Православная вера – это духовная основа русской культуры, стержень русской цивилизации. С православием мы связываем становление российской государственности, базовые нравственные ценности России. Но сегодня можно услышать и альтернативное мнение. Некоторые считают, что православие было цивилизационной ошибкой святого равноапостольного князя Владимира. И если бы мы пошли по западному пути и приняли бы западное вероисповедание, то мы сегодня жили бы лучше. Так ли это? В рамках проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря на эту тему рассуждает известный адвокат, государственный деятель, писатель и телеведущий Павел Астахов.
В чем преимущество православия для нашей страны? Это, пожалуй, один из фундаментальных вопросов, на который мы пытаемся ответить последние 1035 лет со времен крещения Руси. А человечество почти две тысячи лет ищет ответ на этот вопрос, с тех пор, как на земле содеялось самое ужасное, что могли совершить люди, – распятие Господа, Который пришел на землю ради спасения людей.
Что же значит быть православным? Конечно, быть православным – это прежде всего реализовывать свою веру. Как говорит апостол Иаков, «вера без дел мертва» (Иак. 2: 26). И мне кажется, эти слова должны быть девизом для всех, кто считает себя православным.
Быть православным – значить жить духовной жизнью, а это основа всех дел, которые мы совершаем. Быть православным – значит жить во Христе, подтверждать свою веру делами. Наша страна 1035 лет назад приняла православие. Мы все знаем, что, выбирая веру для руководимой им страны, князь Владимир изучил все возможные варианты.
По летописям, по историческим документам мы знаем, что в XX веке в мире господствовали три крупные религии – христианство, иудаизм, ислам. Но князь Владимир следует примеру своей бабушки, великой равноапостольной княгини Ольги, и выбирает христианство. Князь Владимир мыслит масштабно: он планирует объединить страну, которая в то время погрязла в междоусобицах, и вывести Русь на уровень просвещенных государств, приблизиться к Византии.
Мы знаем, что княгиня Ольга в 954 году отправилась в Константинополь, встретилась с византийским императором Константином, приняла православную веру и заключила с византийцами мирный договор.
Древнерусский народ очень любил святую равноапостольную княгиню Ольгу и с уважением относился к ее выбору, потому многие стали принимать православную веру и креститься.
Через некоторое время Ольга отдает правление страной в руки своего сына Святослава, который не стал православным и по-прежнему продолжал исповедовать язычество. Но княгиня Ольга становится главным православным миссионером и распространяет православную веру не только в стране, которой руководили она и ее сын, но и в окрестных землях.
Князь Владимир вступает в борьбу за власть. В 978 году посредством страшного убийства своего сводного брата Ярополка он становится во главе государства, занимает киевский престол, и перед ним встает выбор вероисповедания и союзников.
Я хотел бы ознакомить вас с интересным документом. Он очень показателен, потому что киевских летописей того времени осталось мало. А документ, который был написал 600 лет назад, подлинный и называется «Переяславская Рада».
В 1654 году Переяславская Рада обсуждает прошение запорожцев к русскому царю Алексею Михайловичу Романову, который через шесть лет их неотступных просьб, наконец, соглашается взять запорожцев под свою защиту. И выступает гетман Богдан Хмельницкий с обращением: «Паны полковники, есаулы, все войско Запорожское и все православные христиане! Ведомо вам всем, как Бог освободил нас от рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего восточного православия. Вот уже шесть лет живем мы без государя, в беспрестанных бронях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя жить нам без царя. Для этого собрали мы Раду, явную всему народу, чтобы вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый царь – турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть; второй – хан крымский; третий – король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый есть Православный Великой России государь, царь Великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже шесть лет беспрестанными молениями себе просим. Тут которого хотите – выбирайте! Царь турецкий – басурман: всем вам известно, как братья наши, православные христиане, греки, беду терпят и в каком аду живут от безбожных утеснений; крымский хан – тоже басурман, которого мы по нужде в дружбу приняли, какие нестерпимые беды испытывали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: вы сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего, почитали.
