман, как человек увлекавшийся всем с чем он сталкивался в жизни, стал не просто лечить зубы людей, но изобрёл и применил в деле оригинальные зубные протезы. Не исключено, что при лечении пациентов Анатолий Леман использовал своё умение гипнотического воздействия на них. Только этим можно объяснить то, что вести о мастерстве врача-стоматолога Анатолия Лемана, который лечит зубы почти без боли, быстро разнеслась по всему Санкт-Петербурге. Отбоя от клиентов у Анатолия Лемана практически не было и деньги, как говорится, потекли к нему рекой. В процессе лечения своих пациентов Анатолий Леман приобрёл в Санкт-Петербурге множество связей, знакомств и стал жить, не считая деньги на широкую ногу. Но вот уж таким был Анатолий Леман по своей натуре, что всё это время он продолжал искать для себя новое в жизни. Проработав несколько лет врачом-стоматологом, Анатолий Леман всё больше и больше стал постоянно задумываться о том, где бы ему найти такое тихое место, в котором он мог бы спокойно заняться своим любимым увлечением, а именно изготовлением скрипок. Лидия Лашеева, совершившая в 1897 году без детей поездку-путешествие в Аргентину и зная о задумках Анатолия Лемана заняться скрипичным делом, предложила ему переехать всей семьёй в Аргентину, в которой она во время своей поездки-путешествия купила небольшой домик и обосновавшись в Аргентине, начать новую уединённую жизнь. Анатолий Леман, поразмыслив и, как говорится, всё взвесив, решил всё же Россию не покидать. Анатолий Леман поступил по-другому. Он продал свой зубопротезный кабинет в Санкт-Петербурге и в начале 1900 года всей семьёй приехал на жительство в Винницу в те времена уездный город Подольской губернии.
Но город Винница Анатолию Леману не понравился, и он вместе со всей семьёй перебрался в город Житомир – центральный город Волынской губернии. Но и в Житомире жизнь у Анатолия Лемана не заладилась, и он со всей семьёй в скором времени вернулся в Санкт-Петербург.
Фотография сорокалетнего Анатолия Лемана.
Приехав в начале лета 1900 года в Санкт-Петербург Анатолий Леман и Лидия Лашеева после коротких раздумий решили снять дачу в Стрельне – пригородном курортном посёлке стоявшим на берегу Финского залива в двадцати верстах от Санкт-Петербурга в сторону Петергофа, который, кстати сказать, с 1944 по 2009 год именовался Петродворцом.
Стрельна на фотографиях начала двадцатого века.
Среди причин, по которым был выбран этот, а не другой посёлок была и та, что в Стрельне тогда находился один из первых в Российской империи циклодромов или велодромов. При этом надо сказать, что Анатолий Леман наряду со всеми другими увлечениями в своей жизни, как и Лидия Лашеева были в рядах тех россиян, которые в конце девятнадцатого века одними из первых освоили езду на велосипедах в городских условиях и велосипедные прогулки до конца жизни были любимейшим занятием Анатолия Лемана. Анатолий Леман при этом, как и во всех других делах которыми увлекался, обобщил и описал всё то что было известно к тому времени про велосипеды и их использование в своей книге «Теория велосипедных гонок» и издал её.
А вот чтобы Лидия Лашеева вместе с ним могла ездить на велосипеде по паркам и улицам Стрельны, Анатолию Леману пришлось обращаться к столичному губернатору для получения на это соответствующего разрешения. Санкт-Петербургский губернатор лично присутствовал на экзамене, который сдавала Лидия Лашеева по правилам езды на велосипеде по улицам города и дал такое разрешение при одном условии, что поездки по паркам и улицам Стрельни она будет совершать, одевая брюки и пиджак.
А когда семья Анатолия Лемана поселилась в Стрельне, то Анатолий Леман вскоре учредил в посёлке так называемое «Велосипедно-атлетическое общество». Кстати сказать. Все дети Анатолия Лемана имели свои велосипеды и постоянно катались на них по улицам и окрестным дорогам Стрельны, а сам Анатолий Леман и Лидия Лашеева на циклодроме посёлка Стрельна неоднократно участвовали в велосипедных гонках и порой даже выигрывали в них.
