Архитектор ED Architecture Ксения Сурикова осмотрела детский сад Montessori School on Phuket, созданный инвесторами в Тайланде из Швеции и Японии. В своей колонке для EdDesign Mag Ксения делится впечатлениями о том, как оборудование и обстановка садика учит детей быть самостоятельными, для чего нужны разноцветные швабры и почему дети сами готовят еду.
В садике пока только 10 детей. Воспитатели говорят на английском и все общение происходит на этом языке. Дети самые разные (русские, тайские и другие). Специально английский не преподается – маленькие дети сами схватывают язык.
Садик находится на берегу озера, вид очень красивый. Распорядок дня классический для Монтессори-садов: до обеда «работа» – дети выполняют задания с оборудованием Монтессори. Ребята могут выбрать любой материал по своему усмотрению, – но из тех, принцип работы с которым уже объяснил преподаватель.
В обед – тихий час (но можно и не спать, если совсем не хочется). Далее идет игра: во дворике, в игровой. Потом часть детей забирают домой, остальные по выбору идут на плаванье, футбол, тэквандо или китайский язык.
В течении дня дети в групповой едят по расписанию, самостоятельно накрывая стол, иногда помогают с приготовлением еды, например, сами делают рисовые шарики, мелят специи пестиком. Сами могут заварить чай – есть специальный набор (термос с не очень горячей водой, чайники, заварник и кружки).
Чему учат?
Координации движений, навыкам общения, логике, повседневным делам для развития самостоятельности – с разумным уровнем риска. Дети шьют иглой, режут ножницами и играют со стеклянными предметами. Разбил – ничего страшного, но предмет на замену принесут только через неделю – чтоб понимать последствия порчи предмета. Ключевой принцип в педагогике Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
Кроме бытовых вещей из практической жизни, в системе Монтессори широко используются сенсорные материалы. Они помогают ребенку развить и усовершенствовать свои пять чувств. Такие материалы обладают контролем ошибок – то есть ребенок может проверить свою работу с ними самостоятельно, не обращаясь к учителю. Например, блоки деревянных цилиндров разных размеров можно вынимать из контейнера и вставлять на место – цилиндр не встанет в не предназначенное для него отверстие.
Есть разные по весу кубы: для сравнения, что тяжелее. Есть модели, позволяющие понять, сколько весит литр/килограмм, 100 грамм.
Сенсорные материалы помогают изучать и основы академических предметов
Например, биномиальный куб, состоящий из нескольких разноцветных частей. По сути, он является физическим решением формулы кубического уравнения. При этом математике до начальных классов в системе Монтессори-образования не учат – на уровне 3-6 лет такие инструменты используются для косвенной к ней подготовки.
В Монтессори-среде все должно лежать на своих местах. Порядок в детском саду идеальный, и делают это не преподаватели, а сами дети. Их учат все класть на место, в каждой из зон помещая поясняющие рисунки: где и что должно лежать. Каждый набор для занятий на своем лотке или какой-то иной подложке – ребенок берет его целиком и несет куда надо.
Пространство: групповая комната
В помещении большие панорамные окна, выходящие на озеро. У входа организована гардеробная зона – тут оставляют обувь. Есть скамейка, чтобы разуться, зеркало на высоте, удобной ребенку, один шкаф с открытыми секциями и один – с закрытыми, где дети хранят свои вещи, секции промаркированы фото ребенка. Есть стойка для зонтов. Мест для хранения верхней одежды нет – в силу жаркого климата.
Вся мебель, оборудование в групповой невысокое, чтобы дети сами могли им воспользоваться, все предметы «детского» размера.
В групповой две зоны: для малышей 1-3 лет и для трех-шестилеток. Все пространство по контуру заставлено открытыми стеллажами. Повыше – для детей старшего возраста, пониже – для более младших. Правило простое: если можешь достать до полки – значит, можешь заниматься со стоящими на полке предметами.
Игрушек на стеллажах нет – только рабочие материалы Монтессори. Сложенные в красивый сундук, игрушки достают из подсобного помещения только тогда, когда наступает время играть. Есть большой ковер для занятий или игры сидя на нем. Здесь дети планируют свой день.
Едят дети за большими столами. Есть специальные скатерти с рисунками, из которых видно, куда ставить тарелку, стакан, вилку. Есть и одиночные столы всех ростовых групп – для сосредоточенной уединенной работы. Стаканы в зоне с кулером промаркированы.
В музыкальном уголке стоит проигрыватель, где даже самый маленький может включить сам музыку, и кресло с торшером (подобное стоит в библиотечной зоне рядом с книжной стойкой). В музыкальной зоне лежит маленький игрушечный инструмент, в разные дни – разный, – и вспомогательные материалы для занятий на нем. Например, скрипка, диск с короткой записью скрипичной музыки и еще один диск – с записью небольшой песни со скрипкой. Это нужно, чтобы ребенок учился выделять инструмент среди других и отличать его звучание от звучания голоса.
Есть уголок, который состоит из стола, стула и зеркала детской высоты – чтобы ребенок учился приводить себя в порядок. Есть зона со швабрами (синяя для воды, желтая для мочи), веником и совком. Все инструменты детского размера, чтобы дети сами за собой убирали. Есть подсобка со входом из групповой – абсолютно необходима – туда убирают все лишнее, игрушки.
В групповой и есть рабочее место учителя, но его хотят оттуда убрать, чтобы пространство было только для детей.
Пространство: рекреации
В спальне нет окон, но стеклянная дверь и витражи выходят в пространство групповой и закрыты шторами – воспитатель всегда может посмотреть, что там происходит. В спальне все спят на промаркированных матрасах. Мой вопрос о том, чем матрасы лучше кроватей, не был понят. На матрасах отлично спать, к тому же ребенок точно не упадет.
Из групповой стеклянная дверь ведет на закрытый от солнца дворик. Во дворике много оборудования: например, тренажер лестница – чтоб уметь подняться/спуститься по обычной лестнице. Горка. Короба с землей, куда вместе с детьми сажают проращивать съедобные растения. Их дети затем собирают, чтобы приготовить из них какое-то блюдо. Есть также чаша с водой – ее наполняет воспитатель. Рядом с чашей – лейки и различные предметы для водных игр, мокрое вокруг всё.
Оборудование
В саду есть тактильные панели размером с ладонь ребенка – они выдаются как раздаточный материал (не закреплены за отдельными детьми). Панели одного цвета, но с разной текстурой. Есть образцы с повторяющейся текстурой, чтобы искать одинаковые. Наконец, есть аквариум, а рядом с ним губка – мыть аквариум снаружи. И порционно распределенный корм, чтобы дети могли кормить рыбок. Еще один способ научить ответственности и самостоятельности.
Имеются свернутые небольшие коврики – это рабочее место ребенка (может расстелить на полу или на столе, чтоб очертить и упорядочить свое рабочее место и чтоб другие дети на него не заходили). Коврик вообще важный инструмент в Монтессори-педагогике: он позволяет малышу научиться чувствовать и соблюдать границы. Если дать ребенку для игры весь пол, то и игра будет везде, если показать, что вся игра умещается на коврике, дети, как правило, быстро начинают использовать коврики для занятий.
Фото: Ксения Сурикова