Халиме Алтуншах Султан — фаворитка султана Мехмеда III, мать султана Мустафы I. Эта женщина стала дважды королевой-матерью и активно поддерживала свержение и убийство султана Османа II. Какова же реальная история этой противоречивой госпожи?
Начало
Считается, что Халиме родилась в 1571 году в Абхазии. Её настоящее имя Алтуншах, что означает «золотая царица». Алтуншах попала в гарем шехзаде Мехмеда в 1583 году, когда он ещё был санджак-беем Манисы. В гареме её имя изменилось на Халиме, что означает «нежная/терпеливая».
Халиме Алтуншах обладала восточной красотой, имела глубокие чёрные глаза, густые брови и длинные чёрные волосы, которые немного кудрявились.
Фаворитка
Абхазка Халиме очаровала шехзаде Мехмеда, стала его любимицей и родила как минимум четверых детей. В 1587 Халиме родила сына Махмуда. Через три года — дочь Хатидже Султан. Через два года — ещё одну дочь — Шах Султан. А в 1600 году Халиме родила второго сына, шехзаде Мустафу, будущего падишаха. Подросший шехзаде Махмуд пользовался в Стамбуле большим уважением среди янычар.
В 1595 году умирает Мурад III. Трон переходит к его сыну Мехмеду, поэтому Халиме переехала с детьми из Манисы в столицу. Султанат Мехмеда III начался тяжело и трагично. Падишах казнил 19 (в каких-то источниках 25) братьев. Большинство убитых были младенцами.
Несмотря на то, что Халиме была любимой наложницей султана, она никогда не носила титул «Хасеки Султан». Другие фаворитки Мехмеда тоже не смогли стать Хасеки Султан. Властолюбивая мать падишаха, Валиде Сафие Султан, запретила сыну присваивать этот титул его избранницам. Сафие не хотела, чтоб сын кого-то выделял и давал кому-то больше привилегий.
Халиме Алтуншах вообще не пользовалась благосклонностью свекрови. Помимо этого, откуда-то пошёл слух, что султанша — ведьма, которая практикует магию. Сафие считала невестку весьма опасной и амбициозной. Вдобавок, Махмуд был почитаем среди янычар, что радости Сафие не приносило.
Считается, что Валиде Султан подыскала Мехмеду III наложницу Хандан, которая смогла бы «перетянуть» султана у Халиме. Отчасти, план властолюбивой госпожи сработал. Хандан стала фавориткой Мехмеда и родила ему в 1590 году шехзаде Ахмеда.
Но, несмотря на все старания Сафие отдалить сына от не любимой невестки, Халиме продолжала пользоваться большой любовью султана Мехмеда.
В опале
Шехзаде Махмуд взрослел и понимал всю тяжёлую обстановку как в государстве, как в политике, так и в семье. Махмуду было грустно видеть, как его бабушка Сафие полностью руководила его отцом, из-за чего государство приходило в упадок. Он часто говорил отцу о том, что пора бы освободиться из рук Сафие и отстранить её от гос. дел. Ко всему прочему, его огорчало то, что Сафие в открытую не любила его мать. Как потом вспоминал брат Махмуда Ахмед, юноша часто поднимал эти темы с отцом-султаном, но тот «злился и огорчался».
«Господин-отец мой, почему вы расстроены, почему вы злитесь? Пришлите меня, дайте мне командование армией - с благодатью Аллаха я подчиню всех этих упрямых мятежников и заставлю их повиноваться!». — «Всякий раз, когда брат так говорил», сказал Ахмед: «Я пытался остановить его, потому что видел, как отец-султан огорчается, но мне это не удавалось…».
В 1603 году Алтуншах допустила серьёзную ошибку. Она отправила послание религиозному провидцу, поскольку была суеверна и хотела знать, станет ли её сын Махмуд следующим султаном и как долго ещё будет править султан Мехмед. Провидец написал, что Мехмед III скоро умрёт, а трон перейдёт к шехзаде Махмуду. Однако письмо было перехвачено Абдурреззаком Агой, главным чёрным евнухом гарема. Ага передал это письмо не Халиме, а Сафие и её сыну-падишаху. Сафие потребовала немедленной казни внука Махмуда, но султан Мехмед сперва приказал допросить сына. Сам Махмуд ничего не знал о письме, которое послала его мать.
