Найти тему
EdDesign Mag

Монтессори на Пхукете: как устроен детский сад для тайских, русских и других детей

Архитектор ED Architecture Ксения Сурикова осмотрела детский сад Montessori School on Phuket, созданный инвесторами в Тайланде из Швеции и Японии. В своей колонке для EdDesign Mag Ксения делится впечатлениями о том, как оборудование и обстановка садика учит детей быть самостоятельными, для чего нужны разноцветные швабры и почему дети сами готовят еду.

В садике пока только 10 детей. Воспитатели говорят на английском и все общение происходит на этом языке. Дети самые разные (русские, тайские и другие). Специально английский не преподается – маленькие дети сами схватывают язык.

На фото: озеро у садика
На фото: озеро у садика

Садик находится на берегу озера, вид очень красивый. Распорядок дня классический для Монтессори-садов: до обеда «работа» – дети выполняют задания с оборудованием Монтессори. Ребята могут выбрать любой материал по своему усмотрению, – но из тех, принцип работы с которым уже объяснил преподаватель.

В обед – тихий час (но можно и не спать, если совсем не хочется). Далее идет игра: во дворике, в игровой. Потом часть детей забирают домой, остальные по выбору идут на плаванье, футбол, тэквандо или китайский язык.

В течении дня дети в групповой едят по расписанию, самостоятельно накрывая стол, иногда помогают с приготовлением еды, например, сами делают рисовые шарики, мелят специи пестиком. Сами могут заварить чай – есть специальный набор (термос с не очень горячей водой, чайники, заварник и кружки).

Чему учат?

Координации движений, навыкам общения, логике, повседневным делам для развития самостоятельности – с разумным уровнем риска. Дети шьют иглой, режут ножницами и играют со стеклянными предметами. Разбил – ничего страшного, но предмет на замену принесут только через неделю – чтоб понимать последствия порчи предмета. Ключевой принцип в педагогике Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Кроме бытовых вещей из практической жизни, в системе Монтессори широко используются сенсорные материалы. Они помогают ребенку развить и усовершенствовать свои пять чувств. Такие материалы обладают контролем ошибок – то есть ребенок может проверить свою работу с ними самостоятельно, не обращаясь к учителю. Например, блоки деревянных цилиндров разных размеров можно вынимать из контейнера и вставлять на место – цилиндр не встанет в не предназначенное для него отверстие.

Есть разные по весу кубы: для сравнения, что тяжелее. Есть модели, позволяющие понять, сколько весит литр/килограмм, 100 грамм.

Сенсорные материалы помогают изучать и основы академических предметов

Например, биномиальный куб, состоящий из нескольких разноцветных частей. По сути, он является физическим решением формулы кубического уравнения. При этом математике до начальных классов в системе Монтессори-образования не учат –  на уровне 3-6 лет такие инструменты используются для косвенной к ней подготовки.

В Монтессори-среде все должно лежать на своих местах. Порядок в детском саду идеальный, и делают это не преподаватели, а сами дети. Их учат все класть на место, в каждой из зон помещая поясняющие рисунки: где и что должно лежать. Каждый набор для занятий на своем лотке или какой-то иной подложке – ребенок берет его целиком и несет куда надо.

Пространство: групповая комната

В помещении большие панорамные окна, выходящие на озеро. У входа организована гардеробная зона – тут оставляют обувь. Есть скамейка, чтобы разуться, зеркало на высоте, удобной ребенку, один шкаф с открытыми секциями и один – с закрытыми, где дети хранят свои вещи, секции промаркированы фото ребенка. Есть стойка для зонтов. Мест для хранения верхней одежды нет – в силу жаркого климата.

Вся мебель, оборудование в групповой невысокое, чтобы дети сами могли им воспользоваться, все предметы «детского» размера.

