Найти тему
CatGeek

Кто такие Мэри и Марти Сью

Когда-то давным-давно (нет) я был мелким школьником, и был у меня один интересный знакомый. Он был хорош во всем – умен, весел, руки были из нужного места даже для десяти лет (в то время как мы как раз переставали есть песок в песочнице), он занимался, пусть, конечно, и с подачи родителей, но все же - музыкой, спортом, чем-то еще, очаровывал взрослых, и своих и чужих, был скромен, но уже в таком малом возрасте воплощал в себе значительную часть конфуцианских добродетелей. Мир нашего двора крутился вокруг него, и он купался в лучах своей славы. Ну, как купался – все пацаны двора ему завидовали и пытались как-нибудь нагадить местному принцу Чармингу, впрочем, и тут без особого результата, потому что парень умудрялся всех располагать к себе.

Уже намного позже, когда я вырос и многое осознал, я понял, что в моем дворе жил Марти Сью – вымышленный персонаж, который не может существовать в реальной жизни. Ну а знакомый подтвердил этот факт, вырос и спился. Sad but True.

В принципе, рассказывать тут особо нечего. Мэри (или Марти – мужской вариант, прим. ред.) Сью – это персонаж, которого автор наделил гипертрофированными положительными качествами, причем в немалом таком избытке, при этом обстоятельства всегда складываются в пользу героя, отчего он для вменяемого читателя становился неинтересен и уныл чуть менее, чем полностью. Если вам вкратце нужно охарактеризовать его, отлично подойдет следующая фраза из интернетов:

«Дождь из роялей, переходящий в град из белых концертных фортепиано».

Когда именно появились на свет Марти и Мэри Сью, точно неизвестно. По моему личному мнению, возникли они тогда, когда худой и голодный первобытный охотник впервые изобразил себя на скале в виде богатыря, который правой рукой бросает копье в мамонта, убивая его наповал, а левой душит бизона (или даже двух) чтобы накормить свое племя, стать героем и получить себе всех женщин.

Реальность, как вы понимаете, имела на охотника свои планы, скорее всего фатальные для последнего.

Чем богаче и разнообразнее становилась культура, тем больше и больше форм приобретали наши герои, проникнув почти повсюду, однако литература стала настоящей чашкой Петри для этой заразы. Основная часть Мэри Сью обитала и продолжает обитать в фанфиках, превратив фанатское творчество в форму особо изощренной пытки читателей. И вот, настал тот день, когда явление получило свое имя.

В 1973 году Паула (Пола, Полина?) Смит, автор фанфиков по богатой книговселенной Star Trek , опубликовала короткий рассказ, в котором знатно (по своим временам) поглумилась над местными дельцами, которые заспамили вселенную Стартрека своими "невероятно крутыми, умными, добрыми итд" персонажами. Рассказ настолько хорош, что резать его попросту грешно, и я приведу его целиком:

«- Раз, два, три, четыре, - думала Мэри Сью, поднимаясь на мостик "Энтерпрайз". - Вот и я, самый молодой лейтенант в Звездном Флоте - всего пятнадцать с половиной лет.
К ней подошел капитан Кирк.
- О, лейтенант, я безумно люблю вас. Вы согласны пойти со мной в постель?
- Капитан! Я не такая девушка!
- Вы правы, и я уважаю вас за это. Займитесь кораблем пару минут, а я пока приготовлю кофе.
На мостик поднялся мистер Спок.
- Что вы делаете в капитанском кресле, лейтенант?
- Капитан велел мне.
- Безупречная логика. Я преклоняюсь перед вашим разумом.
Капитан Кирк, мистер Спок, доктор Маккой и мистер Скотт транспортировались с Мэри Сью на Ригель-XXXVII. На них напали зеленые андроиды и бросили их в тюрьму. В момент слабости Мэри Сью призналась Споку, что она тоже наполовину вулканка. Быстро оправившись, она вскрыла замок заколкой, и все вернулись на корабль.
Но на борту доктор Маккой и Мэри Сью обнаружили, что мужчины, которые транспортировались, серьезно пострадали от холодных попрыгунчиков, а Мэри Сью - гораздо меньше. Пока четверо офицеров чахли в лазарете, лейтенант Мэри Сью управляла кораблем, и делала это так хорошо, что получила нобелевскую премию мира, вулканскую медаль "За отвагу" и тральфамадорскую медаль "Хороший парень".
Однако болезнь все-таки настигла ее, и она слегла. В лазарете, когда она испустила последний вздох, были капитан Кирк, мистер Спок, доктор Маккой и мистер Скотт. Они, не скрываясь, оплакивали ее прекрасную юность и юную красоту, ум, мастерство и доброту ко всем. И по сей день ее день рождения отмечается на "Энтерпрайз" как национальный праздник.»
«Типичная среднестатистическая Мэри Сью. Является постоянным героем книг товарища Щепетнова, месье Белянина и гражданина Корчевского»
«Типичная среднестатистическая Мэри Сью. Является постоянным героем книг товарища Щепетнова, месье Белянина и гражданина Корчевского»

С тех пор Мэри Сью шагает по планете, овладевая слабыми разумом и периодически проникая в печатную литературу. Их так много (!), что их даже делят на разные виды:

1) Бого-Сью. Главный персонаж является самым крутым в этой песочнице, нагибает всех во всех смыслах, бороться с ним бесполезно, остается только восхищаться и бежать впереди его армии, надеясь на скорую смерть во славу Его. Яркий пример – Марсианин Джон Картер Эдгара Берроуза. Да, в книгах все происходит именно таким образом.

Сейчас два несчастных создания отгребут от машины для убийств.
Сейчас два несчастных создания отгребут от машины для убийств.

