Найти тему
Разум Фримена

10 стыдных вопросов про моторное масло

Оглавление

Есть такая поговорка: если потерялся в лесу, заговори про моторное масло - сразу появятся сто человек со своим мнением по этому поводу.

От части, это так. Споры о масле в автомобильных кругах уже носят, по-моему, религиозный характер. Но мы в эти споры лезть не будем, а освятим в данной статье 10 часто задаваемых вопросов о моторном масле для людей, которые только делают первые шаги в наш автомобильный мир.

1. Какие функции выполняет масло ?

Начнем, пожалуй, с главного: зачем нам это масло вообще нужно в двигателе. В грубом выражении, у моторного масла есть основная функция - именно смазка, и целый перечень побочных, но немаловажных задач. Например:

  • защита поверхностей от коррозии;
  • отвод тепла;
  • очистка деталей от отложений, возникающих из-за неполного сгорания топлива и высоких температур;
  • накопление фрикционных материалов и т.д.

И если смазывать или охлаждать металл моторное масло может долго, то остальные его способности со временем неизбежно падают, поэтому ему требуется замена. Из этого вытекает следующий вопрос.

2. Как часто нужно менять масло?

Кто бы, что не говорил, но только производитель двигателя — единственный, кто может дать правильный ответ на этот вопрос. Срок службы и регламент замены закладываются в инструкции по эксплуатации мотора, и для каждого они свои.

Есть общее представление, что менять масло необходимо не реже, чем через 15 000 километров или через год после предыдущей замены, если данный пробег не был пройден. Для идеальных условий эксплуатации может и да, но давайте вернемся на землю.

В нашей стране условия эксплуатации считаются более сложными. Во первых из-за качества топлива и достаточно суровых погодных условий.

Но даже это еще не все. Срок службы масла сокращается еще по ряду признаков:

  • буксировка прицепов;
  • езда по дорогам без твердого покрытия;
  • частые поездки на небольшие расстояния;
  • частые зимние пуски;
  • динамичный стиль езды и т.д.

В связи с этим, я вывел для себя некое правило. Беру заводской регламент и, обычно, сокращаю его вдвое, исходя из условий вождения. Например, на автомобиле, на котором я передвигаюсь повседневно, регламент замены 15 000 км. Я же меняю раз 7-10 000, в зависимости от времени года. На автомобиле, на котором я передвигаюсь только летом, раз в 5 000, при регламенте в 10 000 км.

Но есть еще один немаловажный фактор - тип масла.

3. Зависит ли интервал замены от типа масла?

Ответ однозначный. Зависит. И вот почему...

Если три основных типа мала: минеральное, синтетическое и полусинтетическое. И рекомендации производителей рассчитаны именно на применяемые в двигатели масла.

Почти все современные производители рассчитывают работу ДВС под синтетику, т.к. оно более долговечное и лучше защищает двигатель. Минеральное масло, как правило, служит на добрую половину меньше, поэтому интервал замены чаще. Полусинтетика же по своим характеристикам ближе к синтетике, однако имеет ряд минеральных примесей, из-за чего служит все равно меньше.

4. Когда необходима срочная замена ?

Таких критичных случаев не так много, но, если вдруг они произошли, то срочная замена вам зачастую спасет двигатель.

Например, в случае, когда в масло попал антифриз. Такая ситуация возникает при повреждении прокладки головки блока цилиндров или теплообменника. Охлаждающая жидкость разбавляет масло и в некоторых случаях в него может попасть и топливо. Даже если устранить причину поломки, масло необходимо обязательно заменить.

О такой неисправности, кстати, свидетельствует образовавшаяся эмульсия на масляном щупе или крышке масляной горловины.

5. Увеличивается ли интервал, если масло постоянно доливается ?

Тут двух мнений быть не может. Интервал замены масла не зависит от его расхода, будь то угар или утечка.

Вернемся немного назад и вспомним, что масло работает как накопитель фрикционных материалов. И эти продукты износа остаются в системе в любом случае — даже если половина масла уже сгорела. Более того, результаты сгорания самой смазки в виде нагара также загрязняют двигатель. Поэтому замена необходима чуть ли не чаще. Иногда в таких случаях полезна и полная промывка системы.

