Пожалуй, ВСЁ. Странно, когда для кого-то там что-то "так", если, конечно, не рассматривать мнения воспитателей. Но давайте по порядку.
В общем и целом, сад - это противоестественное учреждение, не имеющее ничего общего с нормальным семейным воспитанием. Да и от образования достаточно далёкое. Так же как и в школе, в саду созданы искусственные условия, которые никогда в жизни больше не повторятся (не считая армии - для мальчиков).
Часто ли во взрослой жизни Вы оказывались в коллективе, где с Вами рядом ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО одногодки? Да ещё и с похожими интересами? Если Вы не школьный учитель (или воспитатель д/с), а под "коллективом" понимаются не Ваши воспитанники, то такая среда - это исключение, а не правило. А значит сразу отпадает за ненадобностью опровергнутый постулат о "социализации в саду", без которого "она невозможна"...
Сады появились в советское время для максимального привлечения женщин к общественно полезному труду. Воспитание детей таким трудом не считалось. Тем более и воспитывать подрастающее поколение надо было в узких рамках "правильного пути" к "светлому будущему". Поэтому кухарки, по меткому замечанию Владимира Ильича, вполне могли управлять государством. В теории. А на практике даже их детьми должны были заниматься ДРУГИЕ, специально и ПРАВИЛЬНО (❗) обученные люди... И лишь представители элиты могли позволить себе жён-домохозяек вместо "ломовых лошадей", тащивших на себе одновременно и работу наравне с мужчинами, и быт, и воспитание детей, и отстаивание очередей. Правда, у этих элитных жён-домохозяек были свои домработницы... Но это уже другая тема.
Считать ли садовскую форму воспитания нормой - каждый решит для себя САМ. Для меня она допустима (хоть и НЕ нормальна) только в том случае, если у родителей нет желания искать других вариантов. Именно желания, а не возможности. Ибо, как известно, тот кто хочет - ищет возможности. Кто не хочет - оправдания (чую ждут меня после такого заявления обвинения в "белом пальто"😁))).
Для меня лично в детстве сад представлялся тюрьмой для малолетних не преступников. Потому что забор отделял нас - детсадовцев - от нормальной вольной жизни по ТУ сторону. Где мамы могли неспешно проходить со своими малышами мимо, а не бросать их на суровых воспиталок с бесконечным "режимом", обязательным участием в играх или поеданием продуктов, которые были противны и отвратительны (манка с комочками - это особая тема, дома у меня такой не было НИКОГДА, да и вместо комочков были вишенки без косточек из бабушкиного варенья😋)...
Время было советское. Север - крайним. Родители вынуждены были уезжать на работу в вахтовом автобусе в 7:00 и возвращаться после 18:00. Альтернатив не было. Пешком в -40 за 15 км от города не пойдёшь, такси не вызвать... Поэтому сдавали меня в сад первой. А забирали в числе последних.
Единственным эффективным и проверенным способом чаще видеть маму, как я достаточно быстро поняла, оказалось ...болеть. Так я попала в ряды часто болеющих детей с ослабленным иммунитетом (спасибо психосоматике). При том, что анализы зачастую были такими - "хоть в космос отправляй" (это, если что, цитата одного из первых и самых грамотных педиатров, лечивших меня в детстве). До 12 лет я болела много и самозабвенно. Хотя в числе причин были, безусловно, и все сделанные по возрасту прививки (закон 1998 года, давший право на отказ, появился чётко в районе моего совершеннолетия, а договариваться с врачами "по блату" вносить в прививочную картотеку и карточку несуществующие прививки - о такой форме взаимодействия с врачами я и моя мама узнали сильно позже моего взросления).
Нет, меня не обижали в саду. Первая воспитательница - девица лет 18 - занималась тем, что учила меня, самую младшую в группе, давать сдачи остальным. А в процессе ещё и лупила этих остальных. Когда малыши стали приходить домой с синяками на постоянной основе и объяснять родителям откуда следы побоев - на "воспитательницу" ополчились все родители группы и пошли к заведующей. Девицу вполне закономерно уволили...
Чётко помню чувство несправедливости, которое осталось со мной после таких "уроков самообороны": других детей мне было безумно жалко. Да и делали ли они мне что-то плохое - не помню...
В сад я попала в 1,8. Акклиматизация шла тяжело. Но мой папа был уверен, что жена должна работать. Поэтому другие варианты не рассматривались. "Ну все же водят и ничего"... До школы я была обречена на садик. Спасали лишь отпуска, в которые меня увозили в апреле-мае (это делала мама), а возвращали в сентябре (это делал дед или дядя - мамин брат). Процессом моего воспитания в такие летние периоды в Краснодаре занимались бабушка и дед. И вот ей уже в три года я долго и пространно объясняла, что водить детей в сад - это оксюморон. И "мои дети в сад ходить НЕ БУДУТ!"