А православный христианин, великий государь, – восточного, единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело Церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа. Это великий государь, царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением Православной Церкви в нашей Малой России, шестилетних наших молений не презревши, теперь милостивое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царской милостию своею прислать изволил. Если мы его с усердием возлюбим, то, кроме его великой царской руки, благотишайшего пристанища не обрящем. Если же кто с нами не согласен, то куда хочет – вольная дорога. Тут весь народ завопил: Волим под царя восточного православного! Лучше в своей благочестивой вере умереть, нежели ненавистнику Христову, поганцу достаться! … Чтоб мы вовеки все едино были!»
Этот важный документ рассказывает нам об одной из важнейших страниц Истории Православного Государства Российского, о воссоединении русского народа в единой вере православной, как было тогда и записано в «Переяславской Раде»: «С Россией навек». Очень важно, что этот выбор был сделан максимально свободно, демократично, как сейчас бы сказали. Это было прямое волеизъявление народа, фактически – провели референдум. Все преимущества православной веры были представлены, перечислены, и запорожцы согласились: «Лучше в своей благочестивой вере умереть, нежели ненавистнику Христову, поганцу достаться!»
Такой же выбор был сделан за 600 лет до этого события святым равноапостольным князем Владимиром. Несмотря на то, что родная бабушка Владимира, княгиня Ольга, была христианкой, сам он долгое время был язычником, о чем свидетельствуют многие летописи. Но главное то, что князь, приняв христианство, изменяется коренным образом. Священники всегда знаменовали это изменение как чудесное превращение грешника в праведника.
Князь крестится в Херсонесе, берет в жены Анну – сестру византийских императоров, и историки отмечают, что Владимир изменил собственный уклад жизни. Если раньше это был кровавый воин, ненасытный многоженец, который любит пиры, войны, походы, то после принятия православия он становится скромным, смиренным христианином.
Вслед за великим князем крестится в Днепре его дружина, затем весь народ. И после крещения Владимир очень быстро преображается. С принятием христианства он приказывает уничтожить изваяния всех языческих богов, идолов, которым поклонялся народ. Самый главный идол Перун был сброшен в реку.
Князь Владимир одним из первых в мире правителей отменил смертную казнь и заменил ее штрафом. Он действительно искренне принимает православную веру, в корне пересматривает все свои жизненные ценности.
Так 1035 лет назад великим равноапостольным князем Владимиром был сделан важнейший выбор в истории. Наше государство получило уникальную, единственно полную, неискаженную веру в Бога – православие.
Мы знаем, что люди, далекие от Православной Церкви и не имеющие опыта духовной жизни, начинают видеть в христианстве одни запреты и ограничения. Но это примитивный взгляд. Ведь в православии все органично и закономерно. И в мире духовном, и в мире физическом действуют свои законы, которые нельзя нарушать, как и законы природы, потому что это приведет всех нарушителей законов к катастрофе.
Ученые умы не понимают, что и физические, и духовные законы имеют одно происхождение. И то, и другое дано Господом Богом, и в этом нет никакого противоречия. И мы, люди, наделенные свободой, понимаем, что свобода в данном случае – это не вседозволенность, а право выбора. Человек может сделать неправильный выбор и от этого сильно пострадать. Господь дает нам большую свободу, но в то же время предупреждает об опасности. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12).
Если человек начинает игнорировать законы, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, то он теряет свободу, повреждает свою душу и наносит вред себе и окружающим. Совершая грех, мы нарушаем законы духовной природы. Но Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его и друг друга, не вредили ни себе, ни другим. И поэтому Он дал нам простые заповеди, в которых заключены духовные законы, обучающие нас жить и строить отношения с Богом и людьми. Очень точно говорит святитель Феофан Затворник, что заповеди должны быть душой и каждого христианина, и каждого христианского общества. И в этом, мне кажется, смысл того, что из каждого отдельного человека, защищающего свою веру, и состоит наше общество. И в этом большое преимущество нашего общества и нашего государства.
