Найти тему
Разговор !

Эксперимент Милгрэма: Исследование об этике и подчинении

В 1961 году американский социальный психолог Стэнли Милгрэм провел один из самых известных и влиятельных экспериментов в истории психологии. Его исследование было основано на вопросе о том, насколько далеко мы готовы пойти в подчинении авторитету, даже если такое поведение противоречит нашим собственным моральным убеждениям.

Цель эксперимента была простой: ученый хотел проверить, насколько люди способны причинять боль другим людям, когда это требуется авторитетом. Психолог хотел выяснить, влияют ли особенности личности или внешние факторы на подчинение.

Милгрэм разработал условия эксперимента, которые звучали стремительно: участникам говорилось, что они принимают участие в исследовании, изучающем влияние наказания на запоминание информации. В центре стоял экспериментальный подопытный (актер), которого "учителя" поручали наказывать вследствие ошибок в вопросах. Электрический разряд участники видели, что был подключен к испытуемому, но они не знали, что это на самом деле была подстава, и никакого реального нанесения вреда не происходило.

Затем Милгрэм через экспериментатора (авторитета) давал инструкции участникам, чтобы они продолжали подкручивать интенсивность ударов, даже если испытуемый выражал сильное недовольство или умолял остановиться. Казалось бы, нужно отказаться нажимать на кнопку и прекратить, но большинство участников продолжало наносить удары даже при виде страдания подопытного.

-2

Результаты эксперимента были шокирующими и вызвали значительную тревогу в обществе. Более 60% участников эксперимента продолжали наносить удары до самого конца, несмотря на протесты. Они даже игнорировали крики боли и просьбы о помощи. Интересно то, что учителями были люди разных социальных слоев и с разными социальными статусами: учителя, работники заводов, священники и т.д. Также она заметил, что нет гендерной связи между (не)подчинением: у женщин и мужчин одинаковая вероятность подчинения. Это демонстрировало, насколько подчинение авторитету может преобладать над этическими установками и жалостью к другому человеку.

Стэнли Милгрэм решил провести свой эксперимент для исследования того, насколько далеко люди готовы зайти в подчинении авторитету и совершать действия, которые противоречат их собственным убеждениям и моральным принципам. Этот вопрос волновал Милгрэма после Второй мировой войны и преступлений нацистского режима, когда многие немецкие граждане безоговорочно выполняли приказы, ведущие к геноциду и военным преступлениям.

Милгрэм хотел понять, что приводит людей к участию в таких действиях и насколько сильна сила авторитета на поведение человека. Он хотел исследовать психологические факторы, которые влияют на человеческое поведение в ситуациях, когда они должны делать нечто, что противоречит их собственным убеждениям.

Эксперимент Милгрэма имел значительные последствия для психологической науки и нашего понимания общественного поведения. Исследование поддержало теорию о "диллеме повиновения", которое указывает на то, что люди могут быть склонны вести себя неэтично, когда они подчиняются авторитетному приказу, ведь вся ответственность лежит на приказчике - самом авторитете.

Критики эксперимента Милгрэма указывают на то, что его методология была весьма контроверзна. Некоторые участники были подвержены значительной психологической травме вследствие своего участия, создавая дебаты о том, насколько этично было проводить такие эксперименты. Несмотря на эту контроверзию, эксперимент Милгрэма сыграл огромную роль в области психологии и этики. Он вызвал повышенный интерес к тому, как общественные нормы, внешние факторы и моральные принципы взаимодействуют, и как личность может влиять на наше поведение. Это эксперимент также напомняет нам о важности критического мышления и собственной этики в контексте подчинения авторитету.