Британская Индия переживала значительные административно-политические преобразования в период между 1910-ми и 1920-ми годами. Эти изменения были связаны с национально-освободительным движением и этнополитической консолидацией в различных регионах Индии. В этот период британская колониальная система претерпела существенные трансформации, влияющие на механизмы управления владениями в Индии.
Одной из ключевых реформ, осуществленных в этот период, была реформа Монтэгю-Челмсфорда, принятая британским парламентом в декабре 1919 года. Эта реформа была попыткой модернизировать систему управления в Британской Индии. Она внесла изменения в политическую структуру колонии, предоставив больше полномочий индийским политическим лидерам и создавая условия для развития политической культуры в индийском обществе.
Реформа Монтэгю-Челмсфорда стала важным этапом в развитии национально-освободительного движения в Индии. Она способствовала формированию политического сознания среди индийского населения и укреплению его стремления к независимости. Кроме того, эта реформа заложила основы будущей федеративной системы независимой Индии, где различные регионы имели определенную степень автономии и представительства.
После реформы Монтэгю-Челмсфорда последовали и другие преобразования, проводимые колониальной администрацией. Эти изменения были направлены на укрепление институтов самоуправления в различных регионах Индии. Они способствовали формированию политической стабильности и консолидации этнополитических интересов.
Межвоенный период в истории Британской Индии оказался переломным. Административно-политические преобразования, включая реформу Монтэгю-Челмсфорда, сыграли важную роль в формировании политической культуры и национального самосознания индийского общества. Они стали фундаментом для дальнейшего развития Индии как независимого государства и создания федеративной системы, которая учитывала интересы различных регионов.
Еще в начала XX века во всех индийских провинциях введены совещательные Советы из местных, а также система голосования.
Это позволило наладить диалог между властями и населением Индии. Что положительно сказалось во время Первой мировой войны:
- В августе и начале сентября 1914 года индийские экспедиционные силы, состоявшие из двух дивизий, были направлены во Францию, куда они прибыли для того, чтобы заполнить образовавшуюся на фронте брешь…, и освятить своей кровью союз Индии и Британской империи. Из Индии на тот момент было переброшено семь кавалерийских дивизий из девяти, сорок четыре британских пехотных батальона из пятидесяти двух, сорок три батареи Королевской артиллерии из пятидесяти шести. …В течение нескольких недель до их прибытия численность британских войск в Индии сократилась на пятнадцать тысяч человек. Безопасность Индии, таким образом, подверглась опасности в интересах империи. В данном случае я сознательно пошёл на риск, поскольку доверял индийцам и должен сказать, что они полностью оправдали моё доверие - вице-король Индии Хардинг.
Но все-таки британские власти поняли, что реформы надо продолжать. 20 августа 1917 года госсекретарь по делам Индии Э.Монтегю объявил:
- Политика Правительства Его Величества, в соответствии с которой осуществляется политика Правительства Индии, направлена на увеличение представительства индийцев во всех ветвях администрации и постепенное развитие институтов самоуправления с целью продвижения по направлению к ответственному правительству Индии как составной части Британской Империи
Предлагалось ввести в индийских провинциях законодательные собрания, которые на 70 % состояли бы из выборных лиц. В ведение собраний передавались вопросы управлением системами образования, здравоохранения и санитарии, местного самоуправления, развитием сельского хозяйства, промышленности и инфраструктуры, налоговой и акцизной политикой.
Но вопросы, связанные, с обеспечением законности и правопорядка, управлением полицией и руководством судебной системой оставались в руках британских властей.
При этом вводилось четкое разделение избирательных округов на конфессиональные - основными из них были индуистские и мусульманские.
В то же время, жесткое противодействие со стороны брахманской касты получило желание британцев ввести в состав собраний представителей низших каст. Но британцы не отступили и только сократили их число. Но не убрали полностью.
- Молодцы, все-таки бриты!
В октябре-ноябре 1920 года выборы были проведены. Они прошли успешно и из 774 мест 535 были заняты выборными депутатами.
Таким образом, реформа проведенная во время правления вице-короля Индии Ф.Челмсфорда оказалась первым шагом на пути к будущей независимости Индии.
Реформа позволила широким слоям населения Индии (в том числе и Индии) иметь своих представителей в законодательных собраниях. Это например, не было бы возможным при власти традиционных индийских структур.
Однако начались и проблемы:
- дисбаланс между мусульманами и индуистами увеличился
- все меньше было желающих ехать служить в Индию из метрополии, что ухудшило кадровый состав армии, полиции, судов.
- грамотность индийского населения была на низком уровне, что не позволяло проводить широкие демократические реформы.
Материал подготовлен на основе статьи Алексея Викторовича Сагимбаева ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РЕФОРМЫ МОНТЭГЮ-ЧЕЛМСФОРДА В БРИТАНСКОЙ ИНДИИ.