Со слов бабушки утверждала я это очень чётко и уверенно. Никаких возражений и уговоров не терпела. И, надо сказать, когда в 21 год у меня родился сын - я сразу же вспомнила о своём детском обещании. И реализовала его потом трижды (это тема для отдельной статьи).
От большинства сторонников садов можно услышать как минимум два аргумента "за":
- Сад - это развитие.
- А как же социализация?
О первом.
Садики реально Отупляют. Причём не только детей. Но и их родителей, которые сейчас стадами идут регистрироваться в Сферум и вообще как дрессированные собачки готовы сделать всё что бы администрация сада/воспитатель не потребовали.
Сдать персональные данные всей семьи, включая бабушек/дедушек/дяди и тёти, с паспортными данными и чуть ли не биометрией? Конечно! Разрешить обрабатывать эти персональные данные и передавать их кому угодно, хоть за рубеж? Как скажете!
Моя подруга с большим педагогическим стажем и в должности директора школы с 29 лет вообще считала, что показателем качества работы воспитателей в саду являются ...фотоколлажи про общие дела, игры и поделки воспитателей с детьми. Честно говоря, согласиться с ней у меня не получится. Потому что наша няня, отработавшая в саду больше 20 лет, как раз жаловалась на то, что работа с появлением гаджетов превратилась в фотоотчёты - вместо нормального планирования деятельности и последующего взаимодействия с малышами для их же пользы...
Представила на минутку как в момент логопедического занятия логопед-дефектолог вместо зарядки для языка или работы с наглядным пособием по развитию мелкой моторики занимается выбором ракурса для фото😜😛😋🙈... Не хотелось бы своего ребёнка в такую ситуацию для отчётных фоточек...
"Развитие"? Знаю реальный д/с для детей с проблемами зрения, где в группе стоит огромная плазма, перед которой в паре метров ("носом в экран") сидят двухлетние малыши с очками на всё лицо. Мама одной такой малышки была в Шоке, когда это обнаружила, придя забирать ребёнка: дома у них (по рекомендации офтальмолога) подобная ситуация была бы совершенно НЕВОЗМОЖНА. Но тут же сад, воспитатели устают. И находят чем развлечь детей. Мультики же "развивающие", ага...
"Социализация"? Идиотские и не безопасные игрушки (типа Хагги-Вагги, суицидального вида куколок Монстер-Хай, героев сомнительных мультфильмов...), принесённые одногруппниками и потом уже "жизненно необходимые" и вашему ребёнку "потому что у Васи такой и я хочууууу!" Сладости известного "качества" (я бы и дворовой собаке такое не бросила, а многие детей этим пичкают, "ачЁтакова"...). Эту же мерзость с пальмовым маслицем техническим тащат в качестве подарка на новый год. И попробуй только заикнуться, что денег на это Дерьмо сдавать не будешь и твоему ребёнку такого нельзя - "сердобольные" поднимут вой про "ой как жалко малыша, всем дадут подарок, а ему не как всем... А давайте скинемся, чтобы и ему подарить"🤦♀️...
Про агрессивных малышей, "социализирующихся" в процессе лупилова других детей и нулевой реакции родителей такого "Чуда" - отдельная тема.
Про юных матерщинников - туда же.
Но что не сделаешь, чтобы пристроить чадо и пойти на реснички, маникюрчик, по своим делам... И всё бы ничего. Если бы мамы честно признались (для начала себе!), что сад - это просто место, куда детей можно временно сдать для присмотра. Но нет! Надо же как-то морально оправдаться за Реальную ситуацию. Отсюда и появляются истории про "развитие в саду", "без социализации нельзя", "там же так научат, что не каждая мама справится"...
Но кроме условного развития и воображаемой социализации в современных детских садах есть несколько гораздо более серьёзных проблем.
Медицина. Фельдшеры или медсёстры в садах нередко мнят себя врачами. И случаются отдельные "промахи", которые конкретным малышам могут стоить здоровья и даже жизни. Ну а те родители, которые имеют сомнения о целесообразности вакцинации, зачастую останавливают свои сомнения фразой "ну без прививок то в сад не возьмут" и стиснув зубы и зажав орущего и вырывающегося маленького человечка тащат его "оздоровлять" уколами...
Очень показательна в этом смысле история одной из маленьких пациенток детского онкогематологического отделения, в котором нам с Лаурой пришлось провести последние 5 месяцев её жизни. Девочку звали Настей. И в больнице она отметила свои 7 лет. После которых была пересадка костного. А потом, спустя год, девочки не стало... Причиной попадания в отделение был рецидив острого лимфобластного лейкоза (рака крови). А причиной рецидива - сделанная в саду ВОПРЕКИ отказу мамы реакция Манту... Через два месяца после этой важной "не прививки" родителям пришлось собирать деньги на госпитализацию по благотворительным фондам. Потому что квоты в октябре уже закончились...
