Всем привет! Сегодня с вами крайне возмущённая Лисица-с-тетрадями.
Так, давайте для затравочки простой вопрос: чем отличается литературное чтение, смысловое чтение и чтение на родном русском языке? Ответ дам в конце статьи.
А тем временем я начну.
Кто знает, тот знает, а кто не знает, тому скажу - моя дочь учится в четвёртом классе и посему в учебном расписании имеет такой предмет как "Основы религиозных культур и светской этики", по-простому ОРКСЭ. По этому предмету не дают контрольных и не ставят оценок - в конце триместра просто зачёт/незачёт, он преподаётся в количестве одного академического часа в неделю, шестым уроком. То есть по всем признакам это такой симпатичный общеобозревательный предмет обо всём и ни о чём.
"Дети, сегодня мы проходим религиозные сооружения разных конфессий. Давайте с вами подумаем, а для чего они предназначены? Правильно, Ванечка, для собрания верующих, поклонения священным предметам и отправления религиозных ритуалов. А как они называются, кто знает? Молодец, Маша, у православных это церковь, иначе её называют храм, у католиков - костёл, а у мусульман мечеть. Какие мы ещё религии проходили? Буддистов и иудеев. У иудеев это синагога. Но вот что интересно - синагога это не храм, а почему?.. а я сейчас расскажу вам... а у буддистов есть несколько мест поклонения, они все называются по-разному, у нас в стране чаще всего дацан, в Монголии - хурул, в Юго-Восточной Азии - пагода. Но можно говорить и просто - буддистский храм. Давайте посмотрим слайды и увидим, какими разнообразными, но всё равно красивыми, могут быть такие места.
... Дети, скоро Новый год. Новый год это международный праздник, праздник светский... А сегодня мы с вами поговорим о Рождестве. Кто знает, что это за праздник?... У католиков празднование начинается за неделю до первого января, Рождество, ёлка, вертеп, гулянья, а НГ в кругу семьи, тихонько... И православные Новый год празднуют тихонечко, потому что пост, зато через неделю Рождество - вкусности, ёлка, подарки, колядки... А вот иудеи не празднуют Рождество, но у них тоже есть зимний праздник, Ханука, или праздник свечей. Давным давно, ещё до нашей эры, Израиль был частью греческой Сирии, и находился под управлением великого полководца Александра Македонского. Но в один несчастливый день троном завладел диктатор Антиох..."
Вот так, весело, непринуждённо, в виде интересных историй и надо его преподавать. Сходить на экскурсию в костёл, послушать орган, заодно узнать, а почему, собственно, католики славят Бога под музыку, а православные только а-капелла. Пойти в православный храм и убедиться, что это не менее красиво и величественно. Посмотреть затейливую арабскую вязь на стенах мечети. А почему у христиан иконы, а у мусульман какие-то красивые, но непонятные надписи? А как устроено у буддистов? А почему ленточки и колокола?..
Что по факту? По факту, в прошлую субботу три (три!) часа рассказывала, как устроена мечеть, что такое дацан (при том, что в учебнике религиозные сооружения буддистов названы только пагодами и ничем иным), чем отличается храм от синагоги, и почему синагога не храм, почему в исламе нельзя изображать животных и людей (кстати, не везде, не всегда и не всех), а в христианстве можно. Потому что в учебнике написано хрен знает что, что учитель объяснил в среду - в субботу благополучно забыто, а домашнее задание никто не отменял.
Учебник написан совершенно жутким языком. За такие фразы просто хочется подвесить автора за какие-нибудь места. За язык, например.
Объясните мне, зачем школьникам четвёртого класса вникать, как называется та или иная деталь облачения молящегося иудея?
Какая, к Божьей матери, евхаристия!? Есть простое русское слово "причастие". От слова "часть". Кратенько объяснили, что это, и хватит. Кому надо, тот вникнет, а кому не очень - будет просто знать, что такая вещь на свете существует. Заодно и однокоренные слова повторит.
Или вот. Ну да, только в христианской церкви есть иерархия. Больше нигде эта редкая птица не водится:
Но самая жесть это рабочая тетрадь. Да-да, к этой ахинее этому шедевру педагогической мысли ещё и рабочая тетрадь прилагается. И знаете, что дети там делают? Пишут план урока!
И снова план извините, конспект:
...и снова:
Придумывают вопросы по теме урока. Блин, какие вопросы они могут придумать, кроме тех, которые уже заданы в конце параграфа!
Подбирают однокоренные слова:
Вот объясните мне, как можно нормально выполнить это задание? Поза православного священника - просто идёт, что-то несёт, а имам просто стоит и просто хитро улыбается. Одежда - что-то чёрное и свободное.
Да, давайте нарисуем Пандору. Согласно представлениям древних греков.
"Мечеть, синагога, Стоунхендж, пещерные храмы"... А что, это называется "Религиозные сооружения вглубь веков"!
Объясните, наx.. простите, зачем!? И да, кстати, они там выделены полужирным и курсивом. Все писать?
Нет, знаете, что самое обидное? Вот так пашешь, пашешь, мама себе уже язык стесала, у ребёнка пальцы не разгибаются, три страницы мелким почерком... а выхлопа при этом никакого, тебе в конце триместра бац... и просто "зачет". Просто за то, что ходил. Зла не хватает, ей богу!
***
Возвращаемся к вопросу, заданному в начале статьи: чем отличается литературное чтение, смысловое чтение и чтение на родном русском языке?
Вы скажете, что это одно и то же? Потому что ёжику понятно, что любое чтение смысловое, читать надо, понимая написанное, иначе чтение не имеет смысла. И на каком ещё языке может быть чтение в московской школе, кроме русского? Так вот, это неправильный ответ.
Правильный ответ - это три разных предмета. По каждому есть учебник и рабочая тетрадь (неважно, что тетрадь по литературному чтению за год не открывалась ни разу, а вместо хрестоматии с текстами по чтению на русском дают отксеренные листочки). На каждый предмет выделены часы, по каждому задаются домашние задания, по каждому (кроме смыслового) ставятся отдельные (отдельные!) оценки.
Засим откланиваюсь. Пойду повяжу, нервишки успокою. Всегда ваша, Лисица-со-спицами.