У меня было не мало японских ас 70-80х годов в том числе топовых.
Была парочка высокорейтинговых американцев JBL l112 , Advent Loudspeaker.
А вот европейских винтажных ас ещё не было.
Когда говорят о винтажном западно-европейском звуке за вменяемую цену ,чаще всего вспоминают либо Британию ,либо Германию.
Ну есть ещё какие то датские бренды ,скандинавские, французские .
Британия это отдельная тема.
А вот немцев на сайтах обьявлений совсем мало.
И Braun l710 из 70х годов наверное самый многочисленный представитель , и относительно недорогой в качестве обьекта для знакомства с "немецким звуком"
Хотя конечно это ас 70х ,с мягкими купольными сч ,вч что делает звук по сравнению с современными металическими куполами более мягким ,менее детальным в самом верхнем диапазоне.
А многим этого и надо.
Но консервативные европейцы в отличии от Японии - предпочитали мягкие купола аж до наступления 90х годов.
90е и последующие десятилетия это эпоха столбиков ,а столбики я не люблю и винтажом не считаю)
Поэтому что в 70е ,что в середине 80х ,конструкция у большинства немецких ас не сильно изменилась в отличии от дизайна.
Я держал в уме L710 как возможную покупку когда нибудь потом.
Но 710 всё таки хоть и крупные но полочники ,как Вега 25ас-309
А недавно наткнулся на пару американских видео ,где обзорщики очень хвалят акустику ADS L710 и ADS L810 , говорят что это лучше Адвента и составит конкуренцию JBL 4311 .
И с первого взгляда понятно что ADS это версия Брауна для американского рынка. Мало чем отличающаяся (динамики везли из Германии ,корпуса делали в США).
Мне стало интересно и я выцепил редкие L810 ,которые в отличии от 710 сильно крупнее и размером ,весом как 35ас-016 . И встречаются очень редко ,да и цена была лишь на четверть выше чем на мелкие 710. 40 тысяч.
Потому что есть косметические деффекты в виде следов от сетки гриля на липком покрытии купольного сч.
Пенопластовая рама гриля чуть подгуляла и сетка стала слишком подвижной ,а зазор до купола там мизерный.
Не беда ,купол гутаперчивый как мячик ,форму обратно восстанавливает сам.
Он покрыт липким каучуком из за чего на него липнет всякая пенопластовая крошка.
Вообще в Западной Европе народ предпочитал компактные ас весом до 20кг , по типу Эстонии и Веги 50ас. В крайнем случае как Амфитон 027. А колонки размером и весом как s90 можно по пальцам пересчитать. И 810 одна из них.
Дизайн акустики может казаться пугающим и неряшливым ,но дизайна тут в общем то нет .
Тогда было принято делать ас с грилями во всю морду , чтобы вписывались в интерьер.
А снимать гриль полагалось только для техобслуживания ,как капот у машины.
В 80е Браун добавил дизайна , но судя по всему динамики остались те же ,например в модели LS130
Надо сказать что Браун 810 выпускавшийся с 69 по 72 и потом с менее округлым корпусом до начала 80х ( В США он продавался с 75 года как ADS l810) . Был игрушкой не дешёвой и довольно премиальной.
Цена в Германии 800 немецких марок.
Например самый дешёвый новый автомобиль типа Ситроен 2CV стоил 5000 марок. , Опель Кадет(дедушка Астры) 8000 марок
бизнес класс аля Мондео в виде Форда Таунус 10000 ,а полноценный бизнес седан БМВ 5 15000
Цены в Японии не менее впечатляющие , 122 тысячи йен за одну колонку в 1974 году.
Это цена Ямахи ns-1000 monitor вышедшей в те же годы , Ямаха даже была чуть дешевле.
На данный момент в США цены на 810 от 500 до тысячи долларов.
Конечно в плане аудиофильской детальности ас на металлических сч и вч это шаг вперёд .
Да и в плане дизайна другое поколение.
Браун - ас старой школы и сравнивать их надо с чем то схожим. Pioneer CS-10 , , Technics sb-501 , Yamaha ns-690 , Victor SX-7 , SX-55
Несмотря на то что данные японские ас продавались заметно дешевле они по звуку весьма схожи с Брауном.
Особенно SX-7 .
Звучания L810 внятное , в меру хайфайное ,натуральное без дзиньканий ,но и без ультравысокого разрешения. Бас играет первую роль ,он весомый и зычный как и в SX-7 . Мало чем уступит какому нибудь Корвету 35ас по количеству ,но гораздо быстрее и точнее.
Бас тактильный ,местами он создаёт ощущение концерта именно вибрацией пола и воздуха. Такое я замечал только на JBL L56 .
В то же время он быстрый ,ритмичный всё как надо.
Сч вч возможно даже чуть получше чем у SX-7 ,сравнимы с SX-55 . Но у 55 нет такого баса как у 810.
Колонки жанрово универсальные , но яркостью вч не отличаются ,немного
темноватые . А бас доминирует даже когда тембра в нулях.
Довольно мощный ,ломовой , пробивной звук ,которому чуть не хватает лёгкости и изящества. Но обьёмный и местами очень натуральный.
Я искал какой то запоминающейся немецкой изюминки ,национального характера но не нашёл её в данных ас .
В плане эмоций они звучат нейтрально ,неплохо .