Непрофессионализм воспитателей и нянь. Да, не всем дано любить чужих маленьких детей. И не у всех получается качественно за ними присматривать (не говоря уже о развитии, воспитании и образовании). Малыш со сломанными ключицами в переполненной группе в садике нашей няни - один из не самых страшных примеров. Но я бы точно не хотела, чтобы кто-то из моих детей оказался на его месте! События прошлой весны и позапрошлой уже осени в Тобольске и районе, когда две малышки погибли в саду из-за недосмотра воспитателей - гораздо страшнее. Об этих жутких историях я узнала случайно, в ленте местных тюменских новостей и уже писала летом:
Когда мама сама работает в саду и ребёнок ходит в параллельную группу - это, наверно, оправдано. Хотя не очень понятно что будет думать малыш о том ПОЧЕМУ мама каждый будний день занималась чужими малышами, а дочку или сына отдала на воспитание коллег...
Воспитание послушного и удобного системе человека при совершенно непонятной идеологии. Вот тут, боюсь, всё будет совсем тяжело для некоторых. Постараюсь максимально упростить...
В СССР идеология мало расходилась с практикой (до середины 1970-х точно). Это потом всё завертелось вокруг дефицита, фарцы, блата и "особых" возможностей партноменклатуры и приближенных, умудрявшихся изредка выбираться за "железный занавес". В общем и целом государство заявляло, что работает ради народа и строит его светлое будущее. И действительно делало немало (никто в СССР до 1992 года не примерял на себя безработицу, платное образование или медицину, не сталкивался с ипотекой или другими формами экономической кабалы). В замен требовалась лояльность и усердие.
Сегодня во главе угла бизнес и заработок. Но в детях пытаются воспитать те же качества. В школах вот даже "общественно полезный труд" (ОПТ) решили с прошедшего сентября возродить. И при этом больше не спрашивать разрешения у родителей, что особенно напрягло думающую часть общества. Выглядит всё это как фарс - по аналогии с известным высказыванием Гегеля (процитированного после Карлом Марксом) о том, как именно история повторяется дважды.
Ну, Вы помните: повторяющаяся дважды история это трагедия в первый раз. И фарс - во второй. С ним и живём...
Хочу ли я чтобы мои дети были "как все"? Ответ очевиден: НЕТ! Я хочу, чтобы они выросли личностями, способными формировать собственное мнение и отстаивать его. А не идти покорным стадом куда пошлют...
Цифровизация. Когда школьников посылают регистрироваться в Госуслуги и "Сферум" с "Моей школой" - это оправдывается возможными "дополнительными заданиями". А главное - "запретом иностранных мессенджеров". Хотя знающие люди утверждают, что база Сферума - ВКонтакте - вообще-то зарегистрирована за рубежом. Да и все родители детей-подростков должны помнить недавние пандемийные времена с "обучением" через Zoom и ему подобные системы, когда мамам и папам пришлось принять на себя роль учителей, а в головах дистанционно обучаемых всё равно задержалась едва ли малая часть из школьной программы. Таких родителей вряд ли удастся обмануть сказками про запрет телефонов в учебном процессе. Особенно когда вместо бумажных учебников кое-где по отдельным предметам уже только электронные... Всеобщий и обязательный дистант явно не за горами(((
Но как реализовать дистант С ДЕТСАДОВЦАМИ??? Им виртуально подотрут попу, простите😵?! Или удалённо помогут собрать домик из кубиков? Присмотрят за оставшимся дома малышом, когда родители уйдут на работу?... Очевидно, что нет. Даже родительский чатик с воспитательницей, в котором всё взаимодействие сводится к обмену мультиками о пользе вакцинации или описанием поделок, которые надо было "ещё вчера" сдать на виртуальный конкурс - мало оправдан. А загоняют туда всех. Зачем? Ну явно не ради подсчёта сообщений еженедельно (чем занимается Минпросвет для Минцифры).
С другой стороны, регистрации на Госуслугах и Сферумах с Моими школами делает семью прозрачной для системы социального рейтинга. А там уже и до изъятий детей из семьи по надуманным поводам недалеко. И малыши до 5-7 лет - это более лакомый кусочек для недоразогнанной системы детских домов со скучающими социальными психологами, сотрудниками опеки и комиссий по делам несовершеннолетних. Кто в теме и отслеживает новости в Телеграмм-каналах Иммунного ответа, Александры Машковой-Благих, "Семья права" и московских юристов-волонтёров, отстаивающих семьи в нынешней ювенальной войне - всё отлично понимает. Это не теория заговора. Это вполне себе практика. И стать фигурантом какого-то из новостных постов там меня лично не тянет.
В общем, не вижу я никаких плюсов в садиках. Да и в школе после 2020 начинаю активно разочаровываться (читая новости от школьных учителей на этой же платформе). И всё чаще изучаю аспекты Семейного обучения (СО).
Поймут не все. Это нормально. Радует, что (пока ещё?) у нас есть выбор.