Сафие решила, что помимо допроса, внука нужно отправить в темницу, дескать, так он точно признается. 15-летнего Махмуда посадили в темницу и избили, чтобы добыть из него признание. Через два дня шехзаде снова избили, но ничего не вышло. Затем мальчик и его мать были вызваны для допроса. Халиме призналась, что отправила послание религиозному провидцу, чтоб узнать о судьбе своего сына, но без всякого намерения причинить вред султанату Мехмеда. Однако это заявление не удовлетворило падишаха и его мать Сафие.
Шехзаде Махмуд был задушен 7 июня 1603 года, пока султан Мехмед III ждал снаружи. После того, как его приказ был выполнен, Мехмед вошёл в комнату, чтобы убедиться, что его сын мёртв.
После смерти Махмуда у Мехмеда остались двое сыновей — будущие султаны Ахмед I от Хандан и Мустафа I от Халиме. Последователи Махмуда, которые должны были быть причастны к этому делу, были утоплены в море. Ходили слухи, что мать убитого шехзаде тоже была утоплена в море, однако в конце июня её с дочерьми отправили в старый дворец. Махмуда запомнили как храброго и сильного, он присоединился к тем, кого очень уважали янычары. (Османская «традиция» посмертно описывать амбициозных шехзаде, которые не добились султаната).
Султанат Ахмеда I
Как и предвидел старец, султан Мехмед III скончался через 6 месяцев после убийства своего сына. На трон в 1603 году взошёл 13-летний Ахмед I, который первым делом выслал властолюбивую бабушку Сафие в старый дворец. Брату Мустафе сохранил жизнь, однако отправил его в кафес (клетка для шехзаде). Из кафеса Мустафа выйдет только через 14 лет.
Находясь в старом дворце, Халиме получала всего 100 акче в день. Вскоре её младшая дочь Шах Султан вышла замуж за Кара Давуда Пашу, будущего великого визиря. Старшая дочь, Хатидже Султан, также вышла замуж.
Сохранение жизни шехзаде Мустафе
В этот же период (1603-1604 год) в гареме юного султана Ахмеда появляется его любимая Хасеки Кёсем, которая сыграет немалую роль в судьбе Халиме и её сына Мустафы.
Ахмед I сохранил жизнь брату при вступлении на престол, так как не имел собственных наследников. К тому же, есть мнение, что на это повлияла мать Ахмеда, Валиде Хандан Султан, по натуре женщина добросердечная, которая не могла допустить казни трёхлетнего шехзаде Мустафы.
Однако в 1604 году у султана Ахмеда от первой фаворитки родился сын Осман, а потом родилось много наследников от Хасеки Кёсем Султан.
По сообщению Симона Контарини, в 1612 году Ахмед задумывался над тем, чтоб казнить Мустафу, но Кёсем, имея пятерых сыновей, решила выступать за сохранение жизни деверя Мустафы. Учитывая османскую практику братоубийства, Кёсем опасалась, что если старший сын султана Ахмеда, Осман, взойдёт на трон, он казнит своих братьев, её сыновей — Мехмеда, Мурада, Сулеймана, Касыма и Ибрагима. В результате этого она стремилась обеспечить жизнь своему деверю Мустафе, чтобы в дальнейшем обеспечить жизнь своим сыновьям.
Этот инцидент подробно описывает Симон Контарини, говоря, что позволив брату Ахмеда I жить, «королева» пыталась гарантировать, что Осман, её пасынок, пощадит жизни её сыновей, если взойдёт на престол. Контарини не упоминает имени Кёсем, а говорит о ней как о «королеве».
Более того, Кёсем Султан проводила «часовые беседы» с султаном Ахмедом, парируя тем, что сам Ахмед не был старшим наследником, но по воле Аллаха занял престол.
Помимо опасности в лице Османа, Хасеки Кёсем обезопасила своих сыновей с другой стороны — со стороны Халиме и Мустафы. Пишет об этом тот же Контарини. Кёсем пыталась спасти Мустафу от участи братоубийства, уповая в том случае на то, что если престол достанется именно ему, та милость, которую она проявила к Мустафе и его матери Халиме, проявилась бы и к её пятерым сыновьям.
Проживание в старом дворце
Соперница Халиме, Хандан Султан, получила титул «Валиде Султан», когда её сын Ахмед взошёл на трон. Однако пробыла она в положении королевы-матери недолго. 12 ноября 1605 года Хандан скончалась. А 10 ноября, за два дня до кончины невестки, умерла Сафие.
Как сообщает историк Гарольд Лэмб, Сафие Султан была задушена ночью собственной подушкой. Одна из теорий гласит о том, что смерть Сафие могла организовать Халиме Султан, находившаяся по соседству с врагом. Кто-то напротив считает, что к смерти Сафие причастен её внук Ахмед.
