Когда-то давным-давно (нет) я был мелким школьником, и был у меня один интересный знакомый. Он был хорош во всем – умен, весел, руки были из нужного места даже для десяти лет (в то время как мы как раз переставали есть песок в песочнице), он занимался, пусть, конечно, и с подачи родителей, но все же - музыкой, спортом, чем-то еще, очаровывал взрослых, и своих и чужих, был скромен, но уже в таком малом возрасте воплощал в себе значительную часть конфуцианских добродетелей. Мир нашего двора крутился вокруг него, и он купался в лучах своей славы. Ну, как купался – все пацаны двора ему завидовали и пытались как-нибудь нагадить местному принцу Чармингу, впрочем, и тут без особого результата, потому что парень умудрялся всех располагать к себе.
Уже намного позже, когда я вырос и многое осознал, я понял, что в моем дворе жил Марти Сью – вымышленный персонаж, который не может существовать в реальной жизни. Ну а знакомый подтвердил этот факт, вырос и спился. Sad but True.
В принципе, рассказывать тут особо нечего. Мэри (или Марти – мужской вариант, прим. ред.) Сью – это персонаж, которого автор наделил гипертрофированными положительными качествами, причем в немалом таком избытке, при этом обстоятельства всегда складываются в пользу героя, отчего он для вменяемого читателя становился неинтересен и уныл чуть менее, чем полностью. Если вам вкратце нужно охарактеризовать его, отлично подойдет следующая фраза из интернетов:
«Дождь из роялей, переходящий в град из белых концертных фортепиано».
Когда именно появились на свет Марти и Мэри Сью, точно неизвестно. По моему личному мнению, возникли они тогда, когда худой и голодный первобытный охотник впервые изобразил себя на скале в виде богатыря, который правой рукой бросает копье в мамонта, убивая его наповал, а левой душит бизона (или даже двух) чтобы накормить свое племя, стать героем и получить себе всех женщин.
Реальность, как вы понимаете, имела на охотника свои планы, скорее всего фатальные для последнего.
Чем богаче и разнообразнее становилась культура, тем больше и больше форм приобретали наши герои, проникнув почти повсюду, однако литература стала настоящей чашкой Петри для этой заразы. Основная часть Мэри Сью обитала и продолжает обитать в фанфиках, превратив фанатское творчество в форму особо изощренной пытки читателей. И вот, настал тот день, когда явление получило свое имя.
В 1973 году Паула (Пола, Полина?) Смит, автор фанфиков по богатой книговселенной Star Trek , опубликовала короткий рассказ, в котором знатно (по своим временам) поглумилась над местными дельцами, которые заспамили вселенную Стартрека своими "невероятно крутыми, умными, добрыми итд" персонажами. Рассказ настолько хорош, что резать его попросту грешно, и я приведу его целиком:
«- Раз, два, три, четыре, - думала Мэри Сью, поднимаясь на мостик "Энтерпрайз". - Вот и я, самый молодой лейтенант в Звездном Флоте - всего пятнадцать с половиной лет.
К ней подошел капитан Кирк.
- О, лейтенант, я безумно люблю вас. Вы согласны пойти со мной в постель?
- Капитан! Я не такая девушка!
- Вы правы, и я уважаю вас за это. Займитесь кораблем пару минут, а я пока приготовлю кофе.
На мостик поднялся мистер Спок.
- Что вы делаете в капитанском кресле, лейтенант?
- Капитан велел мне.
- Безупречная логика. Я преклоняюсь перед вашим разумом.
Капитан Кирк, мистер Спок, доктор Маккой и мистер Скотт транспортировались с Мэри Сью на Ригель-XXXVII. На них напали зеленые андроиды и бросили их в тюрьму. В момент слабости Мэри Сью призналась Споку, что она тоже наполовину вулканка. Быстро оправившись, она вскрыла замок заколкой, и все вернулись на корабль.
Но на борту доктор Маккой и Мэри Сью обнаружили, что мужчины, которые транспортировались, серьезно пострадали от холодных попрыгунчиков, а Мэри Сью - гораздо меньше. Пока четверо офицеров чахли в лазарете, лейтенант Мэри Сью управляла кораблем, и делала это так хорошо, что получила нобелевскую премию мира, вулканскую медаль "За отвагу" и тральфамадорскую медаль "Хороший парень".
Однако болезнь все-таки настигла ее, и она слегла. В лазарете, когда она испустила последний вздох, были капитан Кирк, мистер Спок, доктор Маккой и мистер Скотт. Они, не скрываясь, оплакивали ее прекрасную юность и юную красоту, ум, мастерство и доброту ко всем. И по сей день ее день рождения отмечается на "Энтерпрайз" как национальный праздник.»
