Найти в Дзене

Рост сознания

Существует много психологических школ, методик и направлений. С течением практики пришла к мнению, что методы работы с сознанием имеют ряд ограничений, так как чувства, которые по сути руководят нашим поведением, неподвластны методам когнитивно-поведенческой терапии. Поэтому выбрала методы, способные заглянуть в глубокие слои бессознательного, а именно диспозитный метод нейротрансформации НИИ «Системная психология», эриксоновский гипноз, аутогенный нейропсихогенез. В практике  добавляю элементы классического коучинга и гештальт-консультирование. 

Однако, аккаунт веду для популяризации идеи роста сознания и собираюсь говорить о том, что сознание человека формируется в течение всей его жизни и способно развиваться. Опираюсь на работы Л.С. Выготского о возрастной психологии, психосинтез Р. Ассаджиоли, теорию морфогенетических полей К. Левина, расстановочного метода Б. Хеллингера, психоанализ З. Фрейда, теорию семейных систем М. Боуэна, системную психологию Б.Н. Рыжова и многих других. 

В блоге буду говорить и на языке популярной, бытовой психологии, и давать научные обоснования тем или иным процессам. В этой папке планируется сборник научно-популярных статей. 

Итак, приступим. 

Сознание можно условно поделить на интеллектуальную и чувственную составляющие. Интеллектуально человек может развиться до доктора наук, но чувственно застрять в 12-летнем возрасте. Руководить им при этом будут чувства, свойственные ребенку 12 лет. Интеллект и чувства развиваются не одновременно.  Застревание чувств происходит при наличии психотравмирующих событий в жизни человека. Например, развод родителей может быть таким событием. Взрослый человек это событие переживет относительно спокойно, для ребенка же оно станет психотравмой. Дальнейшее развитие человека формируется исходя из этого опыта. Чувства накладывают свой отпечаток, и человек становится несвободным под их воздействием. А чувствам не прикажешь… Они нами руководят. 

Идея роста сознания заключается в полноценном развитии интеллектуальной и чувственной составляющих. Нам нужно расширить чувственный опыт настолько, чтобы в арсенале присутствовал опыт прохождения тех или иных психотравм. Таким образом расширяется объем психики человека (другими словами, происходит ментальное взросление, рост сознания), и он способен не только противостоять жизненным вызовам, но и созидать в этом мире свободно. 

Поэтому, говоря о психокоррекции, нужно понимать, что есть три области, в которых психокоррекция происходит: 

  • область сознания (то, что мы понимаем, с чем себя ассоциируем)
  • область подсознания (личный опыт, который мы можем как помнить, так и не помнить, вытеснить из памяти) 
  • область бессознательного (опыт семьи и коллективное бессознательное) 

О нейропсихологии подсознательного и бессознательного пишу с следующей статье.