Найти в Дзене

Каббала: 4 клипот или 4 лика. Или откуда взялся Ад. Лик Человека, Быка, Орла и Льва.

В каббале существует понятие 4х ликов или клипот – один Большой лик, он же лик Человека, и три «нечистых» клипот или малые лики – лик Орла, лик Льва и лик Быка. Что же это такое и почему они стали в христианстве «богопротивными», а вот в Таро наоборот эти четыре творения считаются «святыми»?

Самое забавное определение я нашла на одной из версий Википедии – если кратко, то по версии редактора статьи, то это просто четыре богопротивные демонические силы или целые миры (четыре Ада), образовавшихся в результате грехопадения человека и населенных своими демонами. Есть даже целый список этих самых демонов и рангов. И функция клипот определена крайне просто – рассеять божественный Свет, подпитывая сугубо материальные «замашки» бытия. В общем и целом утащить человека в Ад.

одна из версий изображение Древа сифирот и снизу "зеркальное" Древо клипот. Кроули.
одна из версий изображение Древа сифирот и снизу "зеркальное" Древо клипот. Кроули.

И вот лично у меня сразу появился вопрос - само слово «клипа» пришло из иврита, об этом даже автор статьи указывает, но в иудаизме как такого понятия «Ад» и «демоны» не существует, в каббале и подавно, так что же это такое и с чем это потребляют? Давайте разбираться.

Как я уже сказала понятие «клипа» пришло к нам из иврита «קליפות» - при этом данное слово стоит во множественном числе, судя по окончанию, поэтому корректнее называть все таки «клипот», а так как одна буква в иврите читается и как «п», и как «ф», то возможно разночтение – «клипот» или «клифот» - и уж как бы «криво» это не переводилось на русский, но звучать оно будет как «скорлупы». Возможны еще несколько вариантов перевода – это и кожура, и чешуя, и ракушка, шелуха, и даже «сварливая баба» и «нечистая сила» - если обращаться к религиозным переводам.

Первым кто заговорил про 4 твари (от слова творение) был пророк Иезекииль, живший в 7 веке до нашей эры. Пророческое служение (возможно, что он уже был «зрелым» пророком, но самое известное, что принято считать именно началом его пророчеств было вот это видение) Иезекииля начинается с видения «славы Божией» в виде колесницы (сооружения/трона) в которую запряжены четыре крылатых существа – тетраморф (определение, данное намного позже христианами). Каждое из четырёх существ имело подобие четырёх лиц – Человека, Льва, Орла и Быка.

Именно поэтому на многих ранних иконах изображение Христа сопровождается или существом с четырьмя головами или сам Бог изображен в окружении этих четырех творений, но по всем христианским версиям и по версии самого Иезекииля – данные существа не просто были «запряжены» в колесницу/трон Господа, но еще и охраняли Бога (и вот на этом стоит заострить внимание, но об этом поговорим ниже). Данный мотив, кстати, очень полюбился евангелистам и на многих иконах и фресках храмов все четыре существа встречаются довольно часто.

«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него…» (Иез. 1:4) – Иезекииль.

изображение трона Господа на иконе
изображение трона Господа на иконе
неопалимая купина Богородица в окружении тетраморфов
неопалимая купина Богородица в окружении тетраморфов

Более того евангелисты пошли дальше, они вывели иерархию апостолов, соответствующих всем четырем творения. Например, Лука — это Бык, Матфей – это ангел, Марк в образе Льва, Иоанн в образе Орла, каждый из них на иконах держит евангелие. И именно евангелисты стали прародителями целого течения в иконописи, где всюду «впихивали» этих святых.

еще одно изображение трона Господа в окружении 4х ликов
еще одно изображение трона Господа в окружении 4х ликов

Далее такая «мода» перекочевала и в зодчество – храмы и соборы, даже иногда дворцы украшались изображениями данных божьих творений.

роспись свода храма со святыми по Евангеле и тетраморфами
роспись свода храма со святыми по Евангеле и тетраморфами
еще одна роспись храма с тетраморфами, каждый из которых держит Евангеле
еще одна роспись храма с тетраморфами, каждый из которых держит Евангеле

Не отставали и эзотерики – Таро ордена Золотой Зари – по идее должны быть каббалистами до мозга костей – просто «напичкано» изображениями этих «животных». Правда, орден смешал все в одно – и астрологию, и каббалу, и даже христианские и иудейские мотивы (так, например, карта Сила имеет отсылку к истории с Соломоном, а вот Верховный Жрец восседает на тельце – отсылка к иудейскому грехопадению «Золотому Тельцу»). Но каждая карта в Таро ордена содержит в себе букву алфавита из иврита, обозначение стихии, планету.