Другой вопрос: как мы распоряжаемся и относимся к этому бесценному дару? Если говорить о преимуществе православного человека перед другими, то оно состоит в том, что для православного человека всегда найдется ответ на самый сложный вопрос, найдется выход из самого тяжелого положения.
Но самое важное, как считают святые отцы, и самое главное чудо, которое может произойти с верующим православным христианином, – это полное духовное преображение. Такой возможности нет у людей других вероисповеданий. Вслед за человеческим преображением неизбежно преображаются и общество, и вся страна. Такое преображение часто происходит через соприкосновение с другими людьми.
Многие православные святые достигли своей святости через собственное преображение. Например, преподобный Моисей Мурин, страшный кровавый разбойник, стал святым. Мы знаем разбойника, первым вошедшим в Царствие Небесное, который был распят вместе с Господом нашим Иисусом Христом. Эти люди достигли своей святости именно через собственное преображение. По словам преподобного Серафима Саровского, они сумели спастись сами, а вокруг них спаслись тысячи.
Давайте посмотрим на старцев новейшего времени, наших современников, на тех, кого митрополит Тихон (Шевкунов) метко назвал «несвятыми святыми»: архимандрита Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Николая Гурьянова, схиархимандрита Зосиму (Сокура), архимандрита Серафима (Тяпочкина) и многих других. Все они – лучший пример в подтверждение нашего правильного выбора православной веры. Преподобный Серафим Саровский говорит о таких людях: «Большинство святых были подобострастны нам, но тщательным исполнением заповедей Божьих сумели угодить Богу».
Наша православная вера дает возможность каждому верующему человеку совершить главное чудо в своей жизни – преобразить себя и людей вокруг, а значит – совершить преображение всей страны.
Святые отцы подчеркивали, что подлинное чудо – это не мертвого воскресить и не больного вылечить. Чудо – это когда неверующий становится верующим, язычник – христианином, еретик – православным. Это чудо веры мы должны взыскать и для себя, и для других.
Преподобный Макарий Египетский говорит, что подлинное чудо – это чудо нравственного преображения человека. А преподобный Варсонофий Оптинский в одной из своих последних бесед сказал, что надо идти на Фавор, но помнить, что путь на Фавор один и лежит через Голгофу. Этого не могут понять те, кто не разделяет нашей православной веры.
Крещение Руси – это чудо обращения и преображения вчерашнего дикого разгульного варяга, князя Владимира Святославовича, который становится православным христианином и главой православного государства.
Главное преимущество нашей веры – это сохранение ее во всей неповрежденности, во всей истине. Именно Россия сохранила неоскверненную православную веру в ее апостольском основании. Наши святые, богословы и пастыри на протяжении веков защищали православие от западной и восточной ереси. Мы знаем, что даже в «Символ веры», в основу основ, в католическом прочтении были внесены изменения. На что же еще было посягать!
Наше преимущество в том, что в православии человек получает ответы на все главные вопросы. И первый вопрос, который волнует каждого человека, – это вопрос о смысле жизни и смерти. Но без веры в Бога на него не ответить. И все ученые мира не смогут ответить на этот вопрос без веры в Бога. Можно выдвигать идеи антиматерии, конечности жизни, но все эти дискуссии лишь только породят еще большие сомнения. Наука и ученые не могут ответить на вопросы о жизни и смерти без обращения к Богу. Еще святитель Феофан Затворник призывал одухотворить науку, привлечь ее внимание к проявлениям духовности в человеке. А это значит, что наука не должна себя противопоставлять вере. По мысли святого Феофана Затворника, вера и наука должны повернуться друг к другу. Без этого наука останется на уровне голых абстрактных теорий, а теории нужно отличать от фактов. «Теории – личное дело учащих; факты – общее достояние», – говорит святитель Феофан Затворник.
Подлинной может быть та теория, которая согласна с христианскими истинами, ибо христианство открыло миру знание о явлениях духовной жизни человека, о ее непреложных законах. Именно православие является той религией, которая ясно отвечает человеку, в чем смысл его жизни: в деятельности, радости, в претерпеваемом нами страдании. Православие свидетельствует о том, что все, совершаемое с человеком в жизни, не напрасно, а случается с единственной промыслительной целью – дать возможность человеку встать на правильный путь и приобщить его к общению с Богом.