В 1613 году умирает старшая дочь Халиме Хатидже Султан, предположительно от болезни.
Валиде Султан
Султан Ахмед I покинул этот мир в 1617 году в возрасте 27 лет. После смерти падишаха в Османском государстве встала дилемма — кто будет следующим падишахом, шехзаде Осман (старший сын покойного султана) или шехзаде Мустафа (младший брат покойного султана). Трон перешёл к Мустафе, восхождение которого активно поддерживала Хасеки и законная супруга Ахмеда Кёсем Султан. Таким образом, Мустафа I взошёл на трон в 1617 году, а Халиме переехала из старого дворца и стала Валиде Султан.
Хасеки Кёсем Султан со своими шестью дочерьми была отправлена в старый дворец после того, как начался султанат Мустафы Безумного и его матери Халиме. А сыновья Кёсем были закрыты в кафесе.
В том же 1617 году Халиме стала бабушкой, так как в семье Кара Давуда Паши и Шах Султан родился сын, султанзаде Сулейман. Амбициозные родители, чуть позже, постараются примерить и на сына роль падишаха Османской империи.
Когда Мустафа стал падишахом, Халиме получила большую власть. Хоть она и страдала от такой же безвестности, как и Хандан Султан, Халиме явно имела более высокое положение, нежели её соперница Хандан. Вероятно, это произошло в значительной степени потому, что она осуществляла власть более непосредственно, выступая в качестве «теневого регента» при своём психически нездоровом сыне-султане. Мустафа, проведя 14 лет в заточении, получил психические расстройства. Поэтому многие решения за нездорового султана выносила Халиме.
Жалованье Валиде Халиме сразу же возросло. Она получала 3000 акче в день, когда её покойная «коллега» Валиде Хандан получала всего 1000 акче в день.
У Валиде Халиме Алтуншах Султан был сильный союзник в лице её зятя Кара Давуда Паши, но во время первого правления Мустафы, которое длилось всего три месяца, она не успела назначить Давуда Пашу великим визирем.
Тем временем, странности падишаха видели абсолютно все. Была надежда, что регулярные социальные отношения улучшат психическое здоровье султана Мустафы, но его странное поведение не менялось. Он сбрасывал тюрбаны со своих визирей и дёргал их за бороды. Другие видели, как падишах бросал монеты птицам и рыбам. Именитый османский историк Ибрагим Печеви писал: «Эту ситуацию видели все государственные деятели и другие люди, они понимали, что он психически нездоров».
Низложение Мустафы I и султанат Османа II
Мустафа был низложен, а на трон взошёл его племянник Осман II. Мустафу отправили обратно в заточение в кафес. Халиме была лишена титула «Валиде Султан» и со своей дочерью Шах была отправлена в старый дворец. Соседкой по дворцу у Халиме была амбициозная Кёсем.
В 1619 году султан Осман оказал визит в старый дворец, чтоб проведать мачеху Кёсем. А Халиме и Шах тем временем планировали государственный переворот против юного падишаха и, можно сказать, ждали момента, когда он допустит какую-нибудь оплошность.
Осман допустил некоторые ошибки, которые были на руку Халиме Султан и её партии сторонников. Одна из ошибок падишаха — убийство шехзаде Мехмеда в 1621 году.
Мехмед — первенец Кёсем Султан и младший сводный брат Османа. Мать Мехмеда пользовалась большим влиянием, была в союзе с янычарами и многими гос. деятелями. Мехмед, отчасти из-за влияния матери Кёсем, тоже был почитаем среди янычар и даже больше, чем Осман. Перед походом на Польшу, опасаясь растущей популярности сводного брата, Осман II отдаёт приказ о казни 15-летнего Мехмеда, несмотря на то, что был привязан к детям Кёсем.
Янычары и народ сильно разгневались на Османа за то, что он убил брата. Через 12 дней после убиения юного Мехмеда в Стамбуле пошёл сильный снег, замёрз даже Босфор. Люди восприняли это как предупреждение от Аллаха Осману за казнь брата. Также недовольство народа было в том, что Ахмед I пощадил жизнь Мустафы, а Осман II жизнь Мехмеда не пощадил.
Далее, в поисках противовеса янычарскому влиянию, Осман II закрыл их кофейни и начал планировать создание новой, более лояльной армии, состоящей из анатолийских секбанов. Результатом стало дворцовое восстание янычар, которое активно поддержала Халиме Султан, её дочь Шах Султан и Кара Давуд Паша.