2) Добро-Сью. Акцент на том, что Сью всех спасает и всем помогает. Является как мерило абсолютного добра. Дейнерис Бурерожденная из первых ~3 книг Джорджа Мартина про Железный трон бесит именно этим – в то время, когда всех вокруг вырезают и пускают кишки на гирлянды, она идет просто напролом и имеет все, что хочет, не забывая попутно освобождать всех, кто просит и кто не просит.

Это потом она начнет отжигать, что, впрочем, ничего особо не изменит в положительном образе
Это потом она начнет отжигать, что, впрочем, ничего особо не изменит в положительном образе

3) Безногая-Сью. Несчастная калека, либо просто не от мира сего, вызывает умиление и жалость. Это – «До встречи с тобой», да-да, это именно там, где мать драконов щеголяет в чулках от Билайна, причем там оба героя проявляют черты Мэри Сью. Он - инвалид-миллионер, она - странная нищая девочка не от мира сего.

«Ущербная парочка – к-к-комбо!»
«Ущербная парочка – к-к-комбо!»

4) Фиксер-Сью. Это как раз типичный житель фанфиков. Фиксер-Сью обладает необъяснимым знанием судьбы всех персонажей и оказывается в нужное время в нужном месте, чтобы всё пошло не по воле автора, а по воле автора фанфика. Представляет собой наидичайшую дичь, причина, по которой на фанатских форумах можно выжить лишь наглухо затонировав монитор.

Распространение или демонстрация данных произведений настолько опасна для общества, что я сразу, не дожидаясь жалоб, заменил их на плашку всем знакомой организации.
Распространение или демонстрация данных произведений настолько опасна для общества, что я сразу, не дожидаясь жалоб, заменил их на плашку всем знакомой организации.

5) Попаданец-Сью. Моя личная боль, ибо именно такие персонажи в последнее время заполонили полки магазинов. Герой – военный, наемник, инженер, иногда даже врач, который попадает в какой-либо тяжелый исторический период (Смута, ВОВ, Крещение итд), где, благодаря своим знаниям, начинает научно-техническую революцию, объединяет народы и ведет их светлому будущему, лично кромсая полчища врагов. Примеры? Да вот – Корчевский, Злотников, Щепетнов, а также множество другим, имя коим – легион.

Комментарии излишни.
Комментарии излишни.

Все вместе они образуют целые жанры – гов**детективы, гов**фантастику (не путать с детективами и фантастикой, пжалста) и тому прочее. Женские любовные романы по 50 рублей за книгу относятся сюда в практически в полном составе (я это не для красного словца, довелось прочитать не один и не два, не спрашивайте, зачем).

Но, несмотря на все вышеперечисленное, у меня есть несколько поправок в вышесказанному.

Часто Мэри Сью называют просто оригинальных персонажей, которые выделяются своей продвинутостью на фоне остальных, но при этом не воплощают в себе остальных качеств Мэри Сью - то есть он не всегда в центре внимания, окружающие не бросают все свои дела только ради того, чтобы выразить свой респект, далеко не всегда обстоятельства складываются не по воле главгероя. Пример тому - как ни странно, опять же, Роман Злотников. У него есть серия книг под названием - "Берсерки", про то, как людей поработили злые и расчетливые пришельцы, но люди собрались, завязали шнурки, встали с колен и начали выписывать нехорошее всем вокруг, да так успешно, что вся цивилизованная галактика восхитилась и ужаснулась - что, мол, за бойцы у вас на окраине Галактики живут.

Ну так вот, как и во многих книгах Злотникова, тут есть немало слабых мест - типа безудержного нагибания всех и удачные стечения обстоятельств, которые приводят к победам, победам, победам и так далее. НО есть один нюанс - по ходу книги герои проходят своеобразное превозмогание - то бишь наперекор судьбе люди куют себе будущее, и даже несмотря на череду тех самых роялей в кустах, герои прилагают немалые усилия ради достижения побед. Поэтому называть их "Марти Сью" ну, не совсем правильно, что ли.

-8

Иначе, сами понимаете, такие персонажи, как Нео из "Матрицы", Гарри Поттер, Ричард Рал, да и практически любой главный персонаж, который "превозмогает" может быть окрещен Мэри Сью, что не есть правильно.

А еще довольно часто Мэри Сью обыгрывается в ироничном контексте. Наиболее яркий тому пример - писатель-юморист Всея Руси, житель солнечной Астрахани, Андрей Белянин. Он таких Мэрисьюшных персонажей высмеивает практически в каждой книге, только почти каждый раз перегибает палки, в результате сливая и иронию, и сюжет. Но не всегда, конечно, что радует.

Если вы не понимаете, что творится на обложке этой книги, то и не надо. Просто выключите компьютер и постарайтесь это забыть.
Если вы не понимаете, что творится на обложке этой книги, то и не надо. Просто выключите компьютер и постарайтесь это забыть.

Подытожим. Мэри и Марти Сью - это один из наиболее убогих литературных приемов, ибо является плодом сношения авторской фантазии с реальным миром. Это удел графоманов, которые реализуют свои комплексы на бумаге, одаривая свое альтер-эго нереальными даже для фантастической литературы положительными качествами. Если персонаж не высмеивается, не обыгрывается в контексте как юмористический момент и подается на серьезных щах, лучше отложите книгу в сторону. В сторону мусорки. Перед вами отвратительное унылое чтиво, так что смело убирайте это графоманство с глаз долой.

Спасибо за внимание, и читайте хорошую литературу!

Опубликовано на CatGeek c разрешения автора, Дмитрия Масленикова