И следующая задача заключается в том, чтобы понять, как наладить контакт с Господом. У нас есть опыт, накопленный великими православными молитвенниками за две тысячи лет. Это подтвержденная практика неразрывной связи человека с Богом.
Следующий шаг, который необходимо сделать, – определить, на каких условиях мы выстраиваем это общение. Здесь не работают алгоритмы, формулы, теоремы, законы физики. А работают законы высшего порядка. Эти правила даны всем, кто идет по православному пути. Ведь в православии все цели достижимы, о чем говорит главная Книга православных христиан – Евангелие.
Православная вера предлагает каждому человеку доступные средства: очищение через покаяние, исповедь, Причастие, обуздание страстей через пост и молитву, бдение, добрые дела, участие в Таинствах. И храмы открыты для нас, чтобы мы не забывали о главном замысле Бога – богоподобии. Ведь только в православии речь идет о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию (см.: Быт. 1: 27).
В православном храме на каждой службе священник совершает каждение. Он кадит святые иконы, священнослужителей и нас, прихожан, потому что мы являемся образом Божиим.
Но богоподобие состоит не только в образности, но и в том, чтобы научиться мыслить, как Бог, и мыслить в Божественном порядке, то есть в любви. Наша главная задача – научиться жить в любви. И только православие может ответить на важнейший вопрос: «Как снискать эту любовь?»
Спросите у людей других мировоззрений и вероисповеданий: «Как приобрести любовь?» И никто вам не ответит. Только православие раскрывает Царство Божие внутри нас. Этот путь и называется духовной жизнью. По словам апостола и евангелиста Иоанна Богослова, «пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4: 16).
Главная основа духовной жизни – это способность к самопожертвованию, пример которого показал нам Сам Господь Иисус Христос, принеся Себя в жертву ради нашего спасения.
Но самопожертвование оказывается самым сложным для человека. Ведь человек, в отличие от других творений Бога, имеет право на свободу и выбор. Святой Максим Исповедник говорит, что все принадлежит Богу, свобода богоподобного человека принадлежит только Господу. И раскрывая смысл и суть свободы, преподобный Максим Исповедник приходит к выводу, что высшей свободой и осознанным выбором становится правило, которое дано нам самим Господом: «Да будет воля Твоя» (Мф. 6: 10).
Итак, высшая свобода – это отказ от собственной воли и выбора. Такое определение свободы понимают только православные. Именно поэтому грех первого человека Адама становится настоящей катастрофой для человеческой свободы.
Преподобный Максим Исповедник является непримиримым борцом с ересью. Он пишет, что природа противостоит самой себе, в то время как свобода выбора человека соответствует его свободной воле.
Зачастую и мы, заблуждаясь, делаем неправильный выбор. Воля Божия – это первоисточник воли человеческой. Такой пример нам подает сам Господь Бог. Будучи по природе Человеком, обладающим и Божественной, и человеческой волей, Он никогда не выступает против воли Своего Отца. И мы должны поступать так же.
Духовная жизнь христианина предполагает постепенную трансформацию человеческой воли в Божественную, ангельскую. Но здесь необходимо помнить о противоположном явлении, потому что совершенно иной порядок принадлежит злу. И мы видим, что сегодня главенствуют индивидуализация, персонализация, эгоцентризм, личностный рост, максимальное стремление к собственному комфорту, вера в собственное начало. Все это приводит человека к автономному существованию. А такое существование разрушительно и пагубно, потому что неминуемо ведет к разрыву человека с Источником жизни – Господом. Человек, оторванный от этого Источника, неминуемо подвергается смерти.
Интересно объяснение святителя Феофана Затворника о том, как Запад, идя по пути зла, сам себя развратил. Люди, живущие на Западе, стали перенимать у язычников обычаи и развратились. Если захотим, то мы прогоним западную тьму, а если же нет, то погрузимся в нее.