Но в чем многие «пролетели» так это в расположении «святых животных» - каббалой в лурианской версии жестко зафиксирован порядок расположения ликов, с обозначением сторон света, соответствующих каждому лику, в то время как орден использовал порядок зодиакальный и на этом фоне в свое время разгорались не шуточные споры между последователями, так и другими «разработчиками» карт с участием в том числе и каббалистов разных школ.

Таро ордена Золотой Зари. арканы колесница, фортуна и мир.
Таро ордена Золотой Зари. арканы колесница, фортуна и мир.

«Моду» на тетроморфов переняли и Массоны – адепт (посвящаемый) проходил посвящение примеривая 4 маски – Льва, Орла, Быка и Человека – как символ, что адепт прошел этап укрощения всех четырех стихий. И даже Таро Тота – разработка Кроули тоже «напичкана» или символами, или изображениями «животных», да и сам Кроули, часто использовал изображения схематические, или символические, или натуральных - «животных» в своих магических ритуалах.

Масоны использовали изображение данных "животных" даже на гербах.
Масоны использовали изображение данных "животных" даже на гербах.

Но все сходятся в одном – 4 лика пришли к нам из каббалы, поэтому обратимся к первоначальным «разработчикам» и вот что говорит нам кабала по поводу 4х ликов, 4х клипот и 4х стихий:

«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него…» (Иез. 1:4) – Иезекииль.

четыре лика, окружающих трон Творца
четыре лика, окружающих трон Творца

"Ураганный\бурный ветер" (руах сэара) – воздух – лик Орел, "Большое\великое облако" (анан гадоль) – вода - лик Бык и "Всепоглощающий\клубящийся огонь" (эш митлакахат) – огонь – лик Лев, «Сияние» - лик Человек.

Вокруг Него – Он – Имя: в иудаизме, соответственно и в каббале никто никак не может назвать Творца, ибо имя его не известно, поэтому любое обозначение «Бог», «Господь» и так далее каббалисты и иудеи отрицают, обозначая его просто как Он или Имя или Его. Кстати когда мы говорим «слава Богу» в иврите это звучит как «баруха Шем» - где барух - это слава (Русское имя Слава переводиться как Барух), а Шем – это имя – то есть в Израиле говорят «слава Имени».

Из всех ликов выделяют один чистый – Человек и три нечистых – Бык-Орел-Лев. И чтобы понять чистоту и «грязность» клипот нужно обратиться к Древу сифирот.

Напоминаю устройство Древо сфирот – это композиция из 10 сифир и одной непроявленной сифиры, это схематическое изображение движения Света от Творца к человеку. (Сеферот, сифирот, сфирот - все одно и то же и такое разночтение вызвано тем что в иврите нет гласных прописных букв, но они читаются...)

-11

Свет исходит от Творца в сифиры, наполняя их подобно воде, которая наполняет чаши, и далее уже отраженный (изменённый) Свет устремляется ниже к другим чашам.

Нас интересуют сейчас сами чаши (сифиры) и их «назначение». Сифиры – это свойства Творца, благодаря которым он изменяет свой Свет, что бы человек мог его воспринять и не разбиться как в прошлый раз. Каждая сифира отражает (изменяет) Свет по-своему.

В верхних сифирах Свет практически не отражается – он не изменяет свой формы, оставаясь максимально близким к первоначальному своему состоянию, то есть к Творцу. Но уже начиная с Бины Свет все сильнее изменяется, приобретая большинство свойств, присущих Малхуту. И чем ближе сифира расположена к Малхуту, тем меньше в ней Света первоначального и тем больше свойств самого Малхута.

В каббале этот процесс изменения Света называется отражением, иногда ужатием, иногда сокращением, иногда загрязнением. И вот тут и появляются нечистые клипот.

Древо сифирот с Древом демонических миров.
Древо сифирот с Древом демонических миров.

Каждая сифира получает Свет (или то что от него осталось) и его отражает. Чистый пришедший Свет – это Большой лик или лик Человека или клипа Сияние, то есть чистая клипа. Это тот Свет который учувствует в создании Мира и содержит в себе «искры святости»\«святость». Искры святости или святость – по каббале это остатки чистого Света Творца после изменения. Но Святость так же как и Свет Творца даже в маленьких дозах «противопоказан» человеку, поэтому чтобы человек «не разбился» как в прошлый раз – Свет «спрятали».

