Найти тему
DEITA.RU

Умер Генри Киссинджер: каким видел мир и СВО ярчайший политик холодной войны

В возрасте ста лет умер бывший госсекретарь США, Нобелевский лауреат Генри Киссинджер, сообщает ИА DEITA.RU.

Именно он занимал ключевые посты в штатах во время холодной войны, а также немало способствовал сближению США с Россией и Китаем. Кроме того, Киссинджер неоднократно высказывался и об украинском конфликте. Генри Киссинджер в своих работах говорил о глобальных вопросах мировой политики. Отношения сверхдержав - отдельная глава в истории как его работы, так и публичных высказываний.

В частности, политику взаимодействия СССР (России) и США он сравнивал с двумя пробирающимися по комнате тяжеловооруженными слепыми бойцами. Каждый их них при этом думает, что другой - зрячий.

«Обоим следует знать, что часто в недосказанности, компромиссе и неясности заключается сущность политики», - говорил Киссинджер.

В 1972 году Брежнев и Никсон заключили договор об ограничении СНВ. В нем имелся важнейший пункт о том, что различия в идеологии СССР и США не являются препятствием для развития между ними нормальных отношений. Одним из разработчиков документа был Киссинджер.

В то же время, Киссинджер - ярчайший представитель типичной американской модели поведения в политике. Этакой сочувственной мины, нажимающей на кнопку ракетной атаки. Именно он в годы войны во Вьетнаме одобрил все нечеловеческие бомбардировки городов. Но в это же время, он же работал над мирным переговорами с Северным Вьетнамом.

Госсекретарю ставят в заслуги урегулирование палестино-израильских конфликтов в шестидесятых и семидесятых годах, но также его и иных крупных чиновников из администрации Никсона подозревают в поддержке чилийского военного переворота, в результате которого к власти пришел военный диктатор Аугусто Пиночет.

Киссинджер и действиями, и словами констатировал отсутствие ключевой роли нравственности в ведении внешней политики.

«Страна, требующая нравственного совершенства в своей внешней политике, не добьется ни совершенства, ни безопасности», - говорил он.

Немало высказывался бывший госсекретарь и о текущем военном конфликте Украины и России. Признавая некую справедливость требований Москвы, он все же упорно гнул линию сопротивления России и необходимости обеспечивать Киев всем необходимым для победы. При отсутствии, как сказано выше, нравственных основ - но и сохраняя дистанцию от действительного людоедства.

Истинными причинами противостояния он видел предположение, что Россия находится в плену собственной амбивалентности между восхищением и чувством неполноценности или опасности, исходящей из Европы. Украина в НАТО для Москвы - вариант, неприемлемый ни при каких обстоятельствах. Однако ответ он считал слишком иррациональным.

По его мнению, условия окончания конфликта с Россией должны предусматривать возвращение Киеву всех утраченных территорий «за спорным исключением Крыма». При этом он считал возможными несколько сценариев, которые в разной степени означают победу той или иной стороны.

Так, победой России Киссинджер называл остановку конфликта с вхождением в состав России всех территории, на которых она присутствует на момент начала переговоров. Только такой сценарий бывший госсекретарь считал удачным для Москвы, не упоминая о демилитаризации и денацификации.

Поражением Путина же Киссинджер называл перемещение линии соприкосновения к моменту начала спецоперации и вступление Украины в НАТО. Такой сценарий мог бы стать катастрофой для Москвы. Попытки же вытеснить Россию из Крыма и Севастополя Киссинджер называл крайне рискованными. Это неминуемо привело бы к прямой войне.

В целом Генри Киссинджер балансировал между здравым смыслом и верой в исключительность запада. Не увлекаясь утопической идеей о поражении Путина, он допускал компромиссы. На сегодняшний день ситуация такова, что Москва имеет все шансы осуществить негативный по Киссинджеру сценарий - с выполнением максимального количества озвученных ранее требований.