Особенность православия в том, что Бог навсегда соединил человеческую природу с Собой. И этим Бог открывает нам возможность взойти на Небо. И для этого не нужно строить рай на земле, надо искать его на небесах.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Вера – мать терпения, мать мужества, сила молитвы, руководительница к смирению, подательница надежды, лествица к престолу любви». Именно через веру, как по лестнице терпения, смирения, надежды, мы восходим к любви. «Совершим наше земное странствование, неся светильник веры правой, веры живой, этот светильник введет нас в вечное Царство Божие», – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).
Нашим негаснущим светильником на пути в Царство Божие и является наша православная вера. И вновь перед нами встает практический вопрос: «Как это осуществить?» И все ответы на вопросы мы вновь находим в Святом Евангелии.
Есть древняя христианская формула, которая объясняет смысл Священного Писания и нашей веры. Коротко она звучит так: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом». Эта формула актуальна всегда. Для Божественного Начала нет невозможного.
Святой апостол Павел во Втором послании к Коринфянам говорит: «Господь дал нам способность быть служителями Нового Завета. Не буквы, а Духа, потому что буква убивает, а Дух животворит (2 Кор. 3: 6). Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный» (2 Кор 5: 1).
В чем эксклюзивность православного христианства для России? Православная вера стала духовной основой русской культуры, стержнем русской цивилизации. С православием связано становление нашей государственности и нравственных ценностей граждан России.
Западники часто говорят, что религий много и все они об одном и том же, и даже предлагают придумать общую религию. Но это и есть начало экуменизма, что совершенно невозможно, потому что православие является подлинным путем к Господу. Все остальные религии и учения не учитывают факта Боговоплощения и становятся от этого неполноценными. Только православное христианство открывает путь восхождения человека к Богу, то есть богоуподобление. Наша православная вера дает нам возможность такого преображения. Православие – это огромный духовный культурный мир, который открывает человеку, желающему в него погрузиться, все тайны бытия. Православие дает человеку ясное понимание смысла его жизни.
К глубокому сожалению, большинство современных людей часто живет, не думая о смысле своей жизни. А православие дает нам еще и ясное представление о смысле нашего труда, который и называется жизнью. И наше преимущество в том, что у нас есть главный источник знания, данный самым Господом, – Евангелие.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповеди, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнью».
Архиепископ Алексий (Фролов) учит нас: «Евангелие – это жизнь, прожитая Христом. Если я хочу быть спасен, я должен пройти этот путь. След в след. Благовестие обращено к нашему сердцу. Христианство – это не сумма знаний, а образ жизни. Это смирение – и именно по смирению посылаемая нам благодать Святаго Духа».
И снова уместно вспомнить слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Православие есть истинное богопознание и богопочитание; православие есть поклонение Богу духом и истиною; православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием Ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан. Где нет Духа, там нет православия». Таким образом, наше главное преимущество – это возможность спасения.
Нельзя ответить на вопрос о важности православия, не обращаясь к святым отцам Церкви. Ранее упоминаемый святитель Феофан Затворник оставил нам богатейшее наследие по важнейшим вопросам. Но практически все оно посвящено одной важной теме – внутренней жизни человека, ее зарождению и развитию. Святитель Феофан Затворник не случайно отводит главное место духовной жизни, потому что во внешней жизни человек такой же, как и во внутренней. Человек знает, что социальная среда оказывает большое влияние на внутренний мир личности. Привычки, принципы, вкусы раскрываются в каждом явлении и личной, и общественной жизни человека и управляют ею.
Святитель Феофан Затворник обращается к трудам святых отцов Церкви. Он изучает, цитирует и приводит примеры из трудов святителя Тихона Задонского; святителя Димитрия, митрополита Ростовского; обращается к святителю Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому; святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Ведь периоды времени, в которые жили эти святые, очень похожи на сегодняшнее время.
Многие современники святителя Феофана Затворника в конце XIX века увлекались протестантской традицией, соблазнялись ее внешней стороной, не замечали, что голая рассудительность и отвлеченное размышление заменяют подлинное знание внутренней жизни человека. И святитель называет их «немчурой»: «Ученая немчура ничего не понимает. Оскудела разумением духовных вещей, упершись всей немецкой натурой в букву. А вот неученый православный одним поклоном дошел до какого разумения?!»