Второй раз Валиде Султан и свержение Генч Османа
19 мая 1622 года повстанцы ворвались в кафес, освободили Мустафу из заключения и вновь провозгласили падишахом. Халиме вернулась из старого дворца и вновь получила положение королевы-матери. Это был первый и последний случай в истории Османов, когда женщина становилась дважды Валиде Султан при одном сыне-султане.
Генч Османа, прятавшегося в тайнике, нашли и вытащили на улицу, сопровождая издевательствами. Позже юный султан был заключён в тюрьму Едикуле.
Как пишет историк Мустафа Наима, во время трагедии, происходящей с Османом II, Мустафа I со своей Валиде Халиме Султан катался в карете. После катания в карете Халиме обратилась к янычарам: «Аги, Вы с нами! Осман — страшный человек! Если он спасётся, то никто из вас не жилец!».
Также некоторые из янычар советовались с Халиме по поводу назначений, и великим визирем стал её зять Кара Давуд Паша. Однако Валиде Султан не находила покоя, пока Осман был жив. Её беспокойство было вполне обоснованным, поскольку некоторые повстанцы хотели пощадить Османа.
20 мая 1622 года, усилиями Халиме Султан, 17-летний Осман II был жестоко задушен. В доказательство действительной смерти султана, Кара Давуд отрезал его ухо и доставил Валиде Халиме Алтуншах Султан. Это был первый случай в истории Османов, когда янычары убили своего падишаха.
Давуд Паша, имея сына от Шах Султан, обдумывал посадить его на Османский трон. Однако Давуду мешали сыновья Ахмеда I и Хасеки Кёсем. Несмотря на то, что янычары старались обезопасить сыновей покойного Ахмеда, коварного Давуда это не останавливало. Он организовал покушение на старшего сына Кёсем Султан, маленького шехзаде Мурада. Кара Давуд послал палача, чтобы тот задушил 10-летнего шехзаде.
К счастью, Хасеки Кёсем, которая находилась в дали от сына, получила предупреждение (или догадалась сама) и добилась усиленной охраны своего шехзаде. Палач пришёл душить мальчика, а сам Кара Давуд находился рядом. Шёлковая веревка уже была накинута на шею Мурада, но один из стражников Кёсем ударом ножа убил палача.
Второе низложение
После расправы над Османом, генерал-губернатор Абаза Мехмед Паша решил отправиться в Стамбул, чтобы свести счёты с убийцами падишаха. Кара Давуд, осознавая, что ему грозит, прятался в покоях супруги Шах. Однако Халиме Султан, не желая доводить до масштабных восстаний, которые также грозили её Мустафе, выдала своего зятя Кара Давуда.
Паша был заключён в тюрьму Едикуле, но через несколько дней его навестила Шах Султан и он был освобождён. Его планировали перевести в одну из мечетей, но по дороге их люди были перехвачены, а Кара Давуд возвращён в Едикуле. Шах пыталась отсрочить казнь мужа, подкупав палачей, но её план не сработал. Сначала Давуда Пашу подвергли пыткам, а потом он был казнён. Сама Шах Султан скончалась через несколько недель после казни мужа при неизвестных обстоятельствах.
В последние дни султаната Мустафы, с подачи вероломной Халиме, был отдан приказ о казни всех сыновей покойного Ахмеда I, но Кёсем Султан и корпус евнухов вовремя вмешались. Мустафа I был опять свергнут и отправлен в кафес. В конце концов Хасеки Кёсем достигла соглашения с визирями о назначении султаном её сына Мурада. Халиме Алтуншах Султан была вновь лишена положения королевы-матери и была пожизненно сослана в старый дворец. Австрийский историк-востоковед Йозеф фон Хаммер писал о последних известных событиях, касающихся Халиме:
«…Когда Мустафа I был свергнут во второй раз, его мать была отправлена в старый дворец. Там она вела жизнь вдали от политики. Кёсем, мать Мурада IV, которая была Валиде Султан, полностью отрезала Халиме от внешнего мира, чтобы она никуда не вмешивалась...».
Конец
Халиме Султан умерла в период с 1623 по 1640 год. Считалось, что она была отравлена зимой 1623 года по приказу законной регентши государства Валиде Кёсем Султан, с целью дать чёткое предупреждение своим политическим врагам и сторонникам Мустафы I и воспрепятствовать любой попытке государственного переворота. Однако последний раз Халиме упоминается в записях гарема в 1640-х, что означает, что скончалась она от какой-либо болезни и ушла на тот свет по естественным причинам. Похоронена Халиме Алтуншах Султан в тюрбе своего старшего сына Махмуда в мечети Шехзаде в Стамбуле.