6. Может ли масло экономить топливо?

И может, и экономит. В некоторых двигателях незначительно, а в некоторых очень ощутимо.

Вот в чем дело... Сжигая топливо, двигатель производит энергию для движения. Значительная часть этой энергии расходуется на преодоление трения многих элементов двигателя. Благодаря моторному маслу, детали двигателя смазываются, в результате чего уменьшается сопротивление трения ( вспоминаем основную функцию масла). Двигатель теряет меньше энергии, что приводит к росту его КПД (коэффициента полезного действия). Поэтому расходуется меньше топлива.

Есть даже отдельная категория масел, так называемые, энергосберегающие масла, которые все больше и больше внедряются на рынок. Данной технологии большое внимание уделяется, например, в Японии.

7. Можно ли использовать добавки для улучшения качества масла?

Палка о двух концах. Споры ведутся уже ни одно десятилетие. В моем понимании, этого делать нежелательно, т.к. может привести к непредсказуемым последствиям.

Все современные масла и так содержат целый букет присадок. В процессе разработки они подбираются по составу и соотношению в строгом балансе. Добавление даже самого хорошего компонента нарушит этот баланс. Это может сыграть как в лучшую сторону, так и в худшую. В результате какой-либо показатель может пострадать, что отразится на качестве и долговечности работы двигателя. В совокупности эффект будет в лучшем случае нулевым.

Производители дизелей вовсе запрещают применять какие бы то ни было присадки под угрозой потери гарантии. Поэтому я бы лучше использовал более качественное мало, нежели различные присадки.

8. Можно ли менять масло без замены масляного фильтра ?

Для начала разберемся, зачем нужен масляный фильтр. Основная задача, как ни странно, фильтровать. Улавливать мелкие частицы, которые неизбежно образовываются внутри двигателя, дабы исключить попадания их в систему смазки.

Со временем он засоряется и работает менее эффективно, т.е. пропускает меньшее количество масла через себя. Падает давление и происходят прочие сопутствующие неисправности. Поэтому сложилось общее устоявшееся мнение, что масло меняется вместе с фильтрами. На мой взгляд, правильно.

Но и менять фильтр без замены масла крайне не рекомендуется. Провести такую манипуляцию можно только в крайнем случае, если без нее невозможно обойтись.

9. Почему масло чернеет ? Плохо ли это ?

О скорой замене масла свидетельствует, как правило, его цвет и густота. Почему так происходит ? В процессе работы двигателя в нем накапливаются продукты неполного сгорания топлива, попросту говоря, сажа. Чем ниже качество топлива и выше его расход, чем хуже условия работы двигателя, тем ее больше. Каким бы прекрасным не было моторное масло, оно не может на 100% выдерживать высокие температуры в двигателе и частично окисляется, становясь темным.

Плохо ли это ? Наоборот - это свидетельствует о нормальном выполнении масла свих функции по очистке двигателя. Однако, если оно загустело и потемнело через 500 км после замены, то скорее всего это показатель не очень качественного масла.

10. Что буде если перелить или недолить масло ?

Опять же, вопрос комплексный. Заливать необходимо в уровень, а если не знаете как, то делать это необходимо в сервисе. Простая аксиома.

Но, если вдруг, так вышло, что вы перелили уровень, например, выше на 1-2 см по щупу, можно не переживать. Если больше, то излишек нужно слить. Иначе избыток масла будет захватываться коленвалом. Это создаст излишний масляный туман в картере двигателя, который будет засасываться в систему вентиляции картера, засоряя дроссельный узел. Говоря для чайников, будет плохо вашему мотору.

Что делать, если не долили ? Это тоже не есть хорошо. Уровень чуть выше минимально допустимого предела - вполне можно недолго поездить, но обязательно долить.

Постоянная езда на нижнем уровне нежелательна потому, что в системе оказывается недостаточно масла и оно работает более интенсивно и быстрее теряет свои свойства. Критическим уровнем будет такой, когда периодически помаргивает лампа аварийного давления масла. В таком режиме ездить нельзя.

P.S.

Если статья вам показалась интересной, а самое главное, полезной, то оставляйте комментарии, делитесь своим мнением, пишите, какой контент хотели бы видеть.

Удачи на дорогах !