И для «сокрытия Творца» - термин каббалистов появились три малых, нечистых лика – три богопротивных клипот. Поэтому чешуя, скорлупа, кожа – это все то что видно на поверхности и оберегает Святость от взора.

И задача как раз оставшихся трех ликов или трех клипот в том, чтобы «спрятать» Святость от человека. Система защиты человека от Творца.

Многие поздние каббалисты – времен средневековья, евангелисты, христиане восприняли такую систему защиты в прямом смысле – богопротивные или нечистые клипот - и вывели из этого целую теорию уровней Ада, и правящих там Демонов. По смыслу фактически они были правы – клипот словно скорлупа защищает Святость от непосвященных и человек остается «жить во грехе» - то есть не познает Творца. По-своему прибывает в Аду.

К тому же сами каббалисты в процессе визуализации Древа сифирот и описывая процесс творения Мира говорят о том, что при первом наполнении все-таки дошедшим Светом Малхут испытал стыд и сжался. То есть ощутив присутствие Творца Малхут испытал стыд сам за себя как его противоположность и отвернулся от Творца. Поэтому каббалисты и говорят – что бы начать познавать каббалу нужно сначала избавиться от стыда – то есть ощутить в себе желание получить Свет Творца и начать его познание, а остальные люди, те кто испытывает стыд – они так и будут прибывать в стыде, отвернувшись от Творца, то есть видеть только клипот – скорлупу, сокрывшую святость. Ад на Земле.

И если разбираться по факту то да – клипот это своего рода пожиратели Света Творца, его прямая противоположность. Отсюда и названия – богопротивные, нечистые.

Но в тоже самое время нужно понимать их функционал. Каждая клипа это как фильтр, который уплотняет Свет, делая его более пригодным для людей. Да, клипот противоположны Свету, это что называют каббалисты Тень от Света. Есть еще Тень от Тени и так далее. Факт в том, что чистый Свет человек не выдержит, и Творец создал нам Тень – то что мы воспринимаем, а точнее чем по факту сами являемся.

В своей статье про Древо сифирот (прочитать можно вот здесь) я сравнила процесс эманации и прохождением света по Древу с электрической сетью. Положительно заряженные частицы выходят от Творца «плюса», проходят по сети, изменяясь по дороге, и достигают «минуса» человека, меняют свой знак на минус и идут в обратном направлении, меняя свой знак. Цепь замкнулась. С разницей лишь в том, что в электричестве смена плюса на минус и обратно происходит в источнике и в приемнике соответственно, цепь практически не оказывает влияния на заряд. В Мироздании все немного сложнее и если источник – то есть Творец способен изменить «заряд» (а может быть и нет, и ему как и нам нужна своеобразная защита от нашей Тени), то с нами все однозначно – мы не можем принять чистый Свет и в себе его «переработать» на противоположный "знак" поэтому нам нужна цепь, которая меняет свойства Света. Адам Кедмон – первое творение по идее мог, но и тот разбился все таки.

Поэтому нам как творениям нужна защита, и только проходя ее уровни мы можем прийти к Творцу.

Если разобраться с «навигацией» то все Древо условно можно разбить на 4 лика. Один чистый – источник и три его "скрывающие" (не зря же я просила обратить внимание в начале "охраняющих трон Господа").

"правильная" или богоприятная схема Древа сифирот
"правильная" или богоприятная схема Древа сифирот

Кетер – что там выше мы по умолчанию не знаем, но как я уже упоминала в статье – возможно наш Кетер это чей то Малхут, и он для нас уникален.

Проблема первой четвёрки в том, что она фактически тройка. Ну, каббала бы не была каббалой, если бы все было так просто. Так вот первая четверка представлена тремя сифирами – Отец и Сын и святой Дух – Кетер – Святой Дух, Хохма – Отец, Бина – Сын.

Чистый Свет исходит из Кетер – это Большой лик, неизмененный лик, это Источник.

Хохма – это Отец – первое изменение Света. Место Страха перед Творцом – это значит последний перед исправлением и соединением с Творцом.

Бина – это Сын – по идее это отражение отражения. Тут кстати происходит зарождение идеи.

Но Бина не является конечным творением – это все тот же Свет, только видоизмененный. И по идее после Бины должна быть четвертая сифира – Малхут, конечное творение. И четверка бы «замкнулась». Но Свет в Бине еще слишком чистый и не пригоден только для получения, поэтому каббалисты говорят: в Бине есть два свойства получать и отдавать.

Луриистическая каббала разделяет три верхних сифирот и "все что ниже". Вот это ниже является фактически Малхут для трех верхних сифир, но так как Свету необходимо еще претерпеть изменения то Малхут верхних сифир состоит из всего что ниже.