Циклодром в Стрельне на фотографиях начала двадцатого века (первые циклодромы в России были построены в ряде крупных губернских городов или в их пригородах в конце девятнадцатого века в то время как первые близкие к современным велосипеды в России появились во второй половине того же века и считались не всем доступной роскошью. Одним из первых российских велосипедистов или как их тогда называли циклистов был император Александр II, постоянно совершавший на своём велосипеде прогулки по аллеям парка Царского Села. В 1880 году в Санкт-Петербурге было зарегистрировано всего сто велосипедистов. А кататься велосипедистам мужчинам и не только в парках, но и по улицам городов по установленным правилам разрешили лишь в конце девятнадцатого века после сдачи ими установленных экзаменов).
В конце лета того же 1900 года Анатолий Леман и Лидия Лашеева сняли дачу в Стрельне как они рассчитывали на один сезон, а оказалось на долгие годы до ухода Анатолия Лемана из жизни. В этом же небольшом уютном приморском посёлке у Анатолия Лемана началась и новая творческая жизнь, полностью посвящённая скрипичному и виолончельному делу.
При всём этом надо сказать, что в начавшемся двадцатом веке Анатолий Леман, как и в девятнадцатом веке старался не отставать от темпа его развития и вписываться в ход основных событий происходивших в нём в России.
В новом веке Анатолий Леман не оставил свои прежние увлечения. Он продолжил заниматься ездой на велосипеде, рыбалкой, написанием небольших рассказов повестей на разные темы. А когда в мире началось активное развитие воздухоплавания, ныне называемое авиацией Анатолий Леман, специально съездил в Париже в котором, как он потом вспоминал, каждый день приезжал на аэродром и наблюдал за взлётами и посадками аэропланов. Анатолий Леман до того «заразился» красотой полётов аэропланов, что даже стал поговаривать о приобретении во Франции аэроплана, привезти его в Россию и попробовать себя и в лётном деле. Вернувшись домой из поездки в Париж Анатолий Леман «по горячим следам» даже начал создавать на даче в Стрельне аэроплан по своим чертежам и отправил его описание и чертежи в Военное министерство Российской империи, но получил на всё это из Военного министерства отказ и все работы по строительству своего аэроплана свернул Но верный себе Анатолий Леман всё же написал небольшую книжку «Основы полета птиц», которая не изданная так и осталась лежать в его архиве.
Расскажу и ещё об одном увлечении Анатолия Лемана начавшееся у него в Санкт-Петербурге в первые годы после завершения им военной службы и остававшееся с ним до последних дней его жизни. Оно было связано с попыткой Анатолия Лемана разобраться и объяснить с научной точки зрения широко распространившееся в России начиная с середины семнадцатого века увлечение так называемым оккультизмом и соответствующими «оккультными науками» к которым, как известно, относились алхимия, магия, целительство, астрология, нумерология, физиогномика, хиромантия, оккультные минералогия, ботаника и зоология, анатомия, медицина, психология и символизм.
Анатолий Леман с этой целью постоянно посещал в Санкт-Петербурге спиритические сеансы на которых присутствовавшие на них «входили в общение» с душами умерших или пришельцами из потустороннего мира для получения ответов от них на какие-то волнующие их вопросы. Напомню читающим эту заметку, что слово «спиритизм» произошло от латинского слова «spiritus», в переводе «душа» или «дух». Изучал Анатолий Леман и мистицизм, то есть «учение» о путях осознания высших истин и сверхъестественных явлений, порой встречавшихся в реальной жизни и не находивших достаточных объяснений. Анатолий Леман не только изучал всё что связано с оккультизмом, но и прочитал в Санкт-Петербурге и в Стрельне несколько публичные лекции по вопросам спиритизма и мистицизма на которые собирал полные залы слушателей.
Начиная с 1908 года на обложках отдельных книг Анатолия Лемана стали появляться его гексаграммы – шестиконечные звезды образовывавшиеся при наложении друг на друга двух равносторонних треугольников с инициалами «А» и «Л», которые хоть и косвенно, но всё же намекали на то, что автор этих книг владеет некими мистическими силами и имеет какие-то связи с высшими духовными или потусторонними силами.
А вот то, что сам Анатолий Леман писал про всё это: «… я постоянно имею дело с духами, подразумевая под ними совершенно определенный интеллект, вполне сохранивший свои умственные и психологические способности. В споры я вообще не вступаю, потому что они никого не убеждают, но имею много рукописей, написанных материализованными руками на разных языках, имею картины и рисунки, не говоря о множестве технических и философских сообщений, сделанных моими невидимыми друзьями». Выводы из прочитанного, как говорится, делайте сами.
Гексаграммы Анатолия Лемана (многие считают шестиконечные звезды знаками присущими иудаистам, но это не так. Подобные звезды встречаются в историческом религиозном и культурном контексте также в исламе, ряде местных восточных религий и в оккультизме).
Не мог Анатолий Леман находиться в стороне и от тех революционных событий, которые произошли в России в 1905 году. Анатолий Леман не будучи членом Российской Социал Демократической Рабочей Партии большевиков и не спросив разрешения Цензурного комитета Российской империи стал издавать в Санкт-Петербурге газету под названием «Рабочая неделя», в которой подробно освещал все происходившие в 1905 году революционные события в России, за что в 1906 году был привлечён к суду. На этом суде Анатолий Леман отказался от услуг адвоката и стал защищать себя сам. В конечном итоге суд оправдал Анатолия Лемана, хотя при другом исходе по законам Российской империи Анатолию Леману грозил год содержания в тюремном каземате Петропавловской крепости.
В Стрельне Анатолий Леман прожил ещё до сентября 1913 года. В последний перед тем родом 1912 год, он, хотя и вёл здоровый образ жизни, стал резко худеть. Врачи выявили у него рак желудка и при всех своих усилиях помочь ему не смогли. Анатолий Леман до последних дней жизни оставался в сознании, а перед смертью исповедавшись и попросив прощение у своих родных и близких за обиды и прегрешения, если они у него были и тихо ушёл в иной мир.
Надгробный камень на могиле Анатолия Лемана на Литераторских мостках Волкова кладбища Санкт-Петербурга.
Анатолий Леман, уйдя из жизни оставил о себе память как о человеке, который успел сделать многое в своей непродолжительной жизни. Кроме увлечения бильярдом, ездой на велосипеде, рыбалкой, плаванием, стоматологий, оккультизмом, рисованием, лепкой малых скульптурных форм из глины, конструирования аэроплана, изготовления скрипок, виолончелей и смычков для них, Анатолий Леман владевший основными европейскими языками и латынью воспитывая при этом десятерых детей ещё написал и издал шестнадцать повестей, четырнадцать рассказов и три пьесы на бытовые и исторические темы, восемнадцать научных книг и статей о скрипках и виолончелях. Невольно охватывая взором всё перечисленное выше у тех, кто прочитал эту заметку в голове вполне может зародится мысль, а не был ли Анатолий Леман действительно связан с мистическими силами, которые помогали ему во всём этом?
Оставим, как говорится, всё это на ваше осмысление.
Но на этом повествование об Анатолии Лемане не закачивается. Оно продолжится в следующей заметке о самом главном увлечении в его жизни и обо всём что было с ним связано …
Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 01 декабря 2023 года.
Присоединяйтесь к чтению и других моих заметок. Подключайте к этому родных людей, друзей и знакомых!
Мой канал «Феофан грек собиратель» в Дзене подключён к системе материальной поддержки авторов заметок. После входа в мой канал в окне «Поддержите автора» нажмите «Поддержать» и, как говорится, принимайте соответствующее решение!
Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.
Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!
Обещаю, вас ждёт много интересного!
Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для распространения их другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!
Продолжение заметок следует!