В групповой две зоны: для малышей 1-3 лет и для трех-шестилеток. Все пространство по контуру заставлено открытыми стеллажами. Повыше – для детей старшего возраста, пониже – для более младших. Правило простое: если можешь достать до полки – значит, можешь заниматься со стоящими на полке предметами.

Игрушек на стеллажах нет – только рабочие материалы Монтессори. Сложенные в красивый сундук, игрушки достают из подсобного помещения только тогда, когда наступает время играть. Есть большой ковер для занятий или игры сидя на нем. Здесь дети планируют свой день.

На фото: стеллажы и коврик для занятий или игр
На фото: стеллажы и коврик для занятий или игр

Едят дети за большими столами. Есть специальные скатерти с рисунками, из которых видно, куда ставить тарелку, стакан, вилку. Есть и одиночные столы всех ростовых групп – для сосредоточенной уединенной работы. Стаканы в зоне с кулером промаркированы.

-7

В музыкальном уголке стоит проигрыватель, где даже самый маленький может включить сам музыку, и кресло с торшером (подобное стоит в библиотечной зоне рядом с книжной стойкой). В музыкальной зоне лежит маленький игрушечный инструмент, в разные дни – разный, – и вспомогательные материалы для занятий на нем. Например, скрипка, диск с короткой записью скрипичной музыки и еще один диск – с записью небольшой песни со скрипкой. Это нужно, чтобы ребенок учился выделять инструмент среди других и отличать его звучание от звучания голоса.

Есть уголок, который состоит из стола, стула и зеркала детской высоты – чтобы ребенок учился приводить себя в порядок. Есть зона со швабрами (синяя для воды, желтая для мочи), веником и совком. Все инструменты детского размера, чтобы дети сами за собой убирали. Есть подсобка со входом из групповой – абсолютно необходима – туда убирают все лишнее, игрушки.

В групповой и есть рабочее место учителя, но его хотят оттуда убрать, чтобы пространство было только для детей.

Пространство: рекреации

В спальне нет окон, но стеклянная дверь и витражи выходят в пространство групповой и закрыты шторами – воспитатель всегда может посмотреть, что там происходит. В спальне все спят на промаркированных матрасах. Мой вопрос о том, чем матрасы лучше кроватей, не был понят. На матрасах отлично спать, к тому же ребенок точно не упадет.

Из групповой стеклянная дверь ведет на закрытый от солнца дворик. Во дворике много оборудования: например, тренажер лестница – чтоб уметь  подняться/спуститься по обычной лестнице. Горка. Короба с землей, куда вместе с детьми сажают проращивать съедобные растения. Их дети затем собирают, чтобы приготовить из них какое-то блюдо. Есть также чаша с водой –  ее наполняет воспитатель. Рядом с чашей – лейки и различные предметы для водных игр, мокрое вокруг всё.

Оборудование

В саду есть тактильные панели размером с ладонь ребенка – они выдаются как раздаточный материал (не закреплены за отдельными детьми). Панели одного цвета, но с разной текстурой. Есть образцы с повторяющейся текстурой, чтобы искать одинаковые. Наконец, есть аквариум, а рядом с ним губка – мыть аквариум снаружи. И порционно распределенный корм, чтобы дети могли кормить рыбок. Еще один способ научить ответственности и самостоятельности.

На фото: зона с аквариумом
На фото: зона с аквариумом

Имеются свернутые небольшие коврики – это рабочее место ребенка (может расстелить на полу или на столе, чтоб очертить и упорядочить свое рабочее место и чтоб другие дети на него не заходили). Коврик вообще важный инструмент в Монтессори-педагогике: он позволяет малышу научиться чувствовать и соблюдать границы. Если дать ребенку для игры весь пол, то и игра будет везде, если показать, что вся игра умещается на коврике, дети, как правило, быстро начинают использовать коврики для занятий.

Фото: Ксения Сурикова

Читайте далее:

Как русские дизайнеры проектировали самый крупный детский клуб в Монако - EdDesign
В кругу семей: как работает самый демократичный формат школ в России - EdDesign