То есть один Большой чистый лик – Человек – это Кетер – все остальное его нечистые клипот.

Если рассмотреть средние сифирот – то здесь Бина является Источником – ликом Человека, дающей Свет. Чистая клипа или Сияние.

Хесед – это первое отражение Света, это лик Льва, это первая нечистая клипа, то есть в этой сифире происходит первое отражение Света и первое сокрытие Святости.

Гебура\гвура – это второй малый лик, лик Быка или вторая нечистая клипа, второе отражение Света, второе сокрытие Святости.

И вот тут следующая сложность в «навигации» Древа сифирот – здесь появляется Тифирет, который берет на себя роль Малхута для средних сифир. И проблема заключается в том, что в верхних сифирах существует свой Тифирет – это Даат. Но он сокрыт. Точнее это сифира которая скрывает все верхние сифирот от нижних – по другому Даат зовут Бездной. И именно по этой причине каббала учит что Хесед «думает» что он истинный Источник Света. Бездна все скрывает и фактически Бездна\Даат является Малхутом и прежде чем Свет пройдет из Бины к Хеседу нужна еще одна «трансформация» - Даат «основа Мира ниже».

Так и Тифирет – является четвертым нечистым ликом, который по своему трансформирует Свет, но Тифирет не конечное творение и Свет идет дальше.

Последняя четверка Тифирет является к нижележащим сифирам источником, поэтому он Большой лик или лик Человека. Единственный источник «чистого» Света (а на этом уровне появляется Тьма от Света).

Нецах первый принимает Тьму и является первым нечистым ликом, скрывая остатки Святости еще больше. Лик Льва.

Ход второй нечистый лик, отражает Тень от Тени – второй нечистый лик, лик Быка.

Йесод – третий и последний нечистый лик, лик Орла – последняя трансформация Тьмы и оформление ее в понятный для Малхут вид.

Завершает все творение – непосредственный приемник измененного Света – Малхут, но здесь не происходит движение Света дальше - это конечная остановка.

Таков правильный порядок следования Света по Древу через все оболочки и «фильтры». И такого устройство трона\строения\колесницы\меркавы из видения Иезекииля.

«И они порождают семя в мире» (толкование к Зоар) – т.е. через них передаются все порождения, выходящие в трех нижних мирах, то есть через них проходит вообще все что проявляется в нижнем нашем Мире.

Если обратиться не к кабалистам- последователям Лурия (Ари), а допустим к другим течениям и школам еврейской каббалы то:

«В народном воображении клипот представляются также искусителями, заставляющими людей совершать дурные поступки, из-за которых они лишаются Божественного света. Баал Шем Тов учил, что главное оружие клипот в борьбе за сокрытие Божественного света — это вина: чем более человек погружен в чувство вины и удручен оным, тем менее он способен узреть рассеянные повсюду искры Божественного света» - «Словарь еврейской мистики и духовной жизни», Грин Артур Авраам.

В других течениях каббалы, так же как и в более поздних христианских\евангелистских учениях произошло разделение на чистые лики – они же лики Ангелов и апостолов и, увы, греховные клипот. И как раз само понятие клипот стало носить «демонический» характер. При этом все так же сохраняется связь с тем что все таки чистая клипа – это лик Человека или клипа Сияния.

Отсюда же взялась и концепция строения демонического Древа сифирот - «Ситра Ахра» (букв. «другая сторона»). По сути это тоже самое Древо только, которое описывает не движение Света от Творца к человеку, а процесс сокрытия Света от Творца к человеку. И чем ближе к демоническому Малхуту тем «чернее» Ад.

И чем ближе к человеку подступало средневековье тем «страшнее» становилось темное Древо сифирот\клипот. Средневековые каббалисты практически полностью отказались от понятия клипы как от "системы защиты" и полностью погрузились в строение Ада и его классификацию.

в одном черном-черном царстве жили черные причерные клипот. Демоническое Древо клипот.
в одном черном-черном царстве жили черные причерные клипот. Демоническое Древо клипот.

Но если воззвать к логике то мы снова получаем незамысловатую электрическую цепь, только «вывернутую» наизнанку. Все то же строение, все так же положительные частички от Источника бегут по цепи к приемнику, и все так же видоизменяются на каждой «остановке». Собственно говоря здесь и древние каббалисты, и средневековые, и лурианцы, и евангелисты – все сошлись во мнениях. Но если «древние» и лурианцы данный процесс рассматривают с точки зрения «позитива» - как Свет идет к человеку, то вот средневековые каббалисты и христиане и евангелисты уже смотрят с точки зрения «негатива» - то как Свет «загрязняется» и доходит до нас "грешных" одна сплошная Тьма.

