В этом месяце на экраны кинотеатров вышел фильм «Наполеон» Ридли Скотта, эпическое полотно о жизни французского императора, пытавшегося покорить весь мир. Удивительно, но стиль украшении созданных для его императирицы Жозефины все еще оказывает влияние на высокое ювелирное искусство.
Когда Франсуа-Реньо Нито, сын ювелира Мари-Этьена Нито (основателя дома, который позже стал известен как Chaumet ), сопровождал драгоценный груз из Франции в Рим, он, возможно, чувствовал, что это путешествие изменит судьбу его семейного бизнеса навсегда. В его ведении находилась огромная, усыпанная драгоценными камнями тиара, заказанная недавно коронованным императором Наполеоном I в качестве благодарственного подарка Папе Пию VII за участие в его роскошной церемонии коронации.
По пути в Рим Франсуа-Реньо остановился в Милане, где встретил Наполеона и его новую императрицу и показал им сказочный подарок, который они заказали для Папы. Знаменитая сибаритка и коллекционерка роскошных драгоценностей, Жозефина сразу же была покорена невероятным мастерством Нито. По словам ее первой горничной, мадемуазель Аврийон, «в этот момент месье Нито стал ювелиром императрицы».
Натуралистический дизайн украшений Нито отвечал острым интересам императрицы. В замке Мальмезон, большом доме на левом берегу Сены, который она купила для уединения в 1799 году, в оранжерее Жозефины хранилась самая большая коллекция видов растений в Париже. Примерно в 1811 году она поручила Нито изготовить для нее сверкающую тиару, украшенную парами алмазной пшеницы – исторический символ процветания. Наряду с лавром и дубом, он стал одной из традиционных природных эмблем, присвоенных Наполеоном, чтобы поставить себя и свой двор в один ряд с великими правителями классического мира.Пчела также стала личной эмблемой императора из-за ее сходства по форме с цветочным символом Франции — геральдической лилией.
Спустя два столетия влияние Наполеона и Жозефины все еще ощущается в доме Chaumet (который сменил название в 1889 году). Геральдическая пчела Наполеона (и ее соты) по-прежнему являются культовым символом дома, как и колос пшеницы, который недавно этим летом появился в эффектном комплекте высокого ювелирного искусства. Тиара также по-прежнему является постоянным предметом декора Chaumet: с 1780 года их было создано более двух тысяч.