Знаменателен тот факт, что в обществе и того времени, и сегодняшнего широко обсуждается вопрос о том, какие преимущества есть у православия. В конце XIX века антицерковные настроения в обществе были очень сильны и привели Россию к трем революциям в начале XX века.
Святитель Феофан Затворник не разделял пафоса тех, кто утверждал, что глобальных кризисов общественной жизни в России не будет: «Мы часто хвалимся: "Святая Русь, православная Русь". О, когда бы нам быть и остаться навсегда святыми и православными или хоть любящими святость и Православие! Какой верный залог несокрушимости имели бы мы в этих титулах! А то поглядите-ка вокруг да около себя. Скорбно не одно развращение нравов, но и отступничество от образа исповедания, предписываемого православием. Слышана ли была когда-либо на русском языке хула на Бога и на Христа Его? А ныне не только думают, но и говорят, и пишут, и печатают столько богоборного, что трепет и ужас объемлют душу. И что ж, вы думаете, это пройдет нам даром? Нет. Живый на небесех ответит нам гневом Своим и яростию Своею смятет нас» (см.: Пс. 89: 7).
Святитель Феофан Затворник был в ужасе от того, что разрешали печатать разрушающую Россию литературу. И мы чего только не читали за последние 30 лет! Еще в те годы святитель призывал пресечь нечестие богоборцев. Эту борьбу с безбожниками святитель не мыслил без диалога с просвещенными людьми, учеными умами. Он приглашал их к открытой дискуссии, к сотрудничеству, потому что ощущал их затаенную скрытую вражду против Церкви. Святитель Феофан Затворник понимал, что за внутренним сомнением и разбродом мыслей неизбежно должен измениться и внешний уклад жизни. «Во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм, и геологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет: зловерие и неверие поднимают голову; вера и Православие слабеют. Ужели же мы не образумимся? И будет, наконец, то же и у нас, что, например, у французов и других... А если это будет, что, думаете, будет нам за то в день судный, после таких Божиих к нам милостей? Господи! Спаси и помилуй Русь православную от праведного Твоего и належащего прещения!» – писал он.
И когда Божие установление повсюду отставлено на задний план, тогда в обществе, по словам святителя, начинает водворяться так называемая эмансипация божественных требований в умственном, нравственном и эстетическом отношениях. Кроме того, происходит отмежевание от веры и Церкви воспитания, обычаев, развлечений и тем более политики. Как хорошо нам это знакомо за последние десятилетия! Если человек отвергает Евангелие, отступает от Русской Православной Церкви, он не может оставаться духовно здоровым. А его внешняя жизнь не может быть светлой, гармоничной, полноценной.
Защищая смелость своих суждений, святитель Феофан Затворник пишет, что «верующие имеют полное право втесняться с духовным в область вещественного, когда материалисты лезут со своею материею, без зазрения совести, в область духовного», тем более, что «материальное не может быть ни силою, ни целью».
Приведем пример из современной жизни: мы все-таки добились включения в указ президента России перечня и понятия духовно-нравственных ценностей, без которых невозможна жизнь нормального человека, потому что невозможно укрепление семьи и выполнение тех самых заповедей Божиих, которые мы с вами отстаивали. Я хотел бы напомнить послание к Римлянам святого апостола Павла. Глава первая начинается замечательными словами: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (Рим. 1: 1–5).
Вот какую задачу ставит апостол Павел: «…Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 21). И для нас очень важно вспомнить парадоксальное состояние православного человека, который ведет борьбу за спасение и живет духовной жизнью по законам и заповедям. Это состояние видят безбожники и иноверцы и говорят, что православие – это не преимущество. Но помните, как учит нас апостол Павел во Втором послании к Коринфянам: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6: 3–10). «Ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12: 10).
Дорогие братья и сестры, помните, что когда мы немощны, тогда мы сильны. Храни вас Господь!