«Путем соблюдения запрещающих заповедей можно косвенным образом очистить три совершенно нечистые оболочки (при этом очистить от Святости). Покаяние, совершаемое из Любви, превращает грех в добродетель, Тьму — в Свет. Когда все искры высвободятся из клипот, последние лишатся всякой жизненной силы, и тогда начнется эра Мессии.» - то есть из Тьмы извлечь остатки Света и Тьма тогда помрет сама собой… Эта логика мне если честно не совсем понятна, ибо Свет итак проходит процесс ужатия, а тут еще и остатки извлекать надо...

Если честно тут вспоминается разговор Волонда с Ливием Матвеем:

«- Я к тебе, дух зла и повелитель теней,- ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда .

- Если ты ко мне, то почему же ты не здороваешься со мной, бывший сборщик податей?- заговорил Воланд сурово.
- Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, - ответил дерзко вошедший.
- Но тебе придется примириться с этим, - возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, - не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, - в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а так же и зла.
- Да, я не признаю зла и сделаю все возможное, чтобы навсегда искоренить и уничтожить его вместе с тобой, и всей твоей хвостатой сворой, - гордо ответил Левий Матвей.
- Но это тебе никогда не удастся сделать,- ответил Воланд. - Ведь твой учитель еще почти две тысячи лет назад говорил, что обрезать волосок, на котором висит чья - либо жизнь, может лишь тот, кто его подвесил. А это, к счастью, не ты. И если я существую и здравствую столько времени, значит, это кому то нужно. Создатель все устроил мудро. Мир, в котором мы находимся, и где пребывает наше сознание, должен иметь определенные границы. С одной стороны - это тьма, или зло, а с другой - Свет, или добро. Эти границы определяют коридор, существующий на каждой ступени эволюции, в котором Свет и тьма, причудливо переплетаясь друг с другом, образуют мрак, блуждая в котором развивается сознание людей. Вектор эволюции идет вверх. И вверх поднимаются эти границы. Но коридор всегда сохраняется.
Ты упрямо не хочешь признать, что я необходим. Что все, чего добилось человечество на существующей ступени эволюции, все это только благодаря тому, что оно научилось преодолевать и побеждать зло. И если бы я не давал людям эти уроки, то, оставаясь с одним добром, человечество сегодня или превратилось бы в бесхребетных трусливых «морлоков», живущих под землей, или было бы истреблено и съедено дикими зверями.
Людям дано право выбора. И я со своей стороны делаю все, чтобы перетянуть их на свою сторону, привлекая и обольщая их своими дарами, экзаменуя их и проверяя на крепость духа и на принадлежность Свету, или тьме. Но это соревнование со Светом абсолютно честное и справедливое, так как мои возможности и средства привлечь их на свою сторону точно такие же, как и у Света.
Мне, как и Свету, подвластны стихии: огонь, вода, воздух, земля. Они служат и добру и злу, в зависимости от конкретной ситуации. Все эмоции и чувства людей являются могучими инструментами воздействия на них как со стороны Света, так и со стороны тьмы. В своих проповедях вы призываете людей любить друг друга, подразумевая, что любовь - это прерогатива Светлых сил. Но любовь - это и мой любимый инструмент воздействия на людей. Любовь дарит блаженство и счастье, но и калечит и убивает. Сколько преступлений было совершено из-за любви! Сколько было убийств и самоубийств! Не говоря уже о предательствах, изменах и банальной лжи.
Ну а теперь, когда я тебе все это сказал, ты также хочешь уничтожить всю тьму, лишив весь мир возможности изменяться и развиваться, преодолевая препятствия, создаваемые мною? Ведь голый свет - это застой, жир благополучия и леность ума. Никто не будет ценить этот мир.

Так как, чтобы его понять и оценить, надо познать, что такое тьма

"Древо сфирот или Древо сифирот . Древо Жизни." - Прочитать полный текст статьи можно тут.

Мои каналы (информация):

Телеграмм -
https://t.me/AnnaKuzmina05
Дзен психология -
https://zen.yandex.ru/id/62e53715e13ed15dc1627870
Инстаграм( запрещен в России) -
@annakuzmina05
В Контакте -
https://vk.com/id806744752
Сайт -
http://youresoteric.tilda.ws/
Дзен- путешествия -
https://dzen.ru/profile/editor/id/64cbd9d755b25f3563a5c14b
Тикток -
www.tiktok.com/@annakuzmina_05