С тех пор Мэри Сью шагает по планете, овладевая слабыми разумом и периодически проникая в печатную литературу. Их так много (!), что их даже делят на разные виды:
1) Бого-Сью. Главный персонаж является самым крутым в этой песочнице, нагибает всех во всех смыслах, бороться с ним бесполезно, остается только восхищаться и бежать впереди его армии, надеясь на скорую смерть во славу Его. Яркий пример – Марсианин Джон Картер Эдгара Берроуза. Да, в книгах все происходит именно таким образом.
2) Добро-Сью. Акцент на том, что Сью всех спасает и всем помогает. Является как мерило абсолютного добра. Дейнерис Бурерожденная из первых ~3 книг Джорджа Мартина про Железный трон бесит именно этим – в то время, когда всех вокруг вырезают и пускают кишки на гирлянды, она идет просто напролом и имеет все, что хочет, не забывая попутно освобождать всех, кто просит и кто не просит.
3) Безногая-Сью. Несчастная калека, либо просто не от мира сего, вызывает умиление и жалость. Это – «До встречи с тобой», да-да, это именно там, где мать драконов щеголяет в чулках от Билайна, причем там оба героя проявляют черты Мэри Сью. Он - инвалид-миллионер, она - странная нищая девочка не от мира сего.
4) Фиксер-Сью. Это как раз типичный житель фанфиков. Фиксер-Сью обладает необъяснимым знанием судьбы всех персонажей и оказывается в нужное время в нужном месте, чтобы всё пошло не по воле автора, а по воле автора фанфика. Представляет собой наидичайшую дичь, причина, по которой на фанатских форумах можно выжить лишь наглухо затонировав монитор.
5) Попаданец-Сью. Моя личная боль, ибо именно такие персонажи в последнее время заполонили полки магазинов. Герой – военный, наемник, инженер, иногда даже врач, который попадает в какой-либо тяжелый исторический период (Смута, ВОВ, Крещение итд), где, благодаря своим знаниям, начинает научно-техническую революцию, объединяет народы и ведет их светлому будущему, лично кромсая полчища врагов. Примеры? Да вот – Корчевский, Злотников, Щепетнов, а также множество другим, имя коим – легион.
Все вместе они образуют целые жанры – гов**детективы, гов**фантастику (не путать с детективами и фантастикой, пжалста) и тому прочее. Женские любовные романы по 50 рублей за книгу относятся сюда в практически в полном составе (я это не для красного словца, довелось прочитать не один и не два, не спрашивайте, зачем).
Но, несмотря на все вышеперечисленное, у меня есть несколько поправок в вышесказанному.
Часто Мэри Сью называют просто оригинальных персонажей, которые выделяются своей продвинутостью на фоне остальных, но при этом не воплощают в себе остальных качеств Мэри Сью - то есть он не всегда в центре внимания, окружающие не бросают все свои дела только ради того, чтобы выразить свой респект, далеко не всегда обстоятельства складываются не по воле главгероя. Пример тому - как ни странно, опять же, Роман Злотников. У него есть серия книг под названием - "Берсерки", про то, как людей поработили злые и расчетливые пришельцы, но люди собрались, завязали шнурки, встали с колен и начали выписывать нехорошее всем вокруг, да так успешно, что вся цивилизованная галактика восхитилась и ужаснулась - что, мол, за бойцы у вас на окраине Галактики живут.
Ну так вот, как и во многих книгах Злотникова, тут есть немало слабых мест - типа безудержного нагибания всех и удачные стечения обстоятельств, которые приводят к победам, победам, победам и так далее. НО есть один нюанс - по ходу книги герои проходят своеобразное превозмогание - то бишь наперекор судьбе люди куют себе будущее, и даже несмотря на череду тех самых роялей в кустах, герои прилагают немалые усилия ради достижения побед. Поэтому называть их "Марти Сью" ну, не совсем правильно, что ли.
Иначе, сами понимаете, такие персонажи, как Нео из "Матрицы", Гарри Поттер, Ричард Рал, да и практически любой главный персонаж, который "превозмогает" может быть окрещен Мэри Сью, что не есть правильно.
А еще довольно часто Мэри Сью обыгрывается в ироничном контексте. Наиболее яркий тому пример - писатель-юморист Всея Руси, житель солнечной Астрахани, Андрей Белянин. Он таких Мэрисьюшных персонажей высмеивает практически в каждой книге, только почти каждый раз перегибает палки, в результате сливая и иронию, и сюжет. Но не всегда, конечно, что радует.
Подытожим. Мэри и Марти Сью - это один из наиболее убогих литературных приемов, ибо является плодом сношения авторской фантазии с реальным миром. Это удел графоманов, которые реализуют свои комплексы на бумаге, одаривая свое альтер-эго нереальными даже для фантастической литературы положительными качествами. Если персонаж не высмеивается, не обыгрывается в контексте как юмористический момент и подается на серьезных щах, лучше отложите книгу в сторону. В сторону мусорки. Перед вами отвратительное унылое чтиво, так что смело убирайте это графоманство с глаз долой.
Спасибо за внимание, и читайте хорошую литературу!
Опубликовано на CatGeek c разрешения автора, Дмитрия Масленикова