#кейс_согласовано_с_ординантом
Соматоформные расстройства – это телесные симптомы, которые нельзя объяснить органическими заболеваниями и которые не являются последствиями уже описанной психической симптоматики (депрессии, ПТСР, панического расстройства). Встречаются эти расстройства часто: на них приходится более 30-40% случаев в широкой врачебной практике. По Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) соматоформные расстройства имеют свой код, F45.
Что такое «соматоформные расстройства» простым языком? Это когда человек чувствует нарушения собственного здоровья, а при неоднократных обследованиях ничего или почти ничего не находят. Расстройства тесно связаны с ипохондрией, развитием депрессии, тревоги и истерии.
Часто симптомы возникают еще до 30 лет. Их нельзя привязать только к одной системе внутренних органов и нельзя списать на имитацию. При этом у человека нет ни шизофрении, ни другой родственной болезни, нет и аффективного или панического расстройства. Жалобы отмечаются в течение нескольких лет; человек отмечает, что медикаментозное лечение не купировало симптомы или даже привело к их ухудшению.
В настоящий момент соматоформными расстройствами и их подвидами занимается психология. Здесь хочу отметить эффективность в работе с соматоформными расстройствами аутоординационного направления в психологии и психотерапии.
Опишу случай. Ординант (клиент): женщина, 35 лет, не замужем, детей нет. Предприниматель. Изначальный запрос (перед самой первой сессией): хочет восстановить качество жизни, потому что, цитирую, «болит то тут, то там, при этом ничего не находят». Боли отмечались то в области лобных пазух, то в области правого подреберья, то в области мочевого пузыря. Диагноз «Дискинезия желчевыводящих путей» был установлен еще в детстве, но, со слов девушки, тогда живот не беспокоил. Даже больше: она ознакомилась с большим количеством литературы по психологии и психосоматики и сделала вывод, что и те эпизоды болей в животе с тошнотой были, скорее, после стрессов, после семейных скандалов. Болей же в пазухах или в других областях она и вовсе не помнит.
Напомню: психология аутоординационного направления рассматривает психосоматические проявления как скопление в психике очагов скрытого напряжения. То есть, это негативные ситуации из прошлого, которые откладываются не только в психике, но и в памяти тела (соматической памяти). Они связаны с вегетативной нервной системой и, в частности, с регуляцией работы лимфатической системы.
Кроме того, сдерживание очагов скрытого напряжения приводит к расходованию организмом энергии. И, соответственно, если их убирать, будет не только постепенно уходить болевая симптоматика, но и увеличиваться работоспособность человека, а также – его мышление, память и другие психические процессы.
Это говорит о том, что психотерапевтическая работа проводится физиологично, по законам функционирования нашего пятиединого организма.
В данном случае девушка, наблюдая за собой в динамике (1,2 года после 45 сессий), пишет:
1) «Заметила, что становлюсь более расслабленной, менее тревожной. Хочется больше наслаждаться жизнью».
2) «Смотрю на себя-прошлую и не понимаю, как можно было столько времени отдавать работе? А гулять когда? А друзья? Причем, что интересно, это уже не про «заставить себя» гулять, как это было недавно, когда я подчинялась «надо». Как-то само хочется».
3) «Маленькое наблюдение: заметила, что улучшилась пространственная память. Мы тут гуляли по новому городу, и я вдруг поняла, что помню, куда надо идти, чтоб вернуться в отель. Я, конечно, еще буду наблюдать, как-то прямо странно, ведь всегда считала, что у меня пространственный кретинизм или как там его».
4) «Заметила, что вставать стало легче, стало поменьше это утреннее уныние. Раньше я думала, что это нормально, а теперь вообще хочу от него избавиться. Кстати, до меня дошло про радость новому дню (читай «зона роста»). Пока, конечно, не радость, но уже и не так, что то ли встала утром, то ли воскресла».
В данном посте я не приводила отзывы ординантки насчет улучшения ее отношений в семье и коллективе, так как ставила цель только показать так называемую ресурсность работы, то есть, возвращение физиопсихической энергии организму, которая была направлена на положительные динамические подвижки в эмоциональной, когнитивной и мотивационной сферах личности.
Конечно, девушкой проведена большая работа (порядка 200 астрономических часов за 45 сессий). Сейчас мы работаем эпизодически, в рамках психогигиены.