- P.s. И совсем забыл - вот именно такая книга "Кортик" имеется лишь у меня одного и существует в единственном экземпляре!!!
- На этом я с Вами прощаюсь, появятся новые книги - обязательно сделаю обзоры, а пока благодарю за внимание, если понравился обзор - оценивайте и подписывайтесь - буду рад)
- Всем Всех Благ!)
Вновь приветствую на своём канале почитателей приключенческой и фантастической литературы, издававшейся во времена Советского Союза, а также всех тех, кто любит, читает и коллекционирует книги.
В коллекции книг любого читателя наверняка имеются экземпляры, время и обстоятельства которых явно не пощадили. Книга предмет довольно крепкий и устойчивый к повреждениям, но грязь, вода и особенно человеческое воздействие могут уничтожить любую, даже очень качественно изготовленную книгу. А так как старых книг в свободном обращении остаётся всё меньше и меньше, то разбрасываться потрёпанными и порванными томами с любимыми литературными произведениями явно не стоит, тем более среди них очень часто имеются те, которые сопровождают нас с самого детства и сдать их в макулатуру рука просто не поднимется. Книги в "убитом" состоянии встречаются довольно часто как на книжных полках родственников и знакомых, так и в букинистических магазинах на книжных развалах и интернет-аукционах вроде Мешка. Можно быть уверенным, что если за очень потрёпанную книгу просят довольно серьезные, естественно в условиях книжных реалий нашего времени денежные суммы, то эта книга вполне должна заинтересовать коллекционера. А вот что делать с этой книгой после её приобретения каждый решает для себя сам. Можно оставить всё как есть и трепетно перебирать в руках рассыпающиеся страницы, придерживая отваливающийся корешок, можно отдать книгу в реставрацию, где её гарантированно приведут в полный порядок, но стоимость работ чаще всего будет превышать стоимость самой книги, а можно, сочетая приятное с полезным, попробовать отреставрировать книгу самостоятельно. Несомненно и по вполне понятным причинам сразу окунаться в процесс реставрационных мероприятий на примере доставшейся в наследство от прапрабабушки книги XVII века явно не стоит, как впрочем нет особого смысла начинать реставрировать книгу, издававшуюся массовыми тиражами после двухтысячного года (проще найти точно такую же, только новую), а вот книги хороших изданий середины прошлого века подойдут для реставрации прекрасно.
Мой первый опыт "реставрации" книги состоялся ещё в школьном детстве, когда в мои руки попалось бессмертное произведение Александра Дюма "Три мушкетера" в серии "Библиотека приключений и научной фантастики" 1970 года издания.
Книга была в весьма "убитом" состоянии, впрочем как и большинство книг из этой серии, имевшихся в тот момент в моей библиотеке, самое же неприятное - у неё полностью отсутствовал корешок и на полке она смотрелась совсем непрезентабельно, что необходимо было исправлять. Интернета естественно не было, кружков по реставрации книг я не посещал, но креатив тех лет был неистребим и в результате родилось такое вот реставрационное творение.
Чёрный фломастер, белая бумага, клей и повсеместно распространённый буквенный трафарет сделали своё дело и книга смогла просуществовать ещё тридцать с лишним лет.
Второй опыт реставрации состоялся у меня совсем недавно, о нём я уже писал (https://dzen.ru/a/ZTSMZY0wywFsFP1-?share_to=link), восстановил я "Капитана Сорви-голова" Буссенара в "псевдорамке" Брянского издательства 1968 года.
Этот результат был уже посерьёзнее, хотя, если честно, и эту книгу я запорол - имеются в ней технологические погрешности, на первый взгляд незаметные, но слабо совместимые с жизнью - она практически не открывается и годится только для красивого стояния на книжной полке. Но опыт положительный, как и отрицательный имеют свойство накапливаться, чему свидетельство следующая книга, угодившая в мои реставрационные сети.
Несколько месяцев назад приобрёл я на "Мешке" малоформатную "рамку" издательства "Детская литература" - классические подростковые приключения Анатолия Рыбакова "Кортик", 1951 года издания.
Книга обошлась в 600 рублей плюс 250 рублей пересылка и приобреталась специально для реставрации, так как состояние у неё было явно на три с минусом.
Довольно потрёпанный корешок, рваный коленкор обложки, вытертое тиснение узора, а также явные признаки "реставрации" с помощью бумаги и скотча делали книгу не особенно привлекательной для моей коллекции в большей части неплохо сохранившихся "рамок". Из плюсов книга имела неплохо сохранившийся блок и отсутствие каких-либо утрат по страницам, за исключением оглавления. Книга не особо редкая и в районе двух тысяч можно было приобрети такую же во вполне приличном состоянии, но так как искать лёгких путей это не всегда про меня, то решил я всё таки пустить под нож именно эту книгу и посмотреть на результат. Процесс разбора на запчасти любой книги выглядит весьма ужасающе, но на самом деле ничего страшного в этом нет и на этом этапе безвозвратно испортить книгу довольно сложно.
