Найти в Дзене
Нервный Режиссёр

Разрешите обратиться

2023
Россия
режиссёр - Илья Ермолов
сценарий - Дмитрий Минаев, Сергей Пекин, Филипп Коняшов, Роман Непомнящий, Данил Lumerz
актёры - Андрей Гальченко, Даня Киселёв, Анна Завтур, Ростислав Бершауэр, Ян Цапник

Начну, как ни странно, с резюме. Сериал «Разрешите обратиться» мне понравился. Он умело сделанный, увлекательный и, что самое удивительное, неглупый.

Оперуполномоченный Гоша Котов с детства мечтал стать таким же крутым, как его легендарный отец, погибший ещё в 1990-х. Поначалу у Гоши не очень получается ловить преступников, потому что он трусоват, но по стечению обстоятельств его кусает заражённая собака, и парень становится оборотнем — невероятно сильным и ловким, с обострёнными слухом и обонянием. Но что остается в Гоше неизменным — его острое чувство справедливости...

Современные отечественные сериалы принято ругать, и, положа руку на сердце, большая часть из них этого достойны. «Разрешите обратиться» тоже не идеален, в нём есть откровенно неудачные решения. На мой взгляд, этот сериал вполне мог бы уложиться в полный метр, а не растекаться мысию по пятнадцати эпизодам. Остался непонятным способ излечения от оборотничества (припасли в качестве загадки для продолжения?). «Финальная битва», роль в ней главных героев и способ победы над злодеем представляют собой такую залепуху, что обнять и плакать. Даже закрадывается подозрение, что после появления третьего оборотня как-то резко сменился состав авторов, и сериал завершали люди, набранные по объявлению.

-2

И, возможно, вас удивит, как после такого количества косяков ещё можно хвалить сериал? А вот можно!

Тема оборотничества (как и вампирская тема) настолько канонизирована кинематографом и литературой, что уже и не ожидаешь встретить какие-то новые идеи в этом жанре. Даже мотив «оборотней в погонах» вызывает ассоциации скорее с продажностью, чем с мистикой. И тем более приятно увидеть, как развили эту тему авторы сериала. Они, разумеется, несколько приземлили супергероику, чем весьма удачно вписали оборотня в нашу действительность. И получилось, на мой взгляд, неплохо.

Честно говоря, сериал ещё несёт в себе проклятье дурацкого образа российской провинции: пьянки, тупость, нищета. Но среди персонажей уже встречается и симпатичная во всех отношениях эко-активистка (дама сердца, она же damsel in distress); и гениальный учёный (которому королевство реально маловато, разгуляться в нём негде); и бестолковые с виду охранники, которые готовы восстать против своего шефа, когда он теряет берега; и мажор, который честно признаётся, что любит малую родину. Это приятно: наконец-то общество киношное начинает походить на общество реальное, состоящее из разных – в том числе и хороших! – людей.

-3

Главные персонажи отлично придуманы и отлично сыграны. Инфернальный и страшный без всякой мистики мэр города Корчагин (Р. Бершауэр) – воплощение абсолютного зла, безумный руководитель и отец, готовый как Сатурн сожрать своих детей. Кроме себя мэру вообще ничего не важно – ни семейные отношения, ни люди, ни земля, на которой он живёт. И он реально страшен в своей отмороженности.

-4

Его сын Ден (Д. Киселёв) – и свободный, и инфантильный, и добрый, и безжалостный, и храбрый, и потерянный, и амбициозный, и непредсказуемый. Честно – я даже не сразу решила для себя, хороший он или плохой. Он явный продукт своей среды, семьи и возможностей, которые та и другая ему предоставляют. И в то же время он имеет свои принципы, которым неуклонно следует, и цели, которые последовательно достигает. Папа и сын очень разные, это выражается в поступках, в манере речи, в каждой фразе, в движении. А уж когда между ними разрастается конфлкт, то даже оторопь берёт, настолько они стоят друг друга. Таких персонажей, полагаю, было интересно и придумывать, и играть.

-5

Главный герой Гоша (А. Гальченко) замечателен, и роль его сыграна отлично. Самое интересное, что рассматривать его хочется вовсе не в ключе «супергеройства», которое он, уже обратившись, демонстрирует в показательном шухере, устроенном преступному сообществу. Свои сверхспособности Гоша в какой-то момент начинает расценивать как «неведомое зло, которое носит в себе», и его охватывает растерянность и страх. Когда же новая ипостась Гоши открывается мэру, и тот хочет воспользоваться молодым оборотнем, чтобы сделать своим приемником и «передать дела», герой решает вообще уехать из города. Потому, что предложение ему отвратительно (человеческое в нем ещё живо), и он не хочет никому причинять вреда.

И вот тут-то случается совершенно изумительный сюжетный поворот.

-6

Часть жителей города перекрывают беглецу дорогу и заявляют, что мэр под угрозой репрессий велел им остановить героя и вернуть его обратно, чтобы он занял подготовленное для него почётное должностное место. Репрессий, понятное дело, не хочет никто из них. И, уговаривая Гошу, они объясняют, что его отказ лишит их работы, привычного жизненного уклада, а у них семьи, жены, дети, долги, ипотеки и кредиты. И в доказательство того, как им всё это дорого, парламентёры встают перед героем на колени, даже ставят на колени ребёнка, которого притащили на эту встречу для пущей убедительности.

Герой, разумеется, остаётся. На высоком посту. При шикарной тачке, не менее шикарной женщине, которую не любит, и при власти, которую он поначалу пытается использовать для борьбы с преступностью, но быстро…

Что было дальше, я раскрывать не буду.

-7

Борьба между зверем и человеком в одной личности – сюжет не новый. Разумеется, тут многое зависти от самой личности. А от окружения? Того окружения, которое шантажирует героя своими бедами и несчастьями и тем самым толкает на «путь зверя» – а, оставшись в городе, главный герой на самом деле начинает спуск в ад, превращаясь из внезапно повзрослевшего провинциального пацана в инфернального монстра. И не того, который под влиянием эмоций отращивает клыки и пыхает глазом. А в хладнокровного и сволочного начальника полиции. И сказать, мол, его вынудили или обманули, невозможно. Прекрасно он понимал, на какую дорожку становится, когда его умоляли не покидать город и сохранить привычный жизненный уклад его жителей. Выбор он сделал осознанно. И только потому, что он действительно чуткий и добрый человек, он пожалел людей, которые к нему обратились – и стал таким, каким был им нужен.

-8

А вот сами люди, напуганные возможностью лишиться своего нищенского благополучия, даже и не подумали, что между человеком и зверем они выбирают зверя – и губят человека.

Очень современный мотив, не так ли? Да вот только…

Неужели мы и правда такие?