Самая большая проблема этой книги заключалась в "умершей" обложке и следовало принимать решение, стоит ли восстанавливать то, что осталось или изобразить новодел.
Процесс отделения тканевой части обложки от картона, её дальнейшая стирка в слабом мыльном растворе, сушка и выравнивание особой красоты не добавили и лишь подтвердили моё изначальное мнение о необходимости изготовления полностью новой обложки из современных материалов.
В качестве небольшого отступления хочется отметить, что в сети имеется огромное количество роликов, посвященных реставрации самых разных книг, включая действительно редкие и старинные, с гравюрами и в кожаных обложках, которые с успехом реставрируются, но я не нашел ни одного видео, посвященного реставрации книг серии "Библиотека приключений и научной фантастики". Книги этой серии, особенно старых изданий имеют золотое тиснение, выполненное как на ткани, так и на картоне, а более поздние на бумвиниле.
Воспроизвести такое в домашних условиях по моему мнению задача практически нереальная. Даже нынешние навороченные массовые "псевдорамки" издательств "Терра", "Вагриус" имеют узоры, выполненные техникой горячего фольгирования, тиснение наблюдается лишь у некоторых изданий от "Центрполиграфа", но и они явно не дотягивают по качеству до классических "рамок", выпущенных "Детской литературой". Можно конечно заморочиться и на деревянных плашках гравером сделать эти узоры, а потом залив их оловом, сделать соответствующие клише, но это уж совсем когда заняться нечем будет))).
В общем решил я не заморачиваться на восстановлении старой обложки и сделать полностью новую. В начале, как всегда, пошел по неправильному пути, отсканировав старую обложку и пытаясь фотошопом исправить неисправимое.
В определённый момент мне это надоело, перестал я пытаться что то исправить и начал делать всё с ноля - получилось быстро и вполне вменяемо.
После этого встал вопрос - на какой материал наносить это чудесное изображение. Решил сделать нечто вроде книжного коленкора, пропитав белый сатин клеем ПВА и покрыв всё это акриловой грунтовкой.
В принципе, всё получилось и осталось отнести всё это в типографию, где при помощи термопечати мне по телефону пообещали всё сделать. Но на месте оказалось, что эта самая термопечать работает лишь с их специальной тканью, на такой сейчас печатают различные картины, а моя заготовка не подойдет. Но был и плюс - фактура их ткани довольно неплохо воспроизводила ту, которую мне и было нужно, да и вариантов других всё равно не наблюдалось.
В итоге получилась вот такая заготовка к обложке, которая меня вполне устроила. Обошлась эта "радость" в 800 рублей, в начале статьи я уже говорил, что можно было просто приобрести за подороже такую же книгу в лучшем сохране, но, лёгкие пути не для меня.
Далее встал вопрос с форзацами - восстанавливать старые, убитые временем, бумагой и скотчем смысла также не было, тем более, что от заднего форзаца осталась лишь половина, поэтому и в этом вопросе решился на новодел.
Повезло в сети найти их изображения, которые после минимального фотошопа также были распечатаны и готовы к использованию по назначению.
Параллельно с этим я привёл в порядок книжный блок, перепрошил страницы, устранив небольшие надрывы, проклеил блок сатином и после этого в той же типографии мой книжный блок выровняли типографской гильотиной. На корешок была приклеена шелковая закладка малинового цвета и капталы синего цвета под цвет обложки.
После этих манипуляций книга была готова к сборке, чем я и занялся, обратив особое внимание на ширину отстава и соответствующих отступов (учёл опыт ранее "убитого" мною Буссенара).
Ну и завершая обзор всего этого процесса можно сказать следующее - стало лучше, чем было до этого. Да, это практически новодел, но держать в руках книгу стало намного приятнее. Удовольствие восстанавливать "золотые рамки" не дешевое и воссоздать качество оригинала вряд ли получится. По настоящему редкие книги из этой серии, за исключением совсем уж рассыпавшихся трогать вряд ли стоит, поэтому свою "Плутонию" В.А. Обручева 1941 года издания я своим "реставрационным творчеством" уничтожать точно не стану. Тем не менее, уровень моего "мастерства" явно повысился, положительный, как и отрицательный опыт имеется, по крайней мере, книги попроще я смогу восстановить точно, попробую в следующий раз "Трёх мушкетеров" в черную кожу затянуть, благо, у меня их аж четыре "рамочных" экземпляра убитых. Эта же книга действительно меня радует, поставил её на самое видное место и с большим удовольствием делюсь с Вами этим зрелищем.
P.s. И совсем забыл - вот именно такая книга "Кортик" имеется лишь у меня одного и существует в единственном экземпляре!!!
На этом я с Вами прощаюсь, появятся новые книги - обязательно сделаю обзоры, а пока благодарю за внимание, если понравился обзор - оценивайте и подписывайтесь - буду рад